Методы воспитания в позитивной педагогике
статья

Козловская Светлана Александровна

В докладе рассматриваются основные методы позитивной педагогики, их название,описание и способы применения на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt313.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  воспитания в позитивной педагогике

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема коррекции, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса. Для решения всех этих проблем мы используем все возможные методы и приёмы. Сегодня я хочу рассказать вам о позитивной педагогике и методах воспитания в позитивной педагогике.

Как известно, педагогика    представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Позитивная педагогика – педагогика сопровождения, поддержки и сотрудничества.

Позитивная педагогика строится на уверенности в возможности управления человеком своими отрицательными чертами и отрицательными сторонами жизни в ходе личного самосовершенствования и продуктивного взаимодействия с миром и людьми.

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика, а предпосылкой этого принятия, т. е. первым шагом - умение увидеть в любо ребенке что-то хорошее.

1) Принцип ненасилия.

Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него психологических проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе, к позитивным изменениям, на веру в его способность найти в себе силы для разрешения самостоятельно этих проблем. Это становится возможным, если принимать человека таким, какой он есть.

2) Принцип позитивности.

обозначает центрированность воспитателя  и ребёнка на положительном опыте.

3) Принцип "Я - сообщений" вместо "Ты — осуждений".

В фразах по типу Я-сообщения”, мы, прежде всего, описываем то, что происходит с нами в ответ на поведение или слова другого человека, а не указываем ему, как действовать, что бы нам стало лучше. “Ты-сообщение” же наоборот, прежде всего, содержит рекомендацию другому, как ему поступать, при этом совершенно может не передавать никакой информации о том, почему именно мы считаем, что другой человек должен это делать.

4) Принцип зеркала или "С точки зрения другого".

Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. 

5) Принцип обратной связи.

6) Принцип несравнения.

7) Принцип тайны.

8) Принцип ответственности.

9) Принцип личного примера

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов , которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах , а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Методы воспитания в позитивной педагогике

 

1. Метод доброты (сказка) состоит в том, что без этой фундаментальной основы результаты действий не принесут ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Идея добра должна пронизывать все свершения. Доброжелательности, добродушия, добросердечности не хватает в нашей современной жизни и не достаёт в работе большинства наших школ.

2. Метод успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости- сродни способности восхищаться чем-то в других людях. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить её яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости»- это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровье сберегающим результатом, но и замечательная педагогическая программа воспитания.

3. Метод эффективности усилий - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Необходимо формировать это пространство грамотной заботы об учениках, работая в котором невозможно оставаться грубым авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Метод результативности - в целенаправленном воспитании культуры учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

5. Метод соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.

6. Метод технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приёмов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

7. Метод надёжности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков.

8. Метод перспективности преобразований состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в её разработке, кроме учёных, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по педагогике "Методы воспитания" в системе СПО

Данная презентация урока по педагогике предназначена для проведения на интерактивной доске. Благодаря данной презентации студенты знакомятся с классификацией методов воспитания. В презентации показан...

Традиции духовно-нравственного воспитания в российской педагогике

          В современном мире воспитание патриотизма и гражданственности остается одной из главных задач педагогики. На выполнение этих задач и должна быть направлена вс...

Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков

     Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко...

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....

Реферат по педагогике "Методы воспитания".

Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как методы воспитания. Вопрос воспитания подрастающего поколения актуально встает перед каждым родителем, воспитателем, педагогом.  Взрослые ежедневно...