«Методы и приёмы театральной педагогики как мотивация к обучению»
опыты и эксперименты на тему

Ларионова Ольга Анатольевна

 Опыт учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления «Методы и приёмы  театральной педагогики как мотивация к обучению»

  • Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной , ибо хочу быть человеком…

  • Ф. Достоевский

 

  • В старину на Руси бытовало присловье: «Людей много, да человека нет». Стало быть, не всякий, рожденный человеком, становится им.

Что же делает человека человеком?                       

Прежде всего – чувство прекрасного.

Прекрасен мир, в котором мы живем.

Но красоту окружающего чувствует далеко не каждый.

Это тревожно.

потому что понятие прекрасного объемлет не только природу и искусство.

Прекрасна Родина моя.

Прекрасен мой народ.    

  • Василий Александрович Сухомлинский исследовал механизмы познания - мотивы, эмоции, стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. 

        Особенное значение в воспитании он придавал эмоциональным переживаниям.

  • Духовный мир личности зависит от того, как глубоко способен человек переживать такие чувства, как

радость,

 восхищение,

удивление,

печаль,

тревогу,

стыд,

гнев,

возмущение,

смущение,

угрызения совести...

  • Воспитательная среда понимается как самоценный компонент образования – «жизненный мир», в котором происходит взаимодействие детей и взрослых

  • На данном этапе социального развития общества воспитание включает в себя формирование 5 ключевых компетенций

передачу социального опыта человечества и мировой культуры

непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей

организацию жизни и деятельности воспитанника

создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

.      

  •           Я хотела бы определить три основных фактора, влияющих на формирование человека. Это развитие, образование и воспитание. А основной питательной средой, способствующей  росту личности, является мотивация, личностная установка на созидательные действия, социально-значимую инициативу .  .

  Не только учить, сколько сохранять и порождать традиции, творить уклад жизни, формировать среду общения.  Первостепенным фактором воспитания является создание питательной — формирующей. — среды, обеспечивающей сочетание гармоничности отношений, комфортности и эффективной познавательной мотивации. Такая среда необходима для успешного образования и воспитания, поскольку она является культурной почвой для развития индивидуальности.

             Только на положительных эмоциях человек стремится к самосовершенствованию.                  Очень трудно найти правильные пути к ученику. Волшебным ключиком может стать театральная педагогика.

  • Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.

  • В качестве таких “предлагаемых обстоятельств” может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста.

      Каждая из трех областей культуры - наука, искусство, реальная жизнь - это те же        “предлагаемые обстоятельства”.

  • Задача педагога - помочь ребенку овладеть различными методами познания, уметь выбрать соответствующий инструмент, позволяющий настроиться на предлагаемые обстоятельства, и научиться действовать в них

  • Педагог имеет много общего с профессиями актера и режиссера.

Как актер, так и классный руководитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя.

Заразительность, убедительность, артистизм воспитателя, как и актера, могут обеспечить ему успех.

  • Я  работаю классным руководителем  6 «В» класса для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Знакомство с учениками я начала  с диагностических портфелей, которые ведутся с 1 класса. Я выяснила, что в основном у таких детей западают коммуникативные навыки. Мои воспитанники очень тяжело шли на контакт, не говоря уже   о проявлении каких-то своих артистических способностей.

Попробовав разные технологии, я остановилась на театральной педагогике. Как бы играя, мы  учимся раскрываться, проявлять свои эмоции в словах.

  • Интерес театральной педагогики заключается  и в интеграции содержания учебного материала, что даёт возможность не только классному руководителю , но педагогам

организовывать микроклимат , способствующий более полному раскрытию ребёнка на уроках, повысить мотивацию учащихся.

  • Я предлагаю следующие формы работы, которые можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;

ролевая игра;

игры с предметом;

модель развертывания процесса от замысла до реализации;

взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;

рассмотрение замысла с разных сторон - из разных языковых пространств ,это принцип изучения одного явления сквозь призму различных учебных предметов.

актуализация незнакомого;

воздействие на чувства зрителя и вовлечение его в процесс игры.

  • Театральная педагогика охватывает все направления воспитательного процесса.

  • Театральная деятельность реализует один из основополагающих принципов современного образования – принцип личностного подхода , который предполагает максимальное развитие творческого  потенциала детей, формирование  человека , способного наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в дело свой талант

  • Учащиеся моего класса  для детей с тяжёлым нарушением речи в прошлом году имели возможность в полном составе поучаствовать в конкурсе «Наши таланты», где показали своё маленькое мастерство.

  • На воспитание ребёнка влияет огромное количество факторов:

Семья

Школа                                                                                                  

Социум

Внешкольные

    занятия

Средства массовой информации

Религия

              Однако в сегодняшнем мире, когда многие родители видят свой вклад в воспитание ребёнка  лишь в возможности одеть и накормить, основным институтом, способным формировать в ученике умение видеть и творить красоту , является школа.

  • Конечно, руководитель должен работать не один , в составе дружной команды. В мою команду входят родители, социальный педагог, школьный инспектор, психолог, логопед, Центр ПМСС, городская библиотека .
  • Вместе мы стараемся  воспитывать у своих учеников  уважение к истории и традициям нашей страны .Традицией нашего класса стала минута молчания возле монумента Славы 18 февраля,
  •  посещение музеев, рассказывающих о великом прошлом нашей страны, о людях, которые являются  примерами для жизни моих учеников,
  •  интерес к обрядам и ремёслам Новгородского края.

         

  • Основным в воспитательном процессе является здоровьесберегающий фактор. Мы предпочитаем активный отдых. Это   и прогулки, и походы, и дни здоровья,

  •  и кросс наций , в котором ежегодно участвуют мои ученики,

  • и просто  подвижные игры на свежем воздухе.

  •  Мы не только сами с удовольствием занимаемся спортом, но пропагандируем здоровый образ жизни среди учащихся .В конкурсе агитбригад за здоровый образ жизни мы заняли третье место.
  • Как часть физической нагрузки являются  в нашем классе и занятия танцами, которые принесли нам второе место в школьном конкурсе «Танцуй,танцуй»

  • Результатом такой деятельности является то , что дети  стали реже болеть, перестали пропускать занятия, вырос процент качества знаний.

  • Основными  образовательными помощниками моих учеников являются книги. Классные часы, которые мы назвали «В мире интересного»,  помогли нам победить в конкурсе «Классное чтение»( показать книгу)

  • Дети стараются принимать участие  во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Инфознайка», «Кенгуру».

  • Традиционным стало в нашем классе участвовать в конкурсе «Фантазии осени»,

  • отмечать Новый год и дни рождения, день Защитника Отечества и 8 Марта совместно с родителями.

         

  • Эти мероприятия проходят в нашем кабинете, о котором дети очень заботятся : делают уборку, украшают к праздникам, ремонтируют.

  •  Не случайно наш кабинет признан одним из самых уютных.

  • Хотелось бы также заметить, что учащиеся моего класса добиваются успехов не только в школе, но и  в других учебных заведениях.

         

  • А начинали мы с малого  с театрализации простого и доступного материала, с проявления себя,  с возможности общаться и делиться положительными эмоциями, то есть дарить друг другу радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.

Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....

Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"....

Опорные схемы и алгоритмы как метод формирования мотивации к обучению на уроках русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Метод опорных конспектов эффективен при подготовке к ГИА  и ЕГЭ по русскому языку. Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить и обобщить  весь учебный ма...

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...