«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
презентация к уроку (5 класс)

Проклова Ирина Юрьевна

Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)

Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых  согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.51 КБ
Файл k_uroku.pptx656.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

(5 класс, коррекционно-развивающее обучение)

Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых  согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Аукцион связных текстов на тему: «Мы едем в лес» (ребята читают свои работы, определяют лучшие из них).
  2. Словарный диктант  (Слайд №2)
  1. Словарно-орфографическая работа (Слайд №3)

Гигант – «ги'гас» - очень большой, «великан» (греч.) гигантский

Окрестный – «крест», «окрест» - вокруг (рус.) окрестность

В старину говорили: взгляни окрест себя, то есть взгляни вокруг.

Счастье – часть – «доля» + ¬с- «хороший» (рус.) счастливый.

В старину приставка  ¬с- в некоторых словах имела значение «хороший», счастье – «хорошая доля».

- Какое правило мы должны соблюдать при написании данных слов?

(Во всех этих словах есть непроизносимая согласная буква.)

Заметьте: непроизносимые согласные чаще всего появляются на стыке разных частей слова, обычно корня и суффикса. Но если вы будете вдумываться в состав слова, то ошибок в подобных словах не сделаете.

  1. Знакомство с орфограммой №4 (правило на с.20) (Слайд №4)
  1. Найдите примеры непроизносимых согласных в упражнении 47. Подберите проверочное слово так, чтобы согласный звучал отчетливо. Запишите эти слова вместе с проверочными словами.

-Почему вы выбрали именно эти слова, докажите.

  1. Чтение правила (с.20, орфограмма №4)
  1. Физкультминутка (Слайд №5)
  1.   Закрепление правила.
  1. Самостоятельное выполнение упражнения 48 (по образцу). (Имейте в виду, что в некоторых случаях непроизносимого согласного нет).
  2.  Вставьте , если нужно, необходимые буквы,    напишите проверочные слова (или подберите их устно). (Слайд №6)

И ужас…но, и опас…но букву Т писать напрас…но!

Всем извес…но, как прелес…но букву Т писать умес…но!

  1. Контрольное списывание. (Слайд №7,8)

Спишите тексты (стихотворные) с доски, тщательно сверяя каждое слово. Потом еще раз проверьте, исправьте ошибки. Выпишите свои ошибки под списанными строчками из стихотворений русских классиков.

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

(А.С.Пушкин)

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод…

(А.С.Пушкин)

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

(Н.А.Некрасов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок.

(Н.А.Некрасов)

4. Найдите лишнее слово.  (устно) (Слайд №9)

Капустный, опасный, честный, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

-Спросить у детей,  в каких словах они допустили ошибки, почему, какую непроизносимую согласную  они не услышали. (разобрать ошибки).

  1. Итоги  урока.

- Чему вы себя сегодня научили на уроке?

- Что вы уже знали?

- Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)

-Что показалось трудным на уроке?

-Выставление оценок.

Домашнее задание: 1) выучить правило (орфограмма №4); 2) упражнение 49. (Слайд №10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова Автор: Проклова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Словарный диктант Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.

Слайд 3

Словарно-орфографическая работа . Гигант – « ги'гас » - очень большой, «великан» (греч.) гигантский Окрестный – «крест», «окрест» - вокруг (рус.) окрестность В старину говорили: взгляни окрест себя, то есть взгляни вокруг. Счастье – часть – «доля» + ¬с - «хороший» (рус.) счастливый.

Слайд 4

Физкультминутка Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши) Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны) И побежим кругом (бег на месте).

Слайд 5

Проверь себя Упр.№ 47

Слайд 6

И ужас…но, и опас …но букву Т писать напрас …но! Всем извес …но, как прелес …но букву Т писать умес …но

Слайд 7

Контрольное списывание Еще ты дремлешь, друг прелестный… (А.С.Пушкин) Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод… (А.С.Пушкин)

Слайд 8

Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна. Грустную думу наводит она. (Н.А.Некрасов) И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.А.Некрасов)

Слайд 9

Найдите лишнее слово . Капустный, опасный, честный, грустный. Известный, участник, вкусный, яростный.

Слайд 10

Домашнее задание : 1) выучить правило (орфограмма №4); 2) упражнение 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

5 класс Непроизносимые согласные в корне слова

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство)...