ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

Выборнова Наталья Игоревна

Речевое дыхание является основой звукопроизношения, фонации, зву­кослоговой и ритмико-интонационной структуры речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос человека, благотворно действует на его здоровье.

Неумелое пользование дыханием может лишить речь легкости, яркости, си­лы, вызвать голосовые заболевания. Работа, направленная на развитие рече­вого дыхания, дает положительный эффект - увеличивает длительность и си­лу неречевого выдоха и оказывает влияние на воспитание речевого дыхания. Работа по развитию речевого дыхания начинается с использования раз­нообразных игровых дыхательных упражнений, не связанных с речью. Цель этих упражнений - научить детей делать умеренно глубокий вдох с после­дующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необ­ходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли громко и слитно произно­сить слова, фразы. Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыха­тельная гимнастика. Цель дыхательных упражнений - увеличить жизненную ёмкость, улучшить подвижность грудной клетки, научить ребенка рацио­нально использовать выдох во время речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются развитием более глубоко­го вдоха и более глубокого выдоха, выработкой у детей правильного дыхания в процессе речи. То и другое достигается в младшем школьном возрасте, с помощью игровых приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Дыхание — одна из первых важнейших физиологических функций человеческого тела, основа жизни и здоровья человека. У детей в норме, с физиологическим дыханием, формируется речевое дыхание.  Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности. Речевое дыхание — это управляемый процесс, в нем вдох осуществляется через рот и нос, а процесс выдоха идет через рот, вдох значительно короче выдоха. Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает:

 ‒ нормальное голосообразование;

‒ четкое звукообразование;

‒ создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем:

 ‒ слабый вдох;

‒ недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;

              ‒ неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.

Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»). Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.
          Работа по развитию речевого дыхания начинается с использования разнообразных игровых дыхательных упражнений, не связанных с речью. Цель этих упражнений - научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли громко и слитно произносить слова, фразы.

Савкова З.В. утверждала, что: «Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующий процесс трёх систем речеобразования (работы диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автоматизм голосообразования не подведёт, а будет действовать безотказно и чётко».

Алмазова Е.С. отмечает, что, прежде чем организовать работу по развитию дыхания, необходимо активизировать работу артикуляционного ап-

парата с помощью артикуляционной гимнастики. Её цель - выработка полноценных движений определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Цель дыхательных упражнений - увеличить жизненную ёмкость, улучшить подвижность грудной клетки, научить ребенка рационально использовать выдох во время речи.

При проведении дыхательной гимнастики, как отмечает Алмазова Е.С. необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Не переутомлять ребёнка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнения.
  2. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.
  3. Чтобы ребёнок не перенапрягая плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.
  4. Движения ребёнок должен производить плавно, под счёт, в проветренном помещении, до еды.

Недочеты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более глубокого выдоха, выработкой у детей правильного дыхания в процессе речи. То и другое достигается в младшем школьном возрасте, с помощью игровых приёмов.

Следует обратить внимание на то, что в систему игровых приёмов на развитие речевого дыхания включены упражнения, которые делятся на два вида:

  • Упражнения на развитие физиологического дыхания. Развитие вдоха и выдоха.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: упражнения с использованием дыхательных игрушек; упражнения с использованием речевого материала. Обратим внимание на дыхательные игрушки и укажем на то, что они предназначены для работы над формированием выдоха:

а)        плавного длительного выдоха;

б)        сильного выдоха;

в)        экономного выдоха.

Игрушки должны соответствовать некоторым требованиям: гигиеничности, эстетичности внешнего вида, быть интересными и занимательными, красочными, рассчитанными на дыхательные способности ребёнка.

Игрушки могут быть сделаны из разного материала: бумаги, пластмассы, мыльных пузырей, природного материала. Способы использования и содержательность также могут быть различными. Способ использования: на весу, на столе, на воде. Ребёнок должен надуть, чтобы сдвинуть с места, узнать картинку, раскрутить предмет.

Для развития физиологического дыхания игра «Узнай цветок».

Цель: закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование: два - три живых цветка, наиболее знакомых детям.

Описание игры: педагог вносит в комнату букет цветов. Дети совместно с педагогом вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Далее ребенок с опорой на картинку и с помощью педагога определяет какой цветок перед ним. Необходимо чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох и, затем, не поднимая плеч, медленный плавный выдох.

Аналогичное описание и других игр, таких как «Узнай ягоду», «Чей пароход лучше гудит», «Надуй игрушку».

Развитие речевого дыхания. Игры: «Приятный запах», «Придумай фразу», «Соседи», «Обгони», «Волшебное зеркало» и др.

В играх на развитие речевого дыхания предлагается решение таких важных задач речевого развития, как:

  • правильное построение предложений;
  • совершенствование ориентации в пространстве;
  • координации движений;
  • развитие ритмичной и выразительной речи;
  • закрепление представлений об окружающем мире.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они имеют целью научить ребёнка управлять своим вдохом и выдохом. Эти упражнения сводятся к естественному дыханию при говорении - вдох носом, выдох ртом.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести; о - х - или а - х, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с-с-с-с. Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без неё. Они сочетаются с движениями рук: вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо - влево, наклоны в стороны, вперёд; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. Примеры нескольких упражнений для развития речевого дыхания:

  1. Поднять руки через стороны вверх. По мере поднятия рук говорить слоги: падала... Опустить руки через стороны, сказать па - . Повторить несколько раз.
  2. Педагог: «Будем говорить слоги на одном выдохе», па - по - пу -пи - . Руки согнуть на уровне груди. Вдох - плавным движением развести руки вверх в стороны, сказать на выдохе: па -, затем сразу же без остановки плавным, слегка давящим движением развести руки в стороны: по -, руки согнуть на уровне груди и плавным давящим движением вытянуть руки вперёд: пу -, вернуть руки к уровню груди и вытянуть вверх: пи -. Повторить движением с другим согласным: м-а-м — о — м — у — м — и—.
  3. Руки положить на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпячивается вперед). На выдохе сказать: па (область диафрагмы при этом втягивается).

Повторить упражнение 4 раза, каждый раз произносить на выдохе разные слоги:

вдох - па        

вдох - пу        

вдох - пи        

вдох - пэ        

  1. Вдох - па— по— пу— (говорить протяжно на одном выдохе).

Вдох - папопу (сказать кратко в сопровождении движений; собрать пальцы рук в щепотку, поднести их ко рту и три раза быстро раскрыть).

  1. Чередовать протяжное и краткое произнесение слогов.

По мере увеличения занятий, задания усложняются.

Речевое дыхание является основой звукопроизношения, фонации, звукослоговой и ритмико-интонационной структуры речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос человека, благотворно действует на его здоровье.

Неумелое пользование дыханием может лишить речь легкости, яркости, силы, вызвать голосовые заболевания. Работа, направленная на развитие речевого дыхания, дает положительный эффект - увеличивает длительность и силу неречевого выдоха и оказывает влияние на воспитание речевого дыхания.

Первым, что следует делать при формировании устной речи, это развивать правильное речевое дыхание и голос.

При педагогическом воздействии владение правильным речевым дыханием идет быстрее: раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, усиление выдоха в процессе фонации звука, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе, создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания. Игры и упражнения по работе над речевым дыханием можно использовать как на индивидуальных, так и групповых занятиях. Они очень разнообразны, интересны и позволяют достичь поставленных целей и задач при работе с детьми с ОВЗ.

Список используемой литературы:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., Просвещение, 1973.
  2. Богатырева А. В., Косткина М. А. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018.
  3. Власова К.А., Пфафенродт А.Л. Фонетическая ритмика – М., Учебная литература, 1997.
  4. Савкова З.В. Воспитание речевого голоса. – Л., ЛГИК им. Крупской, 1973.
  5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Консультация на тему «Игровые приемы в развитии математических способностей у детей с ЗПР»

Консультация послужит хорошим помощником в организации занятийИспользование игровых приемов сделают занятие интересным и доступным для детей....

Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».

Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если ег...