Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».
консультация

Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если его речь несовершенна, то с расширением круга связей с окружающим миром становится важно, чтобы его понимали и другие взрослые, и сверстники. А при поступлении в школу, особенно становится видна связь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью.

Практика показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается развитие звукопроизношения, а значение формирования слоговой структуры слов недооценивается. Однако, нарушение слоговой структуры слов является наиболее стойким и трудным для коррекции дефектом речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».

Цель: расширить и обобщить знания педагогов по теме формирования слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с теоретическими аспектами нормы и нарушений слоговой структуры слова, правилами слогораздела.
  2. Рекомендовать игровые методы и приемы, способствующие формированию у дошкольников слоговой структуры слова.

Педагогам предлагается разделиться на две группы по принципу: 1 группа – чьи имена начинаются на гласные буквы, 2 – чьи имена начинаются на согласные буквы.

Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если его речь несовершенна, то с расширением круга связей с окружающим миром становится важно, чтобы его понимали и другие взрослые, и сверстники. А при поступлении в школу, особенно становится видна связь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью.

Практика показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается развитие звукопроизношения, а значение формирования слоговой структуры слов недооценивается. Однако, нарушение слоговой структуры слов является наиболее стойким и трудным для коррекции дефектом речи.

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно:

1г.3 мес. – 1г.8 мес. – ребенок часто произносит один слог услышанного слова: да, или два одинаковых: га-га, ту-ту;

1г.8 мес. – 1г.10 мес. – воспроизводятся двусложные слова: «киса», в трехсложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко), бака» (собака);

1.г.10 мес. – 2 г.1 мес. – в трехсложных словах иногда все еще опускается слог. Чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах: кобок (колобок), малёт (самолёт);

2 г.1. мес. – 2 г.3 мес. – в многосложных словах опускаются предударные слоги: ковка (морковка), иногда приставки: ципилась (зацепилась);

2 г.3 мес. – 3 г. – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Таким образом, к трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) моделью самого слога., 3) количеством слогов, 4) линейной последовательностью слогов.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

- элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова: на (луна), в его середине: гуница (гусеница), слово может не договариваться до конца: капу (капуста).

- итерации увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава (трава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове: деворе (дерево);

- перестановка звуков соседних слогов: гебемот (бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый: капута (капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения: тул (стул).

- вставка согласных в слог: лимонт (лимон).

4. Антиципации – уподобления одного слога другому: пипитан (капитан); вевесипед (велосипед).

5. Персеверации – застревание на одном слоге в слове, циклический повтор: пананама (панама), вавалабей (воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов: холодильница (холодильник и хлебница).

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Работа логопеда по преодолению нарушений слоговой структуры слов трудоемкая и имеет свою структуру. Воспитатели же могут осуществлять эту деятельность посредством игр и упражнений.

Начинать следует с игр на развитие слуховой памяти и слухового внимания на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»); заданий направленных на формирование пространственно-временных представлений (особенно таких, как: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Далее используются любые игры и упражнения на воспроизведение ритма (от простого к сложному).

Вербальная работа проходит четыре этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов, работа с фразами.

- произнеси звук столько раз, сколько точек на кубике, сколько раз я хлопну в ладоши и т.п.;

- пропевание звуков и звуковых цепочек: А, О; АУ, ИАО, ОУАИ;

- те же задания с выделением ударного звука: АУО, АУО, АУО;

- «Прочитай звук по губам» (а о у и э ы) – можно использовать картинки;

Задание педагогам: «Произнесите звук по-разному»

Послушайте, как по-разному может звучать один и тот же звук (Звук [А] - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу; звук [О] - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица).

Переходя к играм со слогами и словами, необходимо знать правила слогораздела:

  • слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный звук;
  • слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных;
  • состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
  • все слоги в русском языке стремятся к открытости;
  • если в середине слова встречается группа из нескольких согласных, они обычно отходят к началу слога, оставляя предыдущий открытым (ди-кто-фон, на-зва-ни-е, ре-да-кти-ро-ва-ни-е).

Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу!

Уровень слога 

Задание педагогам: 

Произношение цепочек слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку, построением башенки из кубиков, выкладыванием камешков бусинок и т.п.

«Пальчики здороваются» (произносить цепочки слогов и соединять пальцы рук).

«Слоги наоборот» (с мячом – можно по кругу). Например: СА-АС, ТСА-АТС, КЛА-АЛК, РО-ОР……

«Слоговой аукцион». Закончи начатый слог (СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт).

«Слоговые цепочки» (по кругу)

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающиеся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

«Хлопни в ладоши, если услышишь слог» (называть слова и слоги). Детям подготовительной к школе группы можно предлагать сочетания согласных, например, «кт». Они уже способны понять, что это сочетание не может быть слогом, т.к. нет гласного звука.

«Составь слог к схеме»: гласный – согласный (ап, он…); согласный-гласный (па, лу..), согласный-согласный-гласный (про, тру…) и т.п.  

«Назови слово» (взрослый медленно произносит слоги, а ребенок называет слово: «со-ба-ка», тем самым синтезируя слово из слогов).

«Соедини слоги» (для читающих детей). Детям предлагается соединить стрелками слоги, чтобы получилось слово.

Уровень слова

«Длинное-короткое», «Червяк и змея», «Пирамида», «Слоговой поезд»

 (Дети «измеряют» слово и соотносят с названием картинки).

Способы измерения – произнося слово, одновременно выполнять любое механическое действие: прохлопать, проверить ладошкой под подбородком; прошагать, выложить дорожку, н-р. из камушков - наглядно видно какое слово длиннее).  

 «Собери картинку» (собрать картинки, разрезанные на столько частей, сколько слогов в слове).

«Подбери слово к схеме» (соотнести название картинки со схемой).

«Сложные слова»

Составить из двух простых-коротких одно сложное-длинное («лед», «колоть» - «ледокол»)

Задание педагогам: 

«Слово сломалось»

«Подберите рифму к слову»

Например: «кошка» (мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

«Лишнее слово»

Внимательно прослушайте ряд слов и назовите слово не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Лимон, вагон, кот, бутон.

Мак, бак, веник, рак.

Совок, венок, каток, зуб.

Каток, маток, дом, поток.

«Придумай слово» (Придумай слово, которое начинается на «ка-», кончается на «-чок»)

«Слово меняется»

Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? Фотограф. Нет кого? Фотографа. Помогу кому? Фотографу. Вижу кого? Фотографа. Говорю с кем? С фотографом. Говорю о ком? О фотографе.

«Подскажи словечко» (ребенку предлагается закончить фразу, начатую взрослым «в рифму». Используются тексты на договаривание сначала односложных слов, затем двусложных и трехсложных).

«Найди слова с одинаковым слогом» или «найди одинаковый слог» (подобрать картинки).

«Назови ласково» («бант-бантик» – слово увеличивается за счет уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Уровень фразы

«Попугай» (повторять фразы, например: «Водопроводчик чинит водопровод», «Мотоциклист едет на мотоцикле») Фразы можно произносить с разными интонациями.

Задание педагогам: 

А мне не недодомогания.

Ложечка ты моя желобовыгибистая.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

«Путаница» (Исправь ошибки в предложении: «На Карине катается велосипед»).

«Так бывает?» (Ведущий бросает мяч и спрашивает, а тот, у кого мяч – отвечает полным предложением, начиная со слова «да» или «нет»).

  • У жабы шуба? Нет у жабы шубы.
  • У рыбы руки? Нет у рыбы рук.
  • У мухи лапы? Да у мухи лапы.
  • У кота зубы? Да у кота зубы.
  • У кита ноги? Нет у кита ног.
  • У деда сани? Есть у деда сани.
  • У мамы бусы? Есть у мамы бусы.
  • У Вовы часы? Есть у Вовы часы.
  • У дома ухо? Нет у дома уха.

Незаменимыми помощниками в работе по формированию слоговой структуры слов являются скороговорки, потешки, прибаутки, подвижные и хороводные игры.

1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!

Ушли кони со двора!

2. Дон-дон! Дон-дон!

Загорелся кошкин дом!

3. Би-би-би, гудит машина.

Не поеду без бензина!

4. Ква-ква-ква, кричит лягушка.

Ку-ку-ку, кричит кукушка.

5. Ахи-ахи-ахи-ох!

Баба сеяла горох!

Игра «Гуси».

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Пить хотите?

Да-да-да!

Гуси-гуси, вот вода!

Га-га-га! Га-га-га!

Игры, упражнения и речевой материал по формированию слоговой структуры можно найти в предложенной литературе и в логопедических кабинетах. Выбирать их следует с учетом возраста, речевого и интеллектуального развития.

Итог

Что нового узнали на семинаре-практикуме?

Что вам осталось неясным?

На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?

Литература

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
  2. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая стурктура слова: обследование и формирование у детей с общим недоразвитием речи. Логопедические технологии. – М., 2010.
  3. Большакова Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1996.
  4. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."...

Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования  слоговой структуры  слова у детей дошкольного  возраста....

Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения.

Опыт работы  учителя – логопеда Габнасыровой Руфины Бикмухаметовнына тему:  «Формирование слоговой структуры слова  у воспитанников  с  ОНР-3ур  через иг...

«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019

Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...