Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения.
статья

Опыт работы  учителя – логопеда Габнасыровой Руфины Бикмухаметовны

на тему:  «Формирование слоговой структуры слова  у воспитанников  с  ОНР-3ур  через игровые приемы и игровые упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  учителя – логопеда

Габнасыровой Руфины Бикухаметовны

на тему:  «Формирование слоговой структуры слова  у воспитанников  с  ОНР-3ур  через игровые приемы и игровые упражнения

Нефтеюганск 2022 г

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы

на тему:  «Формирование слоговой структуры слова  у воспитанников  с  ОНР-3ур  через игровые приемы и игровые упражнения.

Одной из важных задач в общей системе коррекционно – логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной , лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью  его устранить как в устной, так и в письменной речи.  Наиболее  эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

        Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность усвоения материала дошкольниками, являются игра и игровые упражнения

 В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной  деятельности с взрослыми и сверстниками. Включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно – познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной  успешности.

        Нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект, поэтому работа по ее формированию ведется поэтапно на протяжении всего периода логопедической работы с детьми,

                Коррекционная работа проводится в два этапа.

        1.Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале)

        Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

        2.Основной коррекционный этап (работа проводится на вербальном материале)

        Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Наиболее эффективны результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении  тщательной подготовительной работы.

 Работа построена по основному принципу коррекционного обучения  от простого к сложному.

На подготовительном этапе  совершенствуем координацию общих движений,  развиваем концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, формируем умение различать воспроизводить разнообразные речевые ритмические структуры, совершенствуем статистическую и динамическую координацию движений пальцев с помощью игр и упражнений с музыкальными инструментами, графическими рисунками, отбивание ритма по бусинкам ( тренажер).

(Слайд) На основном этапе воспитанники   овладевают  точным восприятием  и четкой артикуляцией гласных и согласных ,  дополнительно овладевают  ряд ручных поз, соответствующих  гласным и согласным звукам с помощью таких упражнений

  1. Упражнение « Кривляки»  ( используем зеркала)
  2. Упражнение  « Кулачок»  (ручные символы)
  3. упражнение  «Колпачок » (звуковой анализ)
  4.  Упражнение на тренажере ( звуковой анализ)

В этом упражнении  проводится звуковой анализ слога. Слоги с общим согласным,  общим гласным, закрытые слоги  их ряды пары, прямые и обратные с твердыми и мягкими согласными, прямые обратные слоги со звонкими и глухими согласными.

(Слайд) Учимся на слух дифференцировать  слова (короткие , длинные) с помощью таких упражнений

Упражнение  «Дорожки»

  1. Упражнение « Комочки» ( деление слов по слогам)
  2. упражнение «Пуговицы»
  3. Упражнение «Вагончики»
  4. Дидактическая игра « Добавь слог»

Проводится работа  с усложнением , предлагается воспитанникам односложные ,  двухсложные, трехсложные, четырехсложные слова с различными типами слоговой  структуры

  1. Дидактическая игра «Семицветик  ( предлагается  воспитанникам определить звук где находится, и какой схеме относится это слово)

(Слайд) Проводится отработка слоговой структуры слова на материале предложений, чистоговорок, текстов и стихов. Предлагается работа на тренажере.

При систематизированной работе и подключение в коррекционный процесс дидактические игры и упражнения на развитие речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развитие слоговой структуры слова.

(Слайд)

К вашему вниманию представляю занятие,   которое посвящено формированию слоговой структуры слова. На тему: «Путешествие  в Песочную страну»

Разрабатывая конспект занятия,  прежде всего, учитывала речевые заключения детей (ОНР- 3 уров), особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка, чтобы дубится  максимальной эффективности в занятии необходимо использовать индивидуальные формы работы, поэтому на занятии присутствовали дети  старшей группы 4 ребенка, посещающие коррекционный кабинет, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени,  занятие соответствовало  плану коррекционной работы и требованиям  программы. учитывая все это я наметила цель.

Цель: Формирование способности применять полученные знания и умения в практических и игровых упражнениях.

Для реализации цели были поставлены коррекционные  задачи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.
  2. Закрепить знания воспитанников о гласных звуках
  3. Закрепить звуковой анализ

Коррекционные:

  1. Коррекция фонематического слуха
  2. Развивать мелкую  моторику  кистей рук.
  3. Коррекция зрительного и слухового восприятия  с наглядным материалом.

Воспитательные:

  1. Закрепить умение работать в группе, в паре.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки общения.
  3. Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости.

методы работы: практические, наглядные, словесные игры, игровые.

приемы: речевой образец, поисковые, наводящие и подсказывающие советы, реплики, напоминания, оценка речи детей.

Предварительная работа:

- обучения правилам поведения при работе  с песком

- правильной артикуляции гласных звуков.

-  звуковому анализу

- отработка деления слов на слоги.

- тренировка в образовании сложных слов путем сложения двух простых.

Целевую направленность: Перспективное планирование соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях  детского сада.

Научность изложения: Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры А.Н. Стрельниковой   Большаковой С.Е, Агранович З.Е.  что повысило внутреннюю мотивацию детей в коррекционном - образовательном процессе.

В структуре занятии были использованы интеграция образовательных

областей, в соответствии  возрастными    особенностями и возможностями воспитанников

Занятие сочетает в себе образовательные области как Социально – коммуникативное, познавательное, речевое.

Методика проведения: В ходе занятия использовала наглядные, словесные практические игровые  методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Занятие построила по основному принципу коррекционного обучения от простого к сложному также разделила на три этапа: мотивация, основной, рефлексия.

Водная часть

Игровая мотивация активизировала воспитанников на решение поставленной проблемы как помочь медвежатам, воспитанники выполняли различные задания,  направленные на решения поставленных коррекционных задач. Чтобы создать благоприятный психологический фон, использовала рефлекторный круг , тактильный контакт. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон на занятии, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

На основном этапе решали задачу  на развитие мелкой моторики кистей рук, развивали тактильно – кинестетическую чувствительность, при работе с песком  дети передавали тактильные ощущения.

 Чтобы заинтересовать  детей, король отправлял задания в конверте. В первом  упражнении мы развивали зрительное восприятие, совершенствовали координацию общих движений; воспитанники по количеству составляющих элементов выполняли движения.

Воспроизводили ритм на основе тактильно кинестетических, зрительных, слуховых ощущений развивали  концентрацию слухового внимания, и  памяти.

Проводилась работа  с графическими рисунками,  воспитанники    использовали ударения для выделения ритмического рисунка.  Здесь мы развивали  зрительное и слуховое восприятие и ощущения с наглядным материалом.

В  следующем  упражнений

совершенствовали  координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Закрепили умение выделять гласный звук. Таким образом, зрительное восприятие и артикуляция послужило опорой развитии фонематического слуха.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.

В Упражнениях «Полоски», «Исправь ошибку» воспитанники,  развивали  умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять и самостоятельно анализировать  количество  слогов в слове

 После выполненных упражнений воспитанникам предложила вернуться   с необычного путешествия  в детский сад. На третьем этапе  с моей помощью воспитанники оценивали вид деятельности. Для закрепления знаний воспитанников  предложила найти предметы, которые составляют один слог, это послужило сюрпризным моментом для воспитанников.

На всех этапах занятия, побуждала детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и  психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом.

Заключительная часть

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость  каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались на игры с предметами. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Решая задачу закрепить умение работать в группе, в паре

практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Вывод: Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....