Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
статья по теме

Саяпина Надежда Константиновна

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

статья по логопедии

Саяпина Н.К.

учитель-логопед  ГБДОУ д/с № 18

компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

В процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание на то, что среди разнообразных проявлений речевой патологии одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка,  пропуски либо добавление новых слогов или звуков).  Особенностью этих  нарушений является их стойкость. Искажения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребёнка и на овладение письменной речью. Поэтому коррекция нарушений слоговой структуры слов является чрезвычайно актуальной и значимой проблемой.  Это побудило меня обратиться к теме: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи».

В системе языка с тремя её составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е.Левина, А.К.Маркова). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне. По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка. Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом. Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа). В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А.Н.Гвоздев, Б.Киттерман, Т.Г.Егоров), а в указанных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их воспроизведение дополнительно затруднено. А.К.Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты. Р.Е.Левина считает, что слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения и воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, Т.Г.Егоров наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребёнку легче выделить звуки из двухсложных слов с открытыми слогами и труднее анализировать слова с одним закрытым трёхбуквенным слогом и ещё труднее со стечением согласных.

Анализируя литературные источники, а также основываясь на результаты проведённой коррекционной работы,  можно сделать вывод о том, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения, что становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова. Также можно отметить, что у детей с общим недоразвитием речи, неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы всегда предшествует обследование ребёнка, которое  я проводила с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Так как усвоение слоговой структуры зависит от состояния ритмико-интонационного восприятия, обследовала ритмическую структуру, используя вербальный и невербальный материал (эти задания в дальнейшем включала в коррекционную работу).

Невербальный материал: 

- определить количество ударов;

- воспроизведение образца (со слуховой опорой, со зрительной, с тактильными ощущениями);

- воспроизведение ритма по словесной инструкции;

- в виде одиночных пачек ударов (- -  - - -);

- в виде пачек (по сколько раз?) ( - -  - -   - - );

- пачки ударов акцентированные (---  - - -  - - -) (стукни 3 раза, третий раз громче);

- со зрительной опорой (чередование кубиков по цвету, по размеру).

Вербальный материал: (задания на картинках и на слух для слогового анализа):

- ребёнок сам отстукивает слоговой контур слова с выделением ударного гласного;

- классификация картинок - разложить на 2 группы: двухсложные или трёхсложные, с ударением на первом слоге, на втором слоге.

Также есть определённая связь в усвоении слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Для определения уровня сформированности фонематического восприятия предлагала детям повторить ряды слогов из разных гласных и согласных звуков; из разных согласных, но одинаковых гласных; из разных гласных, но одинаковых согласных звуков; из одинаковых согласных и гласных, но с разным ударением.

Во время обследования выяснилось, что у всех детей с ОНР II - III, отмечалось нарушение произношения слов сложной слоговой структуры или фраз, наполненных труднопроизносимыми словами со стечениями согласных. Нарушения слоговой структуры проявлялись по-разному: отмечались перестановки звуков и слогов, опускание их или добавление. Чаще всего это проявлялось при произношении многосложных слов или трудных словосочетаний.

Дети с общим недоразвитием речи (второго уровня речевого развития)        затруднялись произносить двусложные слова, имеющие в своём составе обратный и прямой слоги. Количество слогов в слове сохранялось, однако звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов в слове часто воспроизводилась неверно (окно - «кано», «ано»; очки - «аки» и т.д.). При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом часто обнаруживалось выпадение звуков (банка - «бака», вилка - «вика» и т.д.). Наибольшие затруднения вызывало произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слоге. Здесь часто наблюдалось выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга», «вида», «ада» и т.д.). Искажения звуков более значительно и резко были выражены в трёхсложных словах. Наряду с искажением и опусканием звуков, встречались перестановки слогов и опускание их (голова - «ава», «ува», «коволя»; борода - «адя», «быда», «добора» и др.). Четырёх-, пятисложные слова и сложные слоговые структуры произносились детьми настолько искажённо, что слова становились совершенно непохожими на образцы. В ряде случаев происходило укорачивание многосложной структуры (милиционер - «аней», «мытате»; велосипед - «сипед», «сипек», «апед», «тапитет»»). Произношение ещё более нарушалось в развёрнутой речи. Нередко слова, которые отдельно произносились либо правильно, либо с небольшими искажениями, во фразе теряли всякое сходство с заданным словом.

Дети с общим недоразвитием речи (третьего уровня речевого развития) пользовались полной слоговой структурой слов, но отмечались - перестановки звуков, слогов и слов в предложении (колбаса - «кобалса», сковорода - «соквоешка»). Нарушения слоговой структуры слова проявлялись значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов, фраз с труднопроизносимыми словами. Для выявления степени и уровня нарушения слоговой структуры слов у каждого конкретного ребёнка, я подобрала слова с определёнными звуками и с различным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, в середине и конце слова; многосложных слов, состоящих из сходных звуков. Виды работ варьировала: называние предметных картинок ребёнком, повторение слов, ответы на вопросы.

Обследования речи детей с общим недоразвитим речи  показывают, что нарушение слоговой структуры слов составляют 100 %, а диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.  В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка
речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. К трём годам нарушения не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.        

В ходе логопедического обследования, выявила степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае, наиболее типичные ошибки, которые допускает каждый ребёнок. Это позволило установить границы доступного для каждого из детей уровня, с которого начинала коррекционные упражнения в индивидуальной и  подгрупповой  работе. Для этого поставила перед собой задачи:

  1. Формирование ритмико-интонационной структуры слова.
  2. Развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
  3. Развитие внимания, памяти, зрительно-пространственных функций.
  4. Создание фонетико-фонематической базы.
  5. Формирование навыков различных форм звукового и слогового анализа и синтеза.
  6. Формирование слоговой структуры слов с использованием зрительных и жестовых символов звуков, тактильных ощущений.
  7. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  8. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова с использованием текстов, содержащих звуки, которые в начале обучения употреблялись неверно (если произношение звуков исправлено).

9. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (если ребёнок владеет правильным произношением всех звуков речи).

Работу над темой осуществляла комплексно с применением коррекционных методик Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М, Филичевой Т.Б., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А., Милостивенко Л.Г.

Для осуществления поставленных задач:

  • сделала подборку

- упражнений, игр, иллюстративного материала для усвоения слоговой структуры слов;

  • упражнений и игр для развития фонематического восприятия и навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • речевого материала с большим количеством слов со стечением согласных звуков: сочетания слов, предложения, рифмовки, стихи, скороговорки, чистоговорки, рассказы.
  • предметных и сюжетных картинок;
  • разработала перспективное планирование, конспекты занятий по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов осуществляла взаимодействием с развитием лексико-грамматической стороны речи, взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоением ритмической, слоговой структуры слов, развитием фонематических функций. Для успешного решения коррекционных задач поддерживаю связь с воспитателями группы, направленную на индивидуальное сопровождение ребёнка. Работаю в сотрудничестве с родителями, повышая их педагогическую культуру через родительские собрания,  индивидуальные консультации, показы открытых занятий.  К концу года, у всех детей, прошедших коррекционное обучение, отмечалась заметная положительная динамика: значительно возросли возможности детей по воспроизведению слов сложной слоговой структуры и их звукослогового анализа.

Литература

  1. Логопедия, под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н., Москва, 1998.
  2. Основы теории и практики логопедии, под ред. Левиной Р.Е., Москва, 1968.
  3. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада, Москва, 1993.
  4. Маркова А.К., «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих  алалией», Москва, 1961.
  5. Милостивенко Л.Г., Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, СПб, 1995.
  6. З.Е.Агранович, Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, СПб, 2001.
  7. Т.А.Ткаченко, Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, Спб, 1998.
  8. Т.А.Ткаченко, Коррекция нарушений слоговой структуры слова, Москва, 2001.
  9. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Дети с общим недоразвитием речи, Москва, 1999.
  10. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, СПб, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...

Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете....

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...