Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методический материал

Ермолаева Алёна Сергеевна

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Дошкольный возраст является важным периодом становления ребенка как личности, именно в этом возрасте ребенок должен освоить красивую правильную речь, своевременно усвоив слоговую структуру слова. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению в будущем у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. При ее организации используются различные средства, например, дидактические игры, упражнения, включатся в образовательный процесс чистоговорки, привлекаются к работе родители, воспитатели, что обеспечивает комплексный подход.

Возникает противоречие между необходимостью проведения работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и недостаточной разработанностью в практике работы дошкольных образовательных организаций методических рекомендаций по ее решению.

Проблема исследования: каковы особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи?

Цель, объект и предмет исследования представлены на слайдах.

Задачи исследования:

1) теоретическое         рассмотрение проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в научной и методической литературе;

2) выявить особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

3) организовать и частично апробировать  работу по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий, и не являющимся приоритетным направлением логопедической работы, а это может стать причиной развития дислексий и дисграфий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

При изучении понятий слоговой структуры слова в своей работе мы взяли определение представленное на слайде.

Основной единицей слоговой структуры слова является слог, который А.А. Леонтьев определяет, как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции. По мнению С.Е. Большаковой, слог является минимальной произносительной единицей, одной артикуляционной командой, связывающей несколько звуков.

В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей. Так же А.К. Маркова выделяет 14 классов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности, которые также представлены на слайде. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него). Помимо прочего, по мнению Е.Ю. Медведевой, стоит отметить, что слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами, которые также представлены на слайде.

В своих исследованиях А.Н. Гвоздев выделяет несколько ступеней усложнения слоговой структуры слова.

1 ступень – способность произносить открытый слог (согласный – гласный).

2 ступень – способность произносить закрытый и прикрытый слоги

3 ступень – способность соединять вместе открытый и закрытый слоги, благодаря чем у в речи ребенка появляются качественно новые слова (пенал, совок).

4 ступень - новая сложность – стечение согласных

5 ступень – синтез, объединение закрытого слога и стечения согласных

6 ступень – самая сложная, наличие в слове нескольких стечений согласных (звезда, клетка, стандарт). Хотя слоги открыты – это самый сложный уровень переключаемости.

Диагноз «тяжелые нарушения речи» относится к детям: с ограниченным и слабым словарным запасом; с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи; с ограниченностью мышления и воображения; с отсутствием навыка общения; с трудностями в письме и чтении. Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность, а именно в:

  1. нарушении количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. нарушении последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. искажении структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. уподоблении слогов.
  5. устойчивое повторения.
  6. смешении элементов слова.

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по тем же законам, что и у нормативно развивающихся сверстников, но имеет ряд особенностей, которые предполагают проведение коррекционной работы в этом направлении. В частности, формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуется перестановками слогов, элизиями, редукцией многосложной слоговой структуры слова.

Таким образом, формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи должна проводится по этапам: воспроизведение звуков и слогов; восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры; автоматизация в речи слов различной слоговой структуры. В работу по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи могут включаться различные средства, в том числе игры, упражнения, чистоговорки, которые будут включены в совместную работу учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

С целью формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи было проведено на базе МБ ДОУ «Детский сад № 22» г. Междуреченск экспериментальное исследование.

Задачи исследования представлены на слайде. В экспериментальную группу вошли 10 детей в возрасте 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе для выявления уровня сформированности слоговой структуры слова мы использовали методику «Обследование состояния слоговой структуры слова», Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной. В методике присутствовало 4 пробы, в первой было 7 заданий, в последующих трех по 2. Результаты проведения методики показали, что у детей экспериментальной группы высокий уровень сформированности слоговой струкры слова нами был не обнаружен, средний и низкий уровень составили по 50%.

Таким образом, выявление уровня сформированности слогового состава слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи показало, что для них характерны пропуски слов, перестановки слогов в слове, сокращение стечения согласных, превращающее закрытого слога в открытый и слог со стечением согласных в слог без стечения. Для них сложно удерживать программу действия в процессе проговаривания, использовать слова различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Также нами было выявлено, что логопедическая работа, направленная на формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи основывалась на взимодействии учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Этапами работы выступали: воспроизведение звуков и слогов, восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры, автоматизация в речи слов различной слоговой структуры. На каждом этапе формирования слоговой структуры слова использовались игры-упражнения, упражнения, чистоговорки, которые гармонично вплетались индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, включались в режимные моменты воспитателями и проводились родителями с целью закрепления полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"

Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...