План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
методическая разработка

Динмухаметова Венера Мударисовна

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных условиях.

Несмотря на то, что в логопедической практике накоплено достаточное количество методик, технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина и др.). Но, тем не менее, мною предпринята еще одна попытка разработки методического и практического материала, направленного на формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с разными речевыми нарушениями, как одной из форм альтернативной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_18-19_1.docx29.36 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_po_predikativnoy_leksike.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

План

работы по самообразованию

по теме:

«Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

учителя-логопеда

Динмухаметовой Венеры Мударисовны

на 2018-2019 учебный год

п.Пангоды, 2018 г

Обоснование выбранной темы.

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных условиях.

Несмотря на то, что в логопедической практике накоплено достаточное количество методик, технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина и др.). Но, тем не менее, мною предпринята еще одна попытка разработки методического и практического материала, направленного на формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с разными речевыми нарушениями, как одной из форм альтернативной коммуникации. 

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, мнемотехнике: пиктограммам, значкам, системе символов).

В данной работе альтернативная коммуникация выступает, как способ дополняющий обычную речь, стимулирует развитие абстрактного мышления и символической деятельности.

Обоснование проблемы:

Решение проблем речевого развития является актуальной темой в дошкольном возрасте. Мнемотехнология направлена на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Она способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания, учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.

Цель самообразование по теме: повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками посредством использования мнемотехнологий.

Задачи самообразования:

1. Изучение опыта педагогов и логопедов практиков использования мнемотехнологий  в дошкольном воспитании и их влияние на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

2.        Разработка и апробация пиктографического словаря с использованием нескольких методов современных образовательных мнемотехнологий.

3.        Проведение консультативной помощи педагогам, родителям (лицам, их заменяющих) по внедрению мнемотехнологий в работу развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

4.        Подбор методов отслеживания эффективности использования мнемотехнологий в логокоррекционной работе.

Форма работы  с детьми:

  •  индивидуальная;
  •  подгрупповая;
  •  групповая;
  •  самостоятельная деятельность детей.

Форма работы с родителями:

  • консультирование;
  • наглядная агитация;
  • родительское собрание;
  • совместные досуги;
  • выставки;
  • анкетирование.

Этапы проработки материала:

I.  ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

1. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

-изучение методической  литературы и нормативных документов.

-участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ.

-изучение мнемотехнологий:

  • предикативная лексика;
  • «записывание» скороговорок, чистоговорок, стихов;
  • синквейны;
  • мнемотаблицы для рассказов описания.

2. Изучение материалов на сайтах:

-детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

-журнал «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/

II.  ЭТАП – внедрение в практику

Внедрение мнемотехнологии на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

2. Формирование методического комплекса (картотек):

  • предметный, глагольный, наречный словари;
  • скороговорок, чистоговорок, стихов;
  • синквейнов;
  • мнемотаблиц описательных рассказов

III.  ЭТАП обобщающий

1. Даигностика.

2. Представление материалов на личном сайте в сети интернет.

3. Распространение (участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ).

Форма отчетности

1. Викторина с родителями.

2. Отчет об итогах самообразования на педагогическом совете в форме презентации.

3. Оформление результатов по теме самообразования (систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию мнемотехнологии)

Предполагаемый результат:

формирование пиктографических картотек для осуществления коррекционно-образовательного процесса:

-предметный, глагольный, наречный словари;

-скороговорок, чистоговорок;

-синквейнов;

-мнемотаблиц описательных рассказов.

        План работы над темой

Месяц

Содержание работы

Результативность

Сентябрь

в течение года

1.Постановка проблемы

2. Определение цели и задач работы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта  специалистов по работе над мнемотехнологиями.

4. Изучение материалов на сайтах:

-детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

-журнал «Логопед» http://www.logoped-sfera.ru/ 

5. Прогнозирование результатов:

-отслеживание динамики;

Повышение  уровня профессиональных знаний.

Выявление уровня знаний и умений дошкольников старших групп по использованию пиктограмм

Октябрь

в течение года

1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ.

2. Круглый стол: «Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста».

3. Консультация: «Использование мнемотехнологии при обучении детей составления рассказов-описаний» (средний, старший и подготовительный к школе возраст)

4. Использование мнемотаблиц при составлении рассказов-описаний по лексическим темам

5. Консультация для родителей: «Обогащение словарного запаса посредством мнемотехнологий»

Повышение  уровня профессиональных знаний.

Получены знания о предикативной лексике.

Формирование умений и навыков составления рассказов-описаний при использовании мнемотаблиц

Ознакомление родителей с мнемотехнологиями используемыми в коррекционной работе.

Ноябрь

в течение года

1. Участие в сетевом взаимодействии МО учителей-логопедов Надымского района.

2.Консультация для педагогов: «Мнемотехнологии на разных возрастных этапах»

3. Практикум: «Использование пиктограмм при заучивании скороговорок»

4. Формирование методического комплекса (картотек):

  • предметный, глагольный, наречный словари;
  • синквейнов;
  • мнемотаблиц описательных рассказов

5. Ознакомление детей с мнемотехникой «Зашифрованные скороговорки»

Публикация статьи «Синквейн, как один их эффективных методов речевого развития»

Повышение  уровня профессиональных навыков

Сбор пиктографических картотек

Сформированы навыки составления пиктограмм скороговорок

 

декабрь

1.Блиц-турнир: «Зашифрованные скороговорки»

2.Привлечение педагогов к формированию методического комплекса

  • Картотека скороговорок, чистоговорок, стихов.

3.Конкурс зашифрованных скороговорок, стихов: «Там где трудно одному, справлюсь вместе с мамою!»

Проведение развлечения

Создание картотек

Создание картотек

январь

1. Семинар – практикум: «Синквейн, как один их эффективных методов речевого развития».

2. Мастер-класс для родителей «Этот увлекательный Синквейн»

 

Ознакомление педагогов, детей и родителей с мнемотехникой «Синквейн»

февраль

1. Формирование методического комплекса (с привлечением педагогов разных возрастных групп):

  • скороговорок, чистоговорок, стихов.

2. Игра-соревнование между детьми старших групп «Сочиняем синквейн»

Сбор пиктографических картотек.

Проведение развлечения

март

1. Мастер-класс «Расширяем семантическое поле при помощи игровых приемов мнемотехники и моделирования» (средний, старший и подготовительный к школе возраст)

  1. Ярмарка идей: пополнение мини – картотеки  пособий по формированию предикативной лексики у дошкольников.
  2. Участие в конкурсе «Учу учиться» в номинации «Лучшее открытое занятие»

4. Анкетирование родителей по эффективности использования мнемотехнологий.

Обзор игровых приемов мнемотехники и моделирования.

Сбор картотек

Диплом

Выявление степени осведомленности родителей.

апрель

1. Показ открытого коррекционного занятия с использованием мнемотехнологий.

2.Оформление результатов по теме самообразования (систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию мнемотехнологии)

Показ педагогам техники использования пиктограмм, как средство речевого развития.

Сбор методического кейса

май

1. Представление материалов на личном сайте в сети интернет.

2. Подведение итогов (отчет об итогах самообразования на педагогическом совете).

Диссеминация опыта

Творческий отчет


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....

Формирование социальных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Описание методики формирования социальных представлений у дошкольников с тяжелым нарушением речи в условиях НОД....

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...