Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
презентация к уроку

Быстрова Вероника Геннадьевна

Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР»

Слайд 2

Цель : формирование слоговой структуры слова, формирование умений слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений. Задачи: проанализировать и обобщить теоретические представления о проблеме формирования ССС у детей с общим недоразвитием речи ; осуществить подбор методики для выявления уровня сформированности слоговой структуры (ССС) анализа и синтеза у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи; провести обследования детей с целью выявления детей с недостаточно сформированной ССС и недостаточным уровнем навыка слогового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОНР; подобрать комплекс игр и упражнений на формирование ССС в соответствии с методикой формирования ССС для детей 5-7 лет с учетом результатов обследования ; провести контрольный срез уровня сформированности ССС у детей 5-7 лет с ОНР и проанализировать результаты;

Слайд 3

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории: 3 года: воспроизведение слов, состоящих: - из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), - из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) - из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д .) 4-5 лет: воспроизведение слов: -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица); 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, скворечник, милиционер , аквариум, парикмахерская, ) Ребенок должен уметь: - назвать предметные картинки; - повторить слова за взрослым; - ответить на вопросы (Где подстригают волосы ?..). После 5 лет д ети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Велосипедист едет на велосипеде. Мотоциклист едет на мотоцикле. Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Слайд 4

Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком. Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут. На диагностическом этапе использовалась методика Агранович З. Е. и Ивановой Ю.В. автором книги «Дошкольный логопункт : документация, планирование и организация работы». Количество обследованных детей –48, с нарушениями речи -41, из них зачислены на логопункт - 30детей, с нарушениями слоговой структуры слова-27.

Слайд 5

Стимульный материал для обследования слоговой структуры слова.

Слайд 6

В результате обследования были выявлены основные ошибки Виды ошибок Старшая группа Подготовител. группа Разновозрастная группа д.с. «Ленок» Кол-во ошибок Количество правильных ответов Кол-во ошибок Количество правильных ответов Кол-во ошибок Количество правильных ответов Повтори предложение 9 3 5 2 6 2 Назови предметные картинки; 7 5 1 6 4 4 Повтори слова за логопедом 8 4 1 6 3 5 Ответить на вопросы 10 2 2 5 6 2 Повтори ряды слогов, из них 12 0 4 3 6 2 Отстучи ритмический рисунок слова. 12 0 4 3 6 2

Слайд 7

Из таблицы видно, что 20 детей допускали ошибки в повторении предложений со словами сложной слоговой структуры, 12 детей допустили ошибки в назывании предметных картинок и в отраженном повторении слов .. При качественном анализе были выявлены следующие отклонения в воспроизведении слогового состава слов: нарушения в последовательности воспроизведения слогов в словах Пример: « Гебемот »-бегемот, « потапа »-лопата, сокращение количества слогов в словах например: « сфографирут »-сфотографирует, « мелец »-милиционер искажение структуры слога, вставка согласных в слог сокращение стечений: « ситафор »-светофор, « твамай »-трамвай, « Фотогах кафавитует детей» - Фотограф фотографирует детей. Увеличение числа слогов за счет вставки гласного в стечение согласных « бевака »-белка, Персеверации(циклический повтор): « кукубик »-кубик. 18 детей в ответах на вопросы допускали ошибки в произношении слов сложного слогового состава и у 22 дошкольников выявились отклонения при повторении цепочек слогов - это сокращение и увеличение числа слогов, замена, перестановка слогов. Причем, большее количества ошибок наблюдалось при повторении слогов со сменой ударного слога

Слайд 8

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова: 1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова. 2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. Данный этап проходит в следующем порядке:  - уточнения артикуляции сохранных звуков;  - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками  - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Слайд 9

Формирование слоговой структуры слова Ориентирование в горизонтальной плоскости. « что находиться в верхнем левом углу » Отхлопай ритм дождика (Повтори слоги в соответствии с ритмом дождика)

Слайд 10

«Повтори звук, слог столько раз сколько раз пролаяла собака». Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» Послушай ритм капель и покажи мышью рисунок ему соответствующий

Слайд 11

Уровень слога Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; Произнести звук О столько раз, сколько раз я хлопнула в ладоши; Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Слайд 12

Уровень слова «Змея и червяк» определить на слух длинное и короткое слово и распределить их между червяком и змеёй «Раздели слово на слоги и поставь под картинкой столько же палочек

Слайд 13

«Паровозик» Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развивать фонематический слух. Ход: Распределение картинок в соответствии: количество слогов – количество окошек в вагонах На стене. настольный

Слайд 14

«Пирамидки»- размести картинки в соответствии с количеством слогов в слове.

Слайд 15

«Домики» Распредели игрушки картинки по домикам в соответствии с количеством слогов по количеству окошек.

Слайд 16

Распредели игрушки по домам со слогом «та», « ка »» Распределение игрушек и проговаривание слов заданной слоговой структуры.

Слайд 17

Игра «Собака» Составь слова, проговори по слогам. Прочитай слово по слогам. « Назови слова» Планеты и ракеты. Ответь на вопросы, например: Кто живет на планете? Что растет на планете? И т.п.

Слайд 18

Соедини картинки со слогом на который начинается название этой картинки.

Слайд 19

Компьютерная игра «Говорим правильно» Распредели названия по слоговым домикам.

Слайд 20

Игра «Кубик» Цель: Формирование фонематического слуха и навыков фонематического анализа и синтеза.Слогового анализа. Зеленый – раздели слово на слоги.

Слайд 21

«Составь схему слова- определи сколько гласных звуков» «Фразовый конструктор» -Составь предложение проговори его по слогам.

Слайд 22

Сравнительная диаграмма правильных ответов детей детского сада при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.

Слайд 23

Вывод: Анализируя показатели диаграммы мы видим , что количество правильного воспроизведения предложений при исследовании слоговой структуры слова увеличилосьв 2 раза, при самостоятельном назывании картинок правильного произношения слов стало в 1,5 раза больше. При отраженном повторении слов, правильного воспроизведения слов ССС увеличилось на 25 %.Отвечая на вопросы дети безошибочно воспроизводили слова ССС на 44% больше в конце года по сравнению с началом года. После системы коррекционных занятий дошкольники успешно повторяли слогоряды (на 66%)и воспроизводили ритм слова(55%).

Слайд 24

Вывод: При наличии систематической целенаправленной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произошли видимые улучшения в воспроизведении слогового состава слов. Большинство детей перестали нарушать порядок слогов в слове, делать пропуски либо добавления новых слогов или звуков. Речь стала более чистой и понятной. Приобретены навыки слогового анализа и синтеза у детей подготовительной группы и заложены основы слогового анализа у детей старшей группы.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...