Главные вкладки

    Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
    презентация к уроку по теме

    Насибуллина Гульнара Маратовна

    Перспективное планирование   учителя-логопеда на учебный год и практический материал по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционное обучение состояло из двух разделов.

    1. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.

    Этот раздел включает следующие направления:

    а) развитие ориентации в собственном теле:

    практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних, левых и правых частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей;

    выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий (руки вверх, в стороны, вперед и др.);

    использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров;

    б) развитие ориентации в трехмерном пространстве:

    дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, слева, справа, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

    построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамиду, справ от нее поставь куб, шар положи между пирамидой и кубом»; «Продолжи ряд предметов: шар, куб, пирамида, шар, куб, пирамида…» и т. д);

    составление последовательностей: построение «дорожек», «цепочек» и др. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием количества и состава структурных элементов (с чередованием трех, четырех, пяти цветов: красный куб – синий куб, зеленый куб и т. д.; с чередованием форм: два куба – три кирпичика и т.д.); последующее речевое опосредование выполненных действий;

    формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда (запоминание, последующее называние слева направо и сверху вниз);

    освоение и вербализация пространственных отношений между элементами предмета (в конструкциях из геометрических тел и др.);

    в) развитие ориентации в двухмерном пространстве:

    освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под, после, между) и горизонтально (слева, справа, рядом, около, перед, за, после, между);

    правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда (вертикального и горизонтального);

    освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Овал – это туловище рыбки. Большой желтый треугольник сверху от овала – это верхний плавник» и т.д.);

    расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров с последующим оречевлением выполненных действий («Я положил (нарисовал) треугольник сверху квадрата» и т.д.);

    выкладывание (изображение) вертикальных и горизонтальных последовательностей из геометрических фигур, плоскостных предметов с учетом чередования цвета (синий, красный, зеленый, синий, …) и с последующим речевым опосредованием;

    выкладывание (изображение) вертикальных и горизонтальных последовательностей из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, квадрат, треугольник, треугольник, круг, квадрат…);

    построение (изображение) последовательностей из геометрических фигур, плоскостных предметов с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием);

    изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине);

    г) совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий:

    воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений – руки на пояс – руки вверх);

    речевое опосредование последовательности выполненных движений;

    изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности (хлопки руками, удары ногами);

    анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

    различение, воспроизведение, характеристика темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

    воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

    изменение темпа, ритма движений;

    д) совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

    развитие переключаемости движений пальцев рук;

    развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

    формирование пространственной организации движений пальцев рук;

    е) развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

    соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

    совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

    выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.);

    совершенствование пространственной организации движений и действий.

    2. Формирование слоговой структуры слова при восприятии и проговаривании лексических единиц.

    Данный раздел представлен следующими направлениями:

    а) развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов):

    идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание);

    идентификация и дифференциация длины звучания (длинное, короткое);

    воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

    произнесение языковых единиц и контроль правильности на основе соотнесения с соответствующими символами (обозначающими длину или силу звучания);

    б) развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц (звуков, слогов и слов):

    идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;

    воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);

    произнесение серий языковых единиц и оценка правильности;

    в) развитие возможностей восприятия и произношения слов с различной слоговой сложности:

    определение наличия или отсутствие ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух (нормативные слова – нога, собака и др., квази-слова – нога, басака и др.);

    угадывание нормативного слова, содержащегося в квази-слове, воспринимаемом на слух (бугама – бумага, чашак – чашка и др.);

    прогнозирование финального, инициального и медиального элементов слова с опорой на предметные картинки или карточки с недописанными словами (бума../га/, лам…/па/, ли.../са/; /кар/…тошка, /но/…ты; бу…/ма/…га, кар…/тош/...ка и др.);

    слоговые трансформации в словах (образование новых слов путем слияния двух основ /вол+осы/, замены финальных частей /само…лет, само…кат, само…вар/, перестановки слогов /кабан - банка/, поиска меньшего слова в большем /цветок/);

    структурное оформление лексических единиц различного слогового состава (спонтанное, отраженное, сопряженное проговаривание);

    использование лексических единиц сложного и усложненного слогового состава в словосочетаниях, предложениях и текстах (добавления, перестановки слов, замены слов подходящими по семантическому значению, структурным и ритмическим характеристикам/ с последующим проговариванием/).

    Перспективное планирование работы логопеда.

    I период обучения

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    коррекционно-логопедическая работа

    Общие

    речевые навыки

    Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

    Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

    Работа по формированию диафрагмального дыхания.

    Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

    Звукопроизношение

    Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

    Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

    Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

    Слоговая структура слова

    Работа над формированием предпосылок развития слоговой структуры слова:

    Работа над развитием оптико-пространственной ориентацией.

    Работа над развитием сомато-пространственной ориентацией.

    Работа над развитием временно-пространственной ориентацией.

    Работа над развитием динамической и ритмической организацией движений.

     Формирование слоговой структуры слова при восприятии и проговаривании лексических единиц.

    Работа над гласными;

     Работа над слогами;

    работа над слогами со стечением согласных.

    Работа над словами:

    на различение длинных и коротких слов;

    на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа;

    на повторение с выделением ударного слога;

    с перестановкой слогов;

    на оценку нормативности;

    на переход к слитному произнесению;

    4.  Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

     5. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

    Мелкая моторика и общая моторика

    Работа по развитию пальчиковой моторики.

    Работа над развитием ориентацией в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

    Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

    Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

    Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

    Печатание пройденных букв в тетрадях.

    II  период обучения

    (декабрь, январь, февраль)

    коррекционно-логопедическая работа

    Общие

    речевые навыки

    Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

    Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

    Звукопроизношение

    Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Слоговая структура слова

    Работа над слоговой структурой слова со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

    Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

    Мелкая моторика

    Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

    Работа по развитию конструктивного праксиса.

    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

     Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

    Составление букв из элементов.

    Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

    Вся коррекционная работа проводилась на индивидуальных занятиях в игровой форме. На первом этапе «Формирование предпосылок слоговой структуры слова» мы использовали следующие упражнения:

    Упражнения на  развитие оптико-пространственной ориентации

    Упражнение 1

    Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

    Упражнение 2

    Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.

    Взрослый. Пароход плывет...

    Ребенок. Далеко!

    Взрослый. Маша сидит...

    Ребенок. Близко!

    Можно предложить следующие темы.

    Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зеркало висит и т.д.

    Упражнение 3

    Это упражнение — вариант предыдущей игры.

    Взрослый. Снег на вершине горы...

    Ребенок. Высоко!

    Взрослый. Божья коровка на ромашке...

    Ребенок. Низко!

    Взрослый. Ведро упало в колодец...

    Ребенок. Глубоко!

    Можно предложить также следующие темы.

    Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и т.д.

    Упражнение 4

    Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

    Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп. Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп, и т.д.

    Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

    Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации

    Упражнение 5

    После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

    Взрослый. Где находится сердце?

    Ребенок. Слева.

    Взрослый. Где у тебя темя?

    Ребенок. Сверху.

    Взрослый. Где подошвы?

    Ребенок. Снизу.

    Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

    Ребенок. Правый.

    Взрослый. Где у человека спина?

    Ребенок. Сзади.

    Взрослый. Где живот?

    Ребенок. Спереди.

    Взрослый может предложить такие вопросы.

    На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.

    Упражнение 6

    Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

    Упражнение 7

    Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

    Упражнение 8

    Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.

    Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.

    Упражнение 9

    Взрослый просит ребенка выполнять называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 8.

    Упражнение 10

    Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно. Приведем пример.

    Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает правую руку в сторону.

    Ребенок ставит руки на пояс.

    Взрослый выставляет левую ногу вперед.

    Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

    Взрослый поднимает левую руку.

    Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

    Упражнения на разбитие ориентации в двухмерном пространстве

    (на листе бумаги)

    Упражнение 11

    Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

    Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

    Упражнение 12

    От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

    Едем направо... стоп, вверх... стоп, налево... стоп, вверх... стоп и т.д.

    Упражнение 13

    Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

    Упражнение 14

    Ребенок должен продолжить ряд.

    хх/хх/хх/

    … < … < … <

    0 ~ + 0 ~ + 0+ ~

    Упражнений 15

    Упражнение состоит в копировании ребенком различных фигур (по выбору взрослого) от простых до более сложных.

    Упражнение 16

    Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозначают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на плане.

    Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.

    Упражнения на развитие временно-пространственной

    ориентации

    Упражнение 17

    Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.

    Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.

    Упражнение 18

    Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик».

    Это модификация графического диктанта. Ребенок диктует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.

    Упражнение 19

    Взрослый дает ребенку задания.

    Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

    Упражнение 20

    Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

    Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?

    Упражнение 21

    Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.

    Упражнение 22

    Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

    Упражнение 23

    Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».

    Упражнение 24

    Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.

    Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.

    Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.

    Можно предложить такие темы.

    Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; появились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.

    Упражнение 25

    Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.

    Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

    Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

    Упражнения на развитие динамической и ритмической

    организации движений

    Упражнение 26

    Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.

    1.        Артикуляционные упражнения:

    открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

    язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней
    губе;

    втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;

    два раза пощелкать языком, один раз подуть;

    беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];

    беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

    2.        Упражнения для рук:

    большим пальцем поочередно касаться указательного,
    мизинца, среднего;

    класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

    показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально,
    «уши зайчика»;

    из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.

    3.        Упражнения для тела:

    наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть  в ладоши;

    помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

    топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

    Упражнение 27

    Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание:

     сопряженно, затем отраженно;

     одной, двумя руками, ногами. Чередуя право – лево, руки – ноги;

     по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;

     с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.

     Медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе.

    На втором этапе «Формирование слоговой структуры слова при восприятии и проговаривании лексических единиц» точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам.

    Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка.

    Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку.

    Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире.

    Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами).

    Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью).

    Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик.

    Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

    «е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] + поза звука [э];

    «ё» = [j]+ поза звука [о];

    «ю» = [j] + поза звука [у];

    «я» = [j] + поза звука[а].

    При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

    Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы («окошко»), подчеркивает контрастность («заборчик — трубочка», «трубочка — хоботок»).

    Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

    Упражнение 1

    Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

    в сопровождении ручных символов;

    без них;

    без зрительной опоры.
    Предлагаются слоги:

    А — И        А — И — О        У — А — И — О

    А — У        У — А — И        Э — У — А — И

    И — О        И — О — Ы        а — И — О — Ы

    Упражнение 2

    Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

    Ребенок произносит ряд гласных:

    на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

    громко (тише, совсем тихо);

    чередуя громкость в пределах одного ряда;

    со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);

    быстро (либо медленно).

    Упражнение 3

    Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

    сосчитать количество звуков, произнесенных учителем;

    показать то же количество пальцев (выложить фишки);

    отстучать звуки молча;

    встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;

    назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

    придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

    угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);

    загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

    повторить звуки в обратном порядке.

    РАБОТА НАД СЛОГАМИ

    Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п]

    При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.

    Упражнение 1

    Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:

    —        с общим согласным:

    МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

    —        с общим гласным:

    БУ — КУ — ВУ — НУ — ДУ;

    —        обратные:

    АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

    ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

    —        закрытые слоги, их ряды и пары:
    МАК - МОК — МУК — МЫК - МЭК

    КАП - ПАП       ПЫХ — ТЫХ

    ТУК - МУК        БОК — ВОК;

    —        прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со
    гласными:

    БА - БЯ АП — АПЬ ВУ - ВЮ УФ — УФЬ

    МО - МЁ ЕН — ЕНЬ;

    Упражнение 2

    Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается:

    сосчитать количество слогов;

    выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

    сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов:
    «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);

    определить одинаковый звук в ряду;

    придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);

    угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;

    придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;

    повторить ряд слогов в обратном порядке;

    повторить только первый и последний слог ряда;

     произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно);

    выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции);

    назвать первый (второй, третий) звук слога;

    составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный);

     сравнить два слога: МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН - ПЫН.

    РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

    Данный вид слогов требует отдельной отработки.

    Упражнение 1

    Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

    —        открытые и закрытые:

    КНА - АКН      ГНА - АГН      ДМО — ОДМ     ТМО — ОТМ     ПТУ — УПТ        БМУ — УБМ

    СКЭ - ЭСК        СТЫ — ЫСТ

    —        с оппозиционными согласными

    ФТА — ФТЯ         ФТА— ВДА            

    ТКО — ДГО           КМУ — ГМУ

    СПЫ — ЗБЫ      СПЫ — ЗБЫ

    ПТЭ — ПТЕ            ПТЭ — БДЭ;

    —        цепочки слогов:

    МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ

    ГВА— ГВО— ГВУ — ГВЫ — ГВЭ

    ХВА—ХВИ —ХВЫ—ХВЕ— ХВЫ—ХВЕ

    ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;

    —        слоги со сменой позиции согласного:
    МНА — НМА

    СКО— КСО

    ХТУ— ТХУ

    ЗБЫ — БЗЫ

    ПНЭ — НПЭ

    Упражнение 2

    Дополнительные задания.

    Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:

    проанализировать слог (назвать первый, третий, второй
    звуки);

    составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли
    согласные (либо гласный);

    придумать слог из двух согласных и одного гласного;

    сравнить слоги:
    НА — КНА,

    АС — АКС,

    ИНТ — ЫНТ,

     УБР — УПР.

    РАБОТА НАД СЛОВАМИ

    I ЭТАП

    Упражнения на различение длинных и коротких слов

    Упражнение 1

    У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

    Слова:

    сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

    Упражнение 2

    Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

    Упражнение 3

    Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.

    II ЭТАП

    Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.

    Упражнения на объяснение значений малознакомых слов

    Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

    Упражнения на отраженное скандированное повторение слов

    изучаемого типа

    Упражнение 4

    Тренировка умения делать паузы между слогами. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряжено. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:

    БУ        ..СЫ, НЕ….БО, ЛЮ….ДИ

    КО….ЛЕ-НО (КО-ЛЕ….НО)

    О-ЛЕ        …НИ (О….ЛЕ-НИ)

    СИ        ..НИ-ЦА (СИ-НИ….ЦА).

    Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.

    Упражнение 5

    Звуковой анализ и синтез.

     Подсчет слогов, называние одному, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.

     Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

     Выбор подходящей схемы слова.

    4.        Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
         Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

    1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка> метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон,  листочки,  кустарник, картинка);

    2)        стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк, дождь, тент, дождь, тент, кисть).

    стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);

    односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);

    многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).

    Упражнение 6

    Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.

    Упражнение 7

    Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

    СУП — ДЫМ

    ГУСЬ — КОТ

    ДОМ — НОС

    МЕХ — СОН — ЛОБ

    ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ

    КУБ — ЛЕС — ФЕН.

    Упражнение 8

    Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

     — отличающихся гласными звуками:

    СУК — СОК              МЕХ — МАХ — МОХ

    МЯЧ — МЕЧ       ДОМ — ДЫМ — ДАМ

    КИТ — КОТ          БЫК — БОК—БАК—БУК

    ЛЕС — ЛИС          ТОК—ТУК — ТИК — ТАК

    САМ — СОМ        

    НОС — НЁС           ДЫНЯ—ДАНЯ

    СОН — СЫН          ЛЫЖИ — ЛУЖИ

    ТИР — ТЁР             РУКИ — РЕКИ

    ГОЛ — ГУЛ            РАКИ — РУКИ

    МЫЛО — МАЛО

    ЮЛА — ЮЛЯ

    ЛУНА — ЛЕНА;

    —отличающихся согласными звуками:

    СУК — СУП         ДУБ — КУБ — СУП - ЗУБ

    НОС — НОЖ                     КОНЬ — КОМ - КОТ — КОЛ

    МЕХ — МЕЛ                     МАК— МАЙ — МАХ — МАЛ

    ВОТ — ТОТ — КОТ— ГОД

    ЛЕС — ЛЕВ - ЛЕЙ         МЁД — ГОД - КОТ - ЛЁД

    КИТ — ВИД - ЩИТ         СОМ — КОМ - ДОМ - ТОМ

    СОМ — СОК — СОН         ЛУК — БУК - ТУК - СУК

    КОЛ — ГОЛ - ПОЛ          МАК — ТАК — БАК - ЛАК

    БОК — ТОК — СОК

    ЛОСЬ — ЛОБ - ЛОМ

    ЛЫЖА — ЖИЖА                    РОЗА - ПОЗА

    СОВА - СОФА                    ШАРЫ - ДАРЫ

    КОЗА - КОСА                    НОТЫ - СОТЫ

    КУЧА - ТУЧА                    МУКА - РУКА

    РУКИ - ЩУКИ                     ЗУБЫ - ШУБЫ

    МЫЛО - БЫЛО                     ТИНА - ТИМА

    ДЕТИ- СЕТИ                        НИНА - ТИНА;

    — отличающихся согласным звуком и местом ударения:
    ВОДА — СОДА            КОЗА — РОЗА

    ЛУНА — ЛУПА            КОЖА — КОЗА

    ВАТА — ФАТА            ПОЗА - КОЗА

    УШИ — УЖИ            РУКИ — ЖУКИ.

    Упражнения на повторение с выделением ударного слога

    Упражнение 9

    Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:

    КО - ФЕ         КО - ФЕ, КО.

    ЛИ - СА        ЛИ — СА, СА.

    Упражнение 10

    Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:

    Ягоды — миМОза — колеСО

    ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ

    ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.

    Упражнение 11

    С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

    угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

    придумать слово к схеме;

    поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

    Упражнение 12

    Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки

    ЗАмок — заМОК маЗКИ — МАски КАдки — каТКИ муКА — МУка глаЗКИ — ГЛАзки ГВОздики — гвоЗДИки.

    Упражнения с перестановкой слогов

    Упражнение 13

    Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:

    ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ.

    Слова:

    ЛА — Ю               КИ — ПЯТ        ЛО — ЖА         КА — ЧАЙ

    ЛЫ — КО        НА — СОС        ЛА — МА        КИ — РА

    НА - ВЕС        СКА — ЛА       БАН — КА;

    Слоги:

    КА — МУ,           КА — СУМ,        ТЯ — КА,              ШИ — У,

    ЛЯ — КО,                ВА — ТЫК,          МА — Я,               ТИ — НОГ,

    МА - ДО,                ТА - ПАС,          ТЯ - ТЕ,                 ТЫ - КУС,

    ПА — ЛИ,                ЖА — ЛУ;           ГИ — НО,               КА — MAC,

    Л А — МЕТ,          КА — ПАЛ          БА — ТРУ;                  КАН — КАП

    ДУК — СУН,       НИК — ЛЫЖ,      ДУХ — ВОЗ,                  ТУК — ФАР,

    ТИК — ЛАС,       ДЫШ — ЛАН,    ПОТ — КОМ,                   ТИК — ВИН,
    ЛИК — КОЗ.

    Упражнение 14

    Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

    КУ — КИ — БИ, СА — ГИ — ПО, КА — НА — БИ, ГО — ВА — ЛО,

    МА — НА — ЛИ, ПО — НО — ЛЕ, О — КА — СО, ГА — ТА — ЗЕ,

    КО — СО—ЛЕ, ПО — НЫ — ГО, КО — НО — ЛЕ, Я — ДЫ — ГО,

    ВО—СЫ — ЛО, БО—ТО — ЛО.

    Упражнение на оценку нормативности

    Упражнение 15

    Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно; либо дети повторяют правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводится с опорой на картинки:

    ПАВУК

    ПАУК

    КОТФА

    КОФТА

    ВУТКА

    УТКА

    БЕКАЛ

    БЕЛКА

    КОКНО

    ОКНО

    ЧАТКА

    ТАЧКА

    КОХЕ

    КОФЕ

    ПЕТУНК

    ПЕТУХ

    МУКА

    МУХА

    ТЁКРА

    ТЕРКА

    ИСЫ

    ВЕСЫ

    КЛУБА

    КЛУМБА

    ЛОТАПА

    ЛОПАТА

    КЛЕКТА

    КЛЕТКА

    СОКАБА

    СОБАКА

    ТЕНА

    СТЕНА

    ПАМАНА

    ПАНАМА

    СКАКАН

    СТАКАН

    ДЕВЕРО

    ДЕРЕВО

    ТИЦА

    ПТИЦА

    МОКО

    МОЛОКО

    ГИРБЫ

    ГРИБЫ

    ПАХОД

    ПАРОХОД

    ИНДЮНК

    ИНДЮК

    УТИГИ

    УТЮГИ

    ТУРБА

    ТРУБА

    ГОЛОБИ

    ГОЛУБИ

    ТАРИК

    СТАРИК

    МАНИНА

    МАЛИНА

    СВЁЛКА

    СВЁКЛА

    МИМОН

    ЛИМОН

    ПЧИЧКА

    ПТИЧКА

    НЕБЕЛЬ

    МЕБЕЛЬ

    НОГО

    МНОГО

    ВЕДМЕДЬ

    МЕДВЕДЬ

    ВМЕРЯ

    ВРЕМЯ

    СУРГОБ

    СУГРОБ

    ПОКУГАЙ

    ПОПУГАЙ

    ЛАКПА

    ЛАПКА

    ВИСИЛЁК

    ВАСИЛЕК

    КУЛКЛА

    КУКЛА

    АПЕСИН

    АПЕЛЬСИН

    ЛАПА

    ЛАМПА

    СМОТ

    МОСТ

    НОЖИНИСТЫ

    НОЖНИЦЫ

    ВОК

    ВОЛК

    ОХОНИК

    ОХОТНИК

    КАФ

    ШКАФ

    СОНЫШКО

    СОЛНЫШКО

    НДО

    ДНО

    ФУБОЛИСТ

    ФУТБОЛИСТ

    ДЕСЬ

    ЗДЕСЬ

    ТАЛБЕТКИ

    ТАБЛЕТКИ

    мое

    МОСТ

    КОФЕТА

    КОНФЕТА

    БИТ

    БИНТ

    КУНЗЕЧИК

    КУЗНЕЧИК

    ЛЮКЧ

    КЛЮЧ

    ПОЛОНИК

    ПОЛОВНИК

    ПОКОЙНИК

    ПОДОКОННИК

    АТОБУС

    АВТОБУС

    ПИНИНО

    ПИАНИНО

    ГУРЗОВИК

    ГРУЗОВИК

    СТОВОЛАЯ

    СТОЛОВАЯ

    КАМЕЙКА

    СКАМЕЙКА

    КУРУЗА

    КУКУРУЗА

    АХТОБУС

    АВТОБУС

    РАКИВИНА

    РАКОВИНА

    ИДЕЙКА

    ИНДЕЙКА

    ПУВИЦА

    ПУГОВИЦА

    КУБИКА

    КЛУБНИКА

    ГУСЕНИСТА

    ГУСЕНИЦА

    КВОРЕЧНИК

    СКВОРЕЧНИК

    БАРЕРИНА

    БАЛЕРИНА

    КРЕКОЗА

    СТРЕКОЗА

    ВИНАНИМЫ

    ВИТАМИНЫ

    ОТВЕРКА

    ОТВЕРТКА

    САМОТЁЛЫ

    САМОЛЕТЫ

    КАТРЮЛЯ

    КАСТРЮЛЯ

    КОРИНЧЕВЫИ

    КОРИЧНЕВЫЙ

    НАПЕСТРОК

    НАПЕРСТОК

    ВЕСИПЕД

    ВЕЛОСИПЕД

    ТМЕЯ

    ЗМЕЯ

    ЭСКАВАТОР

    ЭКСКАВАТОР

    ТОЛ

    СТОЛ

    АКВАРИЯ

    АКВАРИУМ

    ДЫНЁМ

    ДНЁМ

    МОЦИКЛИСТ

    МОТОЦИКЛИСТ

    Упражнения на переход к слитному произнесению

    Упражнение 16

    Дети становятся в круг. Взрослый объявляет, из скольких слогов сегодня нужно придумывать слова. Затем он произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его, но уже слитно. Далее ребенок поворачивается к соседу и называет свое слово по слогам. Игра продолжается по кругу.

    Упражнение 17

    Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидящими детьми.

    Слоги:

    ВЕД — , СЕТ — , КУХ—, ДОС — , КОФ — , БУК — , КУК — , БЕЛ —, МЕТ—, ТАК—, ВАФ —, БАН —; СТА —, ФЛА —,ПТЕ —, ТРА — , КЛО - , ЦВЕ — , ЗВО —, ГРИ —, КРЫ—, ГРУ—, МОР —.

    Упражнение 18

    Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком («— РЕВО — ДЕ! Дерево!»).

    Слоги:

    —ЖАМА, —ШИНА, —ГОДА, —БУШКА, —КЕТА, —ЖИНА, — МЕТА, —ЛАКИ, —МИДОР, —РЁЗА, —ЛИНА, —ДОЧКА, —ЛЕНО, —МЫШИ, —ТЯТА, — ЛОСЫ, —ЛЯНА.

    Упражнение 19

    Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком («КО — ! — БО—ЛО—! Колобок!»).

    Слоги:

    СА — ! —ЛЕТ, ПЫ — ! — СОС, ПА — ! — ХОД, ТЕ — ! —ФОН, ПО — ! — ГАЙ, О — ! —РЕЦ, МО — ! —ТОК, ВО — ! — ЁМ, ПИ — ! — ЖОК; — ПИ — ! — НИНО, Е—! — ВИКА, БУРА — ! — НО, ПУГО — ! — ЦА, ПО — ! — ДОРЫ, ОДЕ — ! — ЛО, ЧЕРЕ — ! — ХА, МУ — ! — МОРЫ, ВИТА — ! — НЫ, БА — ! — РИНА.

    Упражнение 20

    Сначала каждый ребенок громко называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов.

    Упражнение 21

    Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек:

    КА — БИНЕТ, КА — ЛИНА, КА—БИНА, КА — ЮТА, КА— РЕТА.

    Отгадавший становится водящим.

    Упражнение 22

    Логопед просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами):

    МО — РЕ, МО — ДА, МО — РОЗ, МО — РЯК.

    МО — ЛОКО, МО — НЕТА, МО — ЛОДОЙ.

    РА — МА, РА — ДА, РА — Я.

    РА — ДУГА, РА — КЕТА, РА — БОТА.

    ДЕ — ЛО, ДЕ — СЯТЬ, ДЕ — ТИ.

    ДЕ — ВОЧКА, ДЕ — РЕВНЯ, ДЕ — ДУШКА.

    Целенаправленное формирование речевых и неречевых процессов, лежащих в основе становления слоговой структуры слова, расширяет возможности коррекции и совершенствует умение использовать лексические единицы различной структурной сложности в самостоятельном высказывании.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Учитель –логопед Г.М. Насибуллина

    Слайд 2

    Цель моей работы состоит в изучении особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи ( III уровень)

    Слайд 3

    Объект исследования: слоговая структура слова у дошкольников с ОНР ( III уровень)

    Слайд 4

    Предмет исследования: коррекционно-педагогические условия формирования слоговой структуры у дошкольников с ОНР ( III уровень).

    Слайд 5

    1 . Изучить литературу по данной проблеме. 2. Подобрать методы исследования состояния слоговой структуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ( III уровень). 3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ( III уровень). 4.Проанализировать собственный опыт работы по проблеме формирования слоговой структуры слова Задачи:

    Слайд 6

    Решению вопросов формирования слоговой структуры у дошкольников с ОНР III уровня посвящены многочисленные труды учёных: Китерман Б., Швачкин Н.Х., Сикорский И.А., Гвоздев, А.Н., Туманова А.К и др. Теоретическая база исследования:

    Слайд 7

    Теоретически обоснованные выбранные приемы исследования слоговой структуры слова могут быть использованы учителями-логопедами с целью совершенствования работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР ( III уровень). Практическая значимость

    Слайд 8

    Игра на развитие слоговой структуры «Пирамида»

    Слайд 10

    Развитие слоговой структуры слова на начало и конец обучения 2011-2012 г.

    Слайд 12

    Пособия , используемые при работе над слоговой структурой слова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

    Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

    Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

    Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

    Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

    Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

    Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

    Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....

    Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

    Презентация к теме "Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР - III ур."...

    Семинар-практикум для педагогов: «Использование игровых приемов для формирования слоговой структуры слова у дошкольников».

    Никто не ставит под сомнение важность овладения родной речью, умения говорить правильно, четко, выразительно. И если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает никаких неудобств, если ег...