Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья


Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от речи нормального ребенка. Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к дошкольному возрасту у всех отмечается существенное речевое недоравзитие. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне недоразвитом состоянии. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет появляется от 4-до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей он отмечается в период от 12 до 24 месяцев.(И.В. Карлин, М. Стазулла).

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической и монологической), был готов к овладению грамотой.

Работа по развитию речи осуществляется на специальных занятиях и в повседневной жизни и деятельности.

Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

                                                                        Составила:

                                                        Мерясева Ирина Владимировна

Учитель-дефектолог                          

                                     (I кв. категория)                          

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от речи нормального ребенка. Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к дошкольному возрасту у всех отмечается существенное речевое недоразвитие. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей он отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И.В. Карлин, М. Стразулла).

У у детей с интеллектуальной недостаточностью первые слова появляются позднее 3-х лет. Исследования И.В. Карлина и М. Стразуллы показали, что первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появления первых слов у детей от 10 до 18 месяцев). Значительное отставание отмечается у детей с интеллектуальной недостаточностью в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей. Скудные и аграмматичные фразы появляются к 5-6 годам. Многие дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к 4-5 годам.

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы - к концу дошкольного возраста.

Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение ребенком всех компонентов языковой системы, всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической. Нужно, чтобы ребенок овладел связной речью (диалогической и монологической), был готов к овладению грамотой. Поэтому в более частные задачи работы по развитию речи входит:

– развитие связной речи;

– развитие словаря;

– формирование грамматического строя речи;

– развитие фонетико-фонематической стороны речи;

– подготовка к овладению грамотой (формирование элементарных навыков звукового анализа);

– ознакомление с детской художественной литературой.

Работа по развитию речи осуществляется на специальных занятиях и в повседневной жизни и деятельности.

Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

На специальных занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Требования к проведению занятий по развитию речи:

– предварительная тщательная подготовка к занятию, его планирование;

– обеспечение речевой и умственной активности каждого ребенка на всех этапах занятия;

– сочетание фронтального характера и индивидуального подхода на занятии;

– воспитательный характер занятия;

– необходимость закрепления знаний, умений и навыков на других занятиях;

– правильная организация занятия;

– целесообразная структура занятия, правильное распределение методов и приемов обучения;

– оптимальная интенсивность нагрузок;

– эмоциональный характер;

– закрепление пройденного материала на других занятиях и в других видах деятельности.

Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность. Это такие, как:

– частая смена видов деятельности;

– целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;

– игровая форма занятия;

– повторяемость материала;

– обеспечение переноса усвоенного способа действия.

Конечная цель обучения родному языку в специальных дошкольных учреждениях – формирование правильной устной речи детей на основе овладения родным языком, формирование речевой готовности к школьному обучению.

Главная задача в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью – формирование предметно отнесенного словаря. Нужно добиваться, чтобы за каждым словом стоял образ реального предмета, признака, действия.                                                Методы обогащения словаря:                                                                        – непосредственное наблюдение;                                                                        – показ предметов и действий;                                                                        – практическая деятельность детей;                                                                – показ картины, малознакомой детям по содержанию;                                                – показ презентаций, просмотр телепередач;                                                        – чтение художественных произведений.                                                        Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях. На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется. Занятия по ознакомлению с окружающим миром всегда должны опережать (в рамках одной темы) занятия по развитию речи. Или объединяться в одно занятие с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.                                                Катаева А.А., Стребелева Е.А. для расширения, уточнения и обобщения значения слова рекомендуют использовать следующие игры: «Помоги животным», «Покорми животных», «Угадай, кто у меня», «Посмотри и назови», «Лови и назови», «Куда пойдешь, что найдешь» и т.д.                                                                                Для формирования потребности в речевом общении рекомендованы следующие игры.

Поиграем вместе (кукольный театр)

Цель. Формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, использовать в общении знакомый словарь.

Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина с кузовом, настольный строитель.

Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за веревочку машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матрешку. Оля плачет, кричит: «Отдай». Педагог обращает внимание детей на ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обращается к куклам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, почему она плачет. Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог предлагает Оле и Тане поиграть вместе – покатать матрешку в машине по очереди. Оля сажает матрешку в машину и везет ее. Потом отдает веревочку Тане. После этого Оля говорит: «Давай вместе построим для матрешки домик». Таня радуется и говорит, что привезет кубики. Затем она привозит кубики, и они вместе строят дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что Оля и Таня вместе играют, построили дом – Таня была шофером, а Оля строителем.

Что мы делали – не скажем...

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

Зайка

Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью через экспериментальную деятельность с неживой природой

В статье представлен опыт работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми в ДОУ компенмирующего вида....

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональ...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...