Воспитательные возможности социально – значимой деятельности подростков в условиях образовательного учреждения
статья

выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Воспитательные возможности социально – значимой деятельности подростков в условиях образовательного учреждения

(выступление на педсовете)

Подготовила : Поликарпова Е.И.,

воспитатель 8 класса

Р.п. Благовещенка

2019

Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики РФ.  Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, является развитие их потенциальных возможностей, коррекция их поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Невозможна интеграция учащихся коррекционной школы в общество и полноценное функционирование в нем, если они находятся на низком уровне социальной адаптации. Наши воспитанники отличаются конфликтностью, кругозор ограничен, прочные эмоциональные связи с семьей на низком уровне. Особое внимание педагогу необходимо уделять работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения учащихся.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.  Это обусловлено тем, что наши дети:

- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- специфические потребности в общении;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;

   - неструктурированное восприятие социального мира;

    - завышенная самооценка.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме.

 Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные (и нам это очень хорошо известно на примере наших семей). Такие родители не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».

В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.

Ряд учёных ( В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.И. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы,  которая в комплексе с учебной помогает достичь результатов в социально-бытовой адаптации.

         Формирование социальной и жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы — это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие формы и методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции, сформирована ли положительная мотивация и насколько всё это интересует детей.

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Л.С. Выготский в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества ещё более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

  1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём систематической педагогической работы.
  2. Цель этой педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости. 
  3. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой систему работы, которая направлена  вначале на полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

                4.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а также вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.

5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика, мониторинги.

6. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.  Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование обще трудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.

7. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.  Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.  Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

8. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке обучающихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя, и всех структур учреждения.

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Основные формы и методы формирования социальной и жизненной компетенции.

Беседа

   Беседа на уроках и внеклассных занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия.  

 Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

   В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми- олигофренами. В сюжетно- ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Практические упражнения

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения, не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;

развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

Экскурсии

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

овладевают коммуникативными навыками,

получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

     Внеклассная работа

     Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью.

      С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно сказать, что во многом жизнь обучающихся в школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

Вот некоторые результаты моей работы по формированию социально значимой деятельности обучающихся:

Таким образом, результаты анкетирования, беседы наглядно подтверждают, что педагогам, которые работают в нашем классе есть над чем работать, что необходимо шире использовать эффективные методы в организации системы работы по формированию социальной и жизненной компетенции, а это позволит выпускникам школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания обучения, успешно адаптироваться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

В статье представлены возможные виды   социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности....

План воспитательной и социально значимой деятельности классного руководителя 10 Б класса Яссиевич Светланы Юрьевны на 2014-2015 учебный год

Для меня быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитанни...

Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...

Презентация "Роль ученического самоуправления в социально - значимой деятельности образовательного учреждения".

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов....

Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»

ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...