Конспект ОД по развитию фонематического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект

Конспект ОД разработан в форме соревнования с применением авторских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshie_gramotei.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД учителя- логопеда по развитию фонематического сторя речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Соревнование «Лучшие Грамотеи»

Цель:

  • развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа и                             синтеза слов на речевом материале со звуком «С»

Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Развивать: навык определения первого звука в слове,

                        навык соотнесения звука с его буквенным обозначением,

                        слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память,  

                        навык выделения звука «С» на слух из слогов, слов,

                        навык правильного произношения звука «С»,

                        навык определения места звука «С» в словах,

                        навык определения звуконаполняемости слов,

                        навык определения последовательности звуков в словах,

  • Закреплять:

                   знания о элементарных фонематических понятиях

                             навык начальной звукового аналитико-синтетической                                                                                    деятельности,

                        навык выкладывания слов,

                        знания о признаках звука «С»,

                        умение дифференцировать звуки по признакам                                          

                                                    «гласный» - «согласный»,

                                                                                «твёрдый» - «мягкий»,

                                                                                  «глухой» - «звонкий»,

        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать: умение соблюдать правили игр, играть по правилам,

                             умение  отвечать полным ответом,

                             чувство коллективизма, умение работать в коллективе,

                             интерес к речи, её звуковой культуре.

                             

Оборудование: карточки с буквами,                              

                                    карточки с картинками,    

                                    сюжетная картина на звук «С»

                                    игра «Собирайка»,        

                                    игра «Прятки»,    

                                    игра «Паутинка»,

                                    мольберты, маркеры,    

                                «звуковой дом».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент (знакомство с темой)

      (Логопед и дети стоят в кругу)

     Л: Ребята, сегодня у нас очень необычное занятие! Мы устроим самое настоящее соревнование! И поможет мне в этом мой мешочек, ведь он не только похвалюшки вам может давать, но и интересные игры для вас придумывать! Итак, что бы начать соревнование, вам нужно разбиться на 2 команды. Для этого каждый вытянет карточку с картинкой,

Игра: «найди своё место» (развитие навыка определения первого звука в слове при самостоятельном проговаривании)

Л: определите первый звук в названии и найдите на столе нужную букву.   Там и будет ваше место!

(дети карточки, выполняют задание, садятся на свои места)

  1. Основная часть
  • Закрепление знаний о элементарных фонематических понятиях

Л.:  Ну, что ж, команды на своих местах, начинаем первый раунд: и это будет «Отвечайка». Я буду задавать вопросы, кто первый поднимет руку и правильно ответит, тот принесёт 1 балл своей команде.

Вопросы: Что такое звуки?

                  Что такое буквы?

                   На какие 2 группы мы делим все звуки?

                   Что такое «согласные//гласные звуки»?

                      Как ещё мы разделяем согласные звуки?

                   Почему согл. звук-звонкий?//глухой?

                   Когда согласный звук бывает мягким?

  • Выделение звука «С» на слух (картинки в презентации на экране)

Л: Ребята, следующий конкурс! (логопед достаёт из мешочка карточку-символ игры «Угадайка») Угадайка!!! Вам нужно узнать, какой звук пришёл к нам в гости сегодня и будет соревноваться вместе с вами. Этот звук в названиях всех картинок, которые здесь нарисованы, стоит на первом месте.  

 Санки, Собака, Снег, Сугроб, Сосна… Дети называют звук.

  • Уточнение артикуляции звука «С». Работа с зеркалами (развивать навык правильного произношения звука «С»)

Л: Вспомните, как нужно правильно произносить звук «С»?

     Куда упирается кончик язычка? (ответы детей)

     Как расположены зубы? (ответы детей)

     Как расположены губы? (ответы детей)

     Какой воздух выходит? (ответы детей)

     Горлышко дрожит или нет? (ответы детей)

     Дружно произнесите звук «С» (дети: ссссссссссссссссссс)

  • Воспроизведение слоговых рядов. Игра «Повторяйка» (развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память, навык правильного произношения звука «С»)

Л: Внимание, следующая игра: «Повторяйка». Посмотрим, у кого самые внимательные ушки. Повторяйте за мной все, что я скажу:

                СА-СО-СУ                               ПСА-ПСО-ПСУ

                СО-СУ-СА                               АПС-ОПС-УПС

                СПУ-СПА-СПО                      АСП-ОСП-УСП

  • Выделение звука «С» на слух. Игра «Ловишки» (развивать фонемати- ческий слух, слуховое внимание, восприятие)

Л: Итак, давайте узнаем, какую следующую игру вам приготовил мешочек? …Это «Ловишки»! приготовьте ладошки, хлопайте, когда  услышите звук «С»

 С    В    Ф     С     Д     К    С   Х    СА     ОФ      ЗУ     ИС    НА   СПА   ТУФ     ОСК     СТО     ЗУБ      САД       ТОК      МОХ     БАС      БУСЫ     ЛУЖА      МОСТ    КУСТ

  • ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА

Начальный звуковой анализ слов. Игра «Прятки» (развитие навыка определения места звука «С» в словах)

Л: Ребята, следующая игра «Прятки»! Будете играть в прятки со звуком «С»! Это – слово: (на полу раскладывается схема слова, состоящая из трёх частей) начало, конец и вся середина. Я говорю слово, а вы ищите звук «С» и встаёте туда, где он спрятался! (Логопед произносит слова, дети встают в нужную клетку). Посмотрим, какая команда без ошибок справится с заданием

СОБАКА     САРАФАН      УКУС        ПЕСОК      НОСОК      ВКУС

(После каждого слова дети произносят его хором.)

       

Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Игра «Собирайка» (развитие навыка определения звуконаполняемости слов, навыка определения последовательности звуков в словах, навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением)

Л: Следующая игра «Собирайка»! (на полу раскладывается игровое поле с буквами, расположенными в хаотичном порядке) Я называю слово, а вы находите нужные буквы, и прыгаете по ним, собирая слово!

НОС     СУП      КОСЫ     СОДА       СУМКА      КУСОК

(Логопед называет слова, дети по очереди прыгают по буквам. После каждого слова дети произносят его хором. По окончанию игры дети садятся на свои места, подводятся итоги)

  • Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Игра «Паутинка» (развитие навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением, навыка определения звуконаполняемости слов, навыка начального звуковой аналитико-синтетической деятельности)

Л.: Какую следующую игру приготовил вам мешочек? …Это «Паутинка»! Чем же сегодня вы будете кормить паучка? Каждой команде достанется слово, которое нужно собрать на паутинке. Вы по очереди будете подбегать и прикреплять по 1й букве. Какая команда быстрее и правильнее соберёт своё слово, та и выиграла этот конкурс!

1й команде достаётся слово  СУНДУК

2й команде достаётся слово  СТАКАН

  • Развитие фонематического слуха и восприятия.  Игра Шифровальщик»

 (закреплять знания об элементарных фонематических понятиях, навык дифференциации звуков по признакам «гласный» - «согласный», «глухой» - «звонкий», навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением)

Л:  Мешочек приготовил вам следующую игру- «Шифровальщик»! Каждой команде достанется зашифрованное слово, которое нужно разгадать. Для этого согласные звонкие звуки заменяйте на их глухую пару, и наоборот, согласные глухие-на их звонкую пару, гласные звуки остаются неизменные.

1й команде достаётся слово   ЗОГ---СОК

2й команде достаётся слово   ЗУГ---СУК

  1. итог занятия
  • Определение характеристик звука «С». «Звуковой домик» (закрепление знаний о признаках звука «С, умение дифференцировать звуки по признакам  «гласный» - «согласный», «твёрдый» - «мягкий»,  «глухой» - «звонкий»)

Л: Вот мы и добрались до Звукового домика! Давайте найдём окошечко и для звука «С».    (дети находят нужное место, обосновывая свой выбор)

(вспомогательные вопросы: звук «С» какой?

                        почему звук С согласный? (ответы детей)

Теперь послушайте, как мы его произносим? (ответы детей)

Значит, звук «С» какой? (ответы детей)

А когда мы его произносим, наше горлышко дрожит? (ответы детей)

Значит, звук «С» какой? (ответы детей)

     Наше соревнование  подошло к концу, и пока жюри подводит итоги, скажите, что вам больше всего запомнилось?  что больше понравилось? Где было трудно?

     Мне тоже очень с вами понравилось. Вы были очень внимательные,  старались, не отвлекались, и у вас  всё получилось! За это я вас очень хвалю и каждому подарю «похвалюшки»! Молодцы!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК...

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.    ...