программа профилактики и коррекции девиант-ного поведения де-тей «Путь к успеху»
рабочая программа (5 класс)
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей «Путь к успеху» | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
профилактики и коррекции девиантного поведения детей
«Путь к успеху»
Составила: Крушельницкая М.А.
учитель истории и обществознания
2017-2019
Цели программы:
- Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
- Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
- Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи:
- Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
- Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей);
- Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
- Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:
- приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
- низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
- осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
- бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
- Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
- Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативны
Координационный план работы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Классн. рук. | Соц. пед. | Пси-холог | Зам. дир. по УВР | Зам. дир. по ВР | Сроки |
I. Организационные мероприятия | |||||||
1. | Составление социального паспорта класса | + | Сентябрь 2017 г. | ||||
2. | Составление характеристик на детей группы риска | + | + | + | Сентябрь 2017 г. | ||
3. | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции | + | + | + | В течение года | ||
4. | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | По мере необходимости | ||||
5. | Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся данной категории | + | + | Октябрь 2017 года | |||
6. | Организация досуга и кружковой деятельности | + | + | Сентябрь 2017 г. / в течение года | |||
7. | Составление административных писем, ходатайств и др. документ. | + | + | + | По мере необходимости | ||
8. | Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | + | + | По мере необходимости | |||
9. | Организация летней занятости | + | Апрель-май 2018 года | ||||
II. Работа с учащимися | |||||||
1. | Контроль посещаемости занятий | + | + | Еженедельно | |||
2. | Контроль текущей успеваемости | + | + | Еженедельно | |||
3. | Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | + | В течение года | |||
4. | Проведение профилактических бесед: - Твоя судьба в твоих руках! - Скажем нет вредным привычкам! - Закон и ответственность - Твой выбор и др. | + | + | + | Ежемесячно | ||
5. | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися | + | В течение года | ||||
6. | Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам | + | По мере необходимости | ||||
7. | Содействие в трудоустройстве | + | + | + | Март 2018 года | ||
8. | Проведение психодиагностики | + | По плану педагога-психолога | ||||
9. | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | В течение года | ||
10 | Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | По мере необходимости | ||
11 | Вовлечение в социальное проектирование по пропаганде ЗОЖ | + | В течение года | ||||
III. Работа с родителями | |||||||
1. | Посещение семей группы риска | + | + | + | Раз в квартал | ||
2. | Проведение консультаций | + | + | + | Ежемесячно | ||
3. | Приглашение на советы профилактики | + | + | По мере необходимости | |||
4. | Выступления на род. собраниях | + | + | + | По графику родительских собраний | ||
5. | Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений | + | + | + | + | + | Ежемесячно |
Оценка эффективности реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно-нравственному оздоровлению социума, предполагает сформировать у ребенка навыки социальной компетентности, критического отношение к психоактивным веществам, формирование самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим.
Вывод ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление от классного руководителя о динамики поведенческих факторов, заключения ППК или совета профилактики школы или выписка КДН о снятии с учета.
Используемая литература
- Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
- И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
- Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
- «Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
- И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.
- В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 1992 г.
- Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991
- Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007
- Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 182 с.
- . Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
- Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
- Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ
Важнейшее направление реабилитационной работы – развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа Я. Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им ...
«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей
Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...
Буклет "Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения"
Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения для детей дошкольного возраста. Профилактические упражнения при агрессии....