программа профилактики и коррекции девиант-ного поведения де-тей «Путь к успеху»
рабочая программа (5 класс)

Крушельницкая Марина Анатольевна

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

профилактики и коррекции девиантного поведения детей

«Путь к успеху»

Составила: Крушельницкая М.А.

учитель истории и обществознания

2017-2019

Цели программы:

  1. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей);
  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативны

Координационный план работы с детьми группы риска

Мероприятия

Классн. рук.

Соц.

пед.

Пси-холог

Зам. дир. по УВР

Зам. дир. по

ВР

Сроки

I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса

+

Сентябрь 2017 г.

2.

Составление характеристик на детей группы риска

+

+

+

Сентябрь 2017 г.

3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции

+

+

+

В течение года

4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

+

По мере необходимости

5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся данной категории

+

+

Октябрь 2017 года

6.

Организация досуга и кружковой деятельности

+

+

Сентябрь 2017 г. / в течение года

7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документ.

+

+

+

По мере необходимости

8.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами

+

+

По мере необходимости

9.

Организация летней занятости

+

Апрель-май 2018 года

II.  Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий

+

+

Еженедельно

2.

Контроль текущей успеваемости

+

+

Еженедельно

3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции

+

+

В течение года

4.

Проведение профилактических бесед:

- Твоя судьба в твоих руках!

- Скажем нет вредным привычкам!

- Закон и ответственность

- Твой выбор и др.

+

+

+

Ежемесячно

5.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

+

В течение года

6.

Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам

+

По мере необходимости

7.

Содействие в трудоустройстве

+

+

+

Март 2018 года

8.

Проведение психодиагностики

+

По плану педагога-психолога

9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

+

+

+

В течение года

10

Разбор конфликтных ситуаций

+

+

+

По мере необходимости

11

Вовлечение в социальное проектирование по пропаганде ЗОЖ

+

В течение года

III. Работа с родителями

1.

Посещение семей группы риска

+

+

+

Раз в квартал

2.

Проведение консультаций

+

+

+

Ежемесячно

3.

Приглашение на советы профилактики

+

+

По мере необходимости

4.

Выступления на род. собраниях

+

+

+

По графику родительских собраний

5.

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

+

+

+

+

+

Ежемесячно

Оценка эффективности реализации программы

Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно-нравственному оздоровлению социума, предполагает сформировать у ребенка навыки социальной компетентности, критического отношение к психоактивным веществам, формирование самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим.

Вывод ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление от классного руководителя о динамики поведенческих факторов, заключения ППК или совета профилактики школы или выписка КДН о снятии с учета.

Используемая литература

  1. Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
  2. И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
  3. Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
  4. «Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
  5. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.
  6. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 1992 г.
  7. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991
  8. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007
  9. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
  10. Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  11. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 182 с.
  12. . Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  13. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
  14. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
  15. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Важнейшее направление реабилитационной работы – развитие самосознания, помощь подросткам в формировании позитивного образа Я. Представление о себе у безнадзорных детей, как правило, деформировано: им ...

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...

Буклет "Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения"

Профилактика и коррекция агрессивных норм поведения для детей дошкольного возраста. Профилактические упражнения при агрессии....