РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
рабочая программа

Иванова Светлана Викторовна

Образовательная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx80.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАНТУРОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Образовательная область «Язык и речевая практика»

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 вариант

1 этап

1 класс

Разработчик программы: Иванова С.В.

2017год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Русский язык» (1 класс) составляют:

- Федеральный закон Российской федерации  «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

  • Декларация прав от 20 ноября 1959 г.;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971 г.;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.;
  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014г. №1599);

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Проект от 03.04.2015г.)

- Приказ Министерства образования РФ (Минобразования России) от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Устав ГКОУ «Мантуровская школа-интернат»

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Мантуровская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;

- Годовой план ГКОУ «Мантуровская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В 1 классе обучаются дети с легкой умственной отсталостью. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

 В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля. Поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

У этой категории обучающихся нарушена первая ступень познания – ощущения и восприятие. Нарушен процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация, логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями памяти. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.

Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются в нарушении эмоциональной сферы, т.е. в отсутствии оттенков переживаний, неустойчивости и поверхностности.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обуславливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающих с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребенка. При всем этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

При разработке рабочей программы учебного предмета «Русский язык» (1класс) учитывались особые образовательные потребности:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Язык и речевая практика»)

В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:

- структуре образовательной программы;

- условиям реализации образовательной программы;

- результатам образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

 Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными        нарушениями)        школьного        возраста        определяется характером        организации        доступной        им деятельности        (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Русский язык» (образовательной области «Язык и речевая практика») реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное   повышение   мотивации   и   интереса   к   учению,
  • приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
  • умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Русский язык» (образовательной области «Язык и речевая практика») положены следующие принципы:

― принципы        государственной        политики        РФ        в        области        образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;
  • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;        хорошо/плохо        и        т. д.)        и        понятий,        адекватных способов поведения в разных социальных средах;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьей, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип        направленности        на        формирование        деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной ими предметно-практической деятельности,        способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

4. ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебный предмет «Русский язык» является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников.

Целью занятий является формирование навыка плавного послогового чтения, правильного и осмысленного чтения доступного пониманию текста; формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.

Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с умственной отсталостью, их познавательной деятельности.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для усвоения других учебных предметов, расширяется и обогащается представление о непосредственно  окружающем мире, они получают некоторые представления о мире. который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение направлено на развитие способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог. описание предметов и явлений. собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе демонстрации учебных кинофильмов, презентаций, предметных и сюжетных картин.

5. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД) конкретизирует требования к личностным и предметным результатам освоения АООП.

В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации формирования БУД в 1 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно их направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Задачами реализации программы в 1 классе являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение первоначальными основами комплекса базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие начальных умений принимать цель и готовый план деятельности;

- планирование на элементарном уровне знакомой деятельности;

- формирование основ навыка контроля и оценивания результатов деятельности в опоре на организационную помощь педагога.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном ему уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций. Которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее

  • учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД:

  • писать;
  • читать;

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • наблюдать;

Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Мониторинг базовых учебных действий

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

Балл

Показатель

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем

1 балл

Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи

2 балла

Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки. Которые исправляет по прямому указанию учителя

4 балла

Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

5 баллов

Самостоятельно применяет действие в любой ситуации

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(1 КЛАСС)

Освоение АООП учебного предмета «Русский язык» (1 класс), созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру. овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты обучающегося 1 класса:

1) осознание себя как гражданина России;

2) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Достаточный уровень овладения  предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни усвоения учебного предмета «Русский язык» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень: деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием..

Достаточный уровень: списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием.

7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (1 КЛАСС)

Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

8.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Добукварный период

13

2

Букварный период

86

Итого

99

9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный слуховой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных «речеведческих» понятий: «слово», «предложение», часть слова – «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.

Обучение грамоте.

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звука на фоне полного слова. Отчетливое произнесение, определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный  анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений. Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения рук. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гиги6енических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания с текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и одноклассников. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.

Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Фонетика, графика, грамматика, правописание и развитие речи.

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. согласные глухие и звонкие. согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

10. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование. дидактический материал, ТСО,  ИТ

результат: знать/уметь

коррекционная составляющая

1 четверть

Добукварный период

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма.

Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук.

Иллюстрации, плакат

2

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок.

Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук.

Иллюстрации

3

Письмо прямых линий.

Уметь писать прямые линии, ориентироваться в тетради.

Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий  по пунктиру

и самостоятельно.

Раздаточный материал

4

Рабочая строка. Точка начала письма.

Знать границы рабочей строки.

Уметь ориентироваться в тетради.

Коррекция мелкой моторики посредством

умения менять направление карандаша в зависимости от трафарета или шаблона.

Дидактический материал, картинки

5

Короткая и длинная прямые линии.

Знать гигиенические правила письма.

Уметь ориентироваться в тетради.

Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий  по пунктиру и произвольными линиями.

Иллюстрации

6

Прямая линия с закруглением.

Знать элементы букв.

Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны.

Коррекция моторных умений посредством упражнений на сжимание и разжимание пальчиков в кулак.

Школьные предметы и игрушки

7

Наклонная прямая с закруглением.

Знать элементы букв.

Уметь писать наклонную.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Плакат

8

Наклонные прямые с петлей вверху и внизу.

Знать элементы букв.

Уметь писать наклонные прямые с петлей вверху и внизу.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Плакат

9

Письмо полуовала с петлей.

Знать элементы печатных и письменных букв.

Уметь писать полуовал в рабочей строке.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Предметные картинки

10

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху.

Знать различие по форме элементов письменных и печатных букв.

Уметь писать линии с закруглением.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Иллюстрации

11

Письмо овалов – малого и большого.

Знать элементы печатных и письменных букв.

Уметь писать большой и малый овал.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Иллюстрация

12

Письмо полуовалов справа и слева.

Знать элементы печатных и письменных букв.

Уметь писать полуовалы.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Книги со сказками

13

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом.

Знать элементы печатных и письменных букв.

Уметь писать короткую прямую линию с половинным овалом.

Коррекция мелкой

моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.

Развитие речи и мышления

на основе анализа образца.

Книги со сказками

Букварный период

14

Письмо строчной и заглавной буквы «А».

Знать правила посадки при письме.

Уметь писать строчную и заглавную буквы «А».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв

15

Письмо строчной и заглавной буквы «У».

Знать правила посадки при письме.

Уметь писать строчную и заглавную буквы «У».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв

16

Письмо слов «ау, уа».

Знать правила пользования письменными принадлежностями.

Уметь писать слова «ау-уа».

Коррекция мышления,

памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, раздаточный материал

17

Письмо строчной буквы «м».

Знать, что буквы делятся на гласные и согласные.

Уметь писать строчную «м».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

18

Письмо заглавной буквы «М».

Знать, что буквы делятся на гласные и согласные.

Уметь писать заглавную «М».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

19

Письмо строчной буквы «о».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать строчную «о».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Дидактический материал

20

Письмо строчной и заглавной буквы «О».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать заглавную «О».

Коррекция мышления,

памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру.

Дидактический материал, касса слогов

21

Письмо строчной буквы «с».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «с».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Иллюстрации, дидактический материал, касса слогов

22

Письмо заглавной  буквы «С».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать заглавную «С».

Коррекция мышления,

памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами.

Дидактический материал, касса слогов

23

Письмо строчной и заглавной  буквы «Х».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать заглавную и строчную «Х».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

24

Письмо слогов с буквой «х».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать слоги с буквой «х».

Коррекция мышления,

памяти, моторных движений на основе правописания изученных букв, слогов с изученными буквами.

Дидактический материал, касса слогов

2 четверть

25

Письмо слов с буквой «х».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать слова с буквой «х».

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Раздаточный материал

26

Письмо строчной буквы «ш».

Знать написание слога «ши».

Уметь писать букву «ш», производить звуко-буквенный разбор слова.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

27

Письмо слогов с буквой «ш». Письмо заглавной буквы «Ш».

Знать написание «Ш».

Уметь производить звуко-буквенный разбор слова.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Кассы букв и слогов

28

Закрепление написания изученных букв.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать слоги с изученными буквами под диктовку.

Коррекция мыслительной

деятельности на основе

определения количества

слогов в слове в процессе

списывания с печатного и письменного текста.

Кассы букв и слогов

29

Письмо строчной буквы «л».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «л».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

30

Письмо слогов с буквой «л». Письмо заглавной буквы «Л».

Знать написание «Л».

Уметь производить звуко-буквенный разбор слова.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Дидактический материал

31

Письмо слов с буквами «Л», «л».

Знать написание изученных букв.

Уметь списывать слова с доски.

Коррекция мыслительной

деятельности на основе

определения количества

слогов в слове в процессе

списывания с печатного и письменного текста.

Раздаточный материал

32

Письмо буквы «ы».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать букву «ы».

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

33

Письмо слогов и слов с буквой «ы».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с буквой  «ы».

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Кассы букв и слогов

34

Письмо строчной буквы «н» и слогов с ней

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «н» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

35

Письмо заглавной буквы «Н». Письмо слогов и слов с буквами «Н», «н».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Кассы букв и слогов, иллюстрации

36

Письмо изученных букв и слогов с ними.

Знать прием нижнего соединения букв.

Уметь выполнять нижнее соединение.

Коррекция мыслительной

деятельности на основе

определения количества

слогов в слове в процессе

списывания с печатного и письменного текста.

Рисунки к предложениям

37

Письмо строчной и заглавной букв «р», «Р».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную и заглавную буквы «р», «Р».

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

38

Письмо слогов и слов с буквами «Р», «р».

Знать прием среднеплавного соединения.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

фонематического слуха на

основе составления слов и

букв  разрезной  азбуки с

последующей  записью в тетрадь.

Рисунки к предложениям, предметные картинки

39

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

фонематического слуха на

основе составления слов и

букв  разрезной  азбуки с

последующей  записью в тетрадь.

Предметные картинки на слова с данными буквами

40

Письмо слогов и слов с буквами «Р», «Л».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать изученные буквы и слоги с ними под диктовку.

Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации сходных звуков.

Картинки, иллюстрация к рассказу.

41

Письмо слов и слогов с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами под диктовку.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Картинки, иллюстрация к рассказу.

42

Закрепление письма изученных букв.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать изученные буквы, соединять их в слоги.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Картинки, иллюстрация к

рассказу.

43

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слова с изученными буквами, составлять из них предложения.

Коррекция мышления,

памяти, моторных

движений на основе

правописания изученных

букв, слогов, слов и

предложений  с

изученными буквами.

Новогодние рисунки, открытки.

44

Письмо строчной буквы «к» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «к» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

45

Письмо заглавной буквы «К». Письмо слогов и слов с буквами «К», «к».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Рисунки к предложениям, предметные картинки

3 четверть

46

Письмо строчной буквы «п» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «п» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

47

Письмо заглавной буквы «П». Письмо слогов и слов с буквами «П», «п».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Лента букв, раздаточный материал

48

Письмо слогов и слов с буквами «П», «п».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Лента букв, раздаточный материал

49

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слова с изученными буквами, составлять из них предложения.

Коррекция мышления,

памяти, моторных

движений на основе

правописания изученных

букв, слогов, слов и

предложений  с

изученными буквами.

Картинки, иллюстрация к

рассказу.

50

Письмо строчной буквы «т» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «т» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

51

Письмо заглавной буквы «Т». Письмо слогов и слов с буквами «Т», «т».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Рисунки к предложениям, предметные картинки

52

Письмо слогов и слов с буквами «Т», «т».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Иллюстрация к рассказу, лента букв

53

Письмо строчной буквы «и» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «и» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

54

Письмо заглавной буквы «И». Письмо слогов и слов с буквами «И», «и».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Рисунки к предложениям, предметные картинки

55

Письмо слогов и слов с буквами «И», «и».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

56

Письмо слов с сочетанием «ши».

Знать правило написания слога «ши».

Уметь соединять буквы в слоги.

Коррекция моторной памяти на основе воспроизведения в тетради изученных букв и слогов.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

57

Письмо строчной буквы «з» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «з» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

58

Письмо заглавной буквы «З». Письмо слогов и слов с буквами «З», «з».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Лента букв, касса букв и слогов, предметные картинки.

59

Письмо слогов и слов с буквами «З», «з».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации к рассказу.

60

Письмо строчной буквы «в» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «в» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

61

Письмо заглавной буквы «В». Письмо слогов и слов с буквами «В», «в».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Лента букв, касса букв и слогов, предметные картинки.

62

Письмо слогов и слов с буквами «В», «в».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

63

Письмо строчной буквы «ж» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «ж» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

64

Письмо заглавной буквы «Ж». Письмо слогов и слов с буквами «Ж», «ж».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Азбука в картинках. Иллюстрация к рассказу.

65

Письмо слов с сочетаниями «жи-ши».

Знать правило написания сочетаний «жи-ши».

Уметь писать слова под диктовку.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Предметные картинки. иллюстрации к предложениям и рассказу.

66

Письмо строчной буквы «б» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «б» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

67

Письмо заглавной буквы «Б». Письмо слогов и слов с буквами «Б», «б».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

68

Письмо слогов и слов с буквами «Б», «б».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить письменную и печатную буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

69

Дифференциация «Б» и «П».

Знать отличие в написании «Б» и  «П».

Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации сходных звуков.

Предметные картинки, лента букв.

70

Письмо строчной буквы «г» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «г» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

71

Письмо заглавной буквы «Г». Письмо слогов и слов с буквами «Г», «г».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Предметные картинки, лента букв.

4 четверть

72

Письмо слогов и слов с буквами «Г», «г».

Знать правило написания имен собственных.

Уметь соотносить письменную и печатную буквы.

Коррекция мышления на основе составления и записи слов   из букв разрезной азбуки.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

73

Письмо строчной буквы «д» и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «д» и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

74

Письмо заглавной буквы «Д». Письмо слогов и слов с буквами «Д», «д».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

75

Дифференциация «Д» и «Т».

Знать отличие в написании «Д» и  «Т».

Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации сходных звуков.

Предметные картинки, лента букв.

76

Письмо буквы «й».Слоги и слова с буквой «й».

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «й», соотносить письменную и печатную буквы.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

77

Запись слов с изученными буквами. Дифференциация  «и-й».

Знать отличие в написании гласной «И» и согласной «Й».

Уметь дифференцировать гласную и согласную при написании слов.

Коррекция зрительного восприятия на основе работы по дифференциации сходных букв.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

78

Письмо буквы «ь» и слов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать букву «ь» и слогвас ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

79

Запись слов и предложений с изученными буквами.

Знать изученные буквы.

Уметь списывать слова в предложениях с письменного и печатного текста.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

80

Письмо строчной буквы «е», слов и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «е», слова и слоги с ней.

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных

букв.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

81

Письмо заглавной буквы «Е». Письмо слогов и слов с буквами «Е», «е».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления,

моторики в процессе списывания с прописного и печатного текста.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

82

Письмо строчной буквы «ё», слов и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «ё», слова и слоги с ней.

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

83

Письмо заглавной буквы «Ё». Письмо слогов и слов с буквами «Ё», «ё».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и записи

слоговых структур и слов

с изученными буквами под диктовку.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

84

Письмо строчной буквы «я», слов и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «я», слова и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

85

Письмо заглавной буквы «Я». Письмо слогов и слов с буквами «Я», «я».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и записи

слоговых структур и слов

с изученными буквами.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

86

Письмо строчной буквы «ю», слов и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «ю», слова и слоги с ней.

Коррекция мышления  на

основе соотнесения

графических образов

печатных и письменных букв.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

87

Письмо заглавной буквы «Ю». Письмо слогов и слов с буквами «Ю», «ю».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и записи

слоговых структур и слов

с изученными буквами.

Лента букв, касса букв и слогов, иллюстрации.

88

Письмо строчной буквы «ц», слов и слогов с ней.

Знать написание изученных букв.

Уметь писать строчную букву «ц», слова и слоги с ней.

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

89

Письмо заглавной буквы «Ц». Письмо слогов и слов с буквами «Ц», «ц».

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и

записи слоговых структур и слов с изученными буквами.

Иллюстрации к рассказу. предметные картинки.

90

Письмо строчной «ч», заглавной «Ч», слогов и слов с ними.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

91

Запись слов и предложений с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами.

Коррекция мышления на основе составления предложений по схеме.

Азбука в картинках. Иллюстрация к рассказу.

92

Отработка умения списывать с печатного текста.

Знать форму изученных букв.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления и моторики на основе перевода написания печатных букв в рукописные. Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и

записи слоговых структур и слов с изученными буквами.

Книги с русскими народными сказками.

93

Письмо строчной «щ», заглавной «Щ», слогов и слов с ними.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и

записи слоговых структур и слов с изученными буквами.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

94

Запись слов и предложений с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами.

Коррекция мышления на основе составления предложений по схеме.

Предметные картинки, иллюстрация к рассказу

95

Письмо строчной «ф», заглавной «Ф», слогов и слов с ними. Дифференциация «в-ф».

Знать форму изученных букв.

Уметь дифференцировать согласные при написании слов.

Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации сходных звуков.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

96

Письмо строчной «э», заглавной «Э», слогов и слов с ними.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слоги и слова с изученными буквами.

Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и

записи слоговых структур и слов с изученными буквами.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

97

Письмо разделительного «ъ» и слов с ним.

Знать форму буквы «ъ».

Уметь писать слова с разделительным «ъ».

Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.  

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

98

Письмо предложений с изученными буквами.

Знать форму изученных букв.

Уметь писать слова с изученными буквами.

Коррекция мышления на основе составления предложений по схеме.

Азбука в картинках, алфавит, кассы букв, предметные картинки

99

Списывание небольших текстов.

Знать форму изученных букв.

Уметь соотносить печатные и письменные буквы.

Коррекция мышления и моторики на основе перевода написания печатных букв в рукописные. Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и

записи слоговых структур и слов с изученными буквами.

Иллюстрации к стихам и рассказам.

11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебник: Коломыткина И.В., Воронкова В.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение.

12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская: Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. Книга для учителя. – М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 10 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпро...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, составленная в соответствии с  обновленными ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...