Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: из опыта работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»
статья

Клочкова Елена Сергеевна

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_statya.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «ШКОЛА № 19 Г. ЕЛЬЦА»

Е.С. Клочкова

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

научный руководитель: И.Д. Емельянова,  доктор педагогических наук, доцент.

В последнее десятилетие система образования Российской Федерации характеризуется становлением особой культуры поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе. Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является организация психолого-педагогического сопровождения.

Это понятие в отечественную науку ввел О.С. Газман (1995 г.). По мнению исследователя, психолого-педагогическое сопровождение это процесс, выступающий условием успешного обучения и психологического здоровья. Данная деятельность педагога необходима для оказания помощи детям в решении ими индивидуальных проблем (которые связаны с трудностями физического и психического развития), жизненном самоопределении, формировании межличностной коммуникации и собственно в обучении [1, с.52].

В последние годы, в связи с принятием Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» интерес современных исследователей к проблеме психолого-педагогического сопровождения повышается. Согласно данному документу психолого-педагогическое сопровождение выступает как составная часть коррекционной работы по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается как особый вид помощи ребёнку, способствующий его развитию [3, с.6]. 

Следует отметить, что без специализированного психолого-педагогического сопровождения включение ребенка с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной.

МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является общеобразовательной организацией, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными поражениями). 100 % детей нашей школы являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждается наличием у каждого обучающегося заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).

Основная цель психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении - обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально-психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни [2, с. 2].

МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» функционирует уже 89 лет, и, анализируя многолетний  процесс обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью в нашем учреждении, можно отметить, что компоненты психолого-педагогического сопровождения всегда присутствовали в деятельности администрации, педагогов и специалистов школы. Процесс развития и становления системы сопровождения учреждения прошел длинный путь, в ходе которого отбирались оптимальные средства, условия и методики сопровождения.

На сегодняшний день в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» сложилась целостная всесторонняя система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывающая, в том числе, и требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школы осуществляется в следующих направлениях:

1. Профилактическое направление: направлено на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, включает в себя разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах обучения, воспитания и развития школьников (с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей).

2. Диагностическое направление: направлено на выявление особенностей психического, физического и социально-личностного развития обучающихся, а также наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

3. Консультативное направление: помощь педагогам, родителям, обучающимся в решении имеющихся проблем.

4. Коррекционно-развивающее направление: направлено на уменьшение степени выраженности имеющейся патологии в развитии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6.Просветительско-образовательное направление: направлено на формирование потребности в знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; включает в себя создание условий для оптимального развития личности и самоопределения обучающихся школы на каждом этапе обучения, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности.

7.Профориентационное направление: направлено на развитие адекватной самооценки своих возможностей, формирование готовности к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Реализация комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся осуществляется следующими специалистами:

- администрация школы – директор и заместитель директора: организуют необходимую материально-техническую и нормативно-правовую базу, обеспечивают методическое оснащение процесса сопровождения, координируют и контролируют работу всех специалистов сопровождения.

- педагог-психолог проводит углубленную диагностику психической сферы (памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, а также диагностику межличностных взаимоотношений. Составляет рекомендации педагогам и родителям по коррекции дефектов развития детей, участвует в разработке специальных индивидуальных программ развития. Отслеживает динамику развития обучающихся. На основе результатов диагностики, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также актуальных проблем составляет и реализует программу коррекционной работы с каждым классом на текущий учебный год.

- учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, выявляя речевые нарушения для выявления обучающихся, нуждающихся в оказании логопедической помощи. Ведѐт работу по коррекции речевого развития детей во взаимодействии с педагогами и родителями.

- учитель-дефектолог проводит обследование, на котором определяется уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков ребенка, по результатам обследования составляет специальные индивидуальные программы развития, проводит индивидуальные и подгрупповые занятия, которые носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. 

- социальный педагог участвует в изучении обучающихся и их семей, в составлении специальных индивидуальных программ развития, индивидуальных программ реабилитации и сопровождения «трудных подростков», семей, находящихся в социально-опасном положении, осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся, изучает социально-педагогические особенности личности и окружающей её микросреды, условия жизни, организует различные виды социально важной деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных акций, программ и проектов, участвует в их разработке, утверждении и реализации, способствует социализации, формированию общей культуры личности ребенка, контролирует успешность освоения предметных коррекционно-развивающих программ, организует межведомственное взаимодействие по вопросам сопровождения обучающихся.

- медицинские работники отслеживают состояние здоровья обучающихся, опираясь на результаты медицинских карт, диспансеризации и собственные наблюдения, дают рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса для различных категорий детей, взаимодействуют с другими медицинскими учреждениями города по различным вопросам, проводят просветительскую работу по формированию ЗОЖ, профилактике заболеваний.

Результаты психолого-педагогического сопровождения обучающихся заносятся в дневники наблюдения, досье развития, карты психолого-педагогического сопровождения, специальные индивидуальные программы развития, что позволяет отследить динамику развития каждого ребенка.

При необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии проводится заседание школьного ПМПк. Деятельность консилиумов направлена на:

- анализ процесса выявления детей «группы риска», детей  с признаками школьной дезадаптации, неуспевающих и слабоуспевающих детей;

- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

- отслеживание динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу;

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

Система психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» носит комплексный, системный, целостный характер, обеспечивает учет индивидуальных потребностей обучающихся, своевременность и целесообразность воздействия, а также учитывает принципы активности ребенка в образовательном процессе, практической направленности и эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса и принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Такое построение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является достаточно эффективным. Подтверждением этого являются результаты, которые достигают наши школьники: успешная социализация, развитие положительных личностных качеств, 100 % успеваемость, овладение социально-бытовыми и трудовыми навыками (за исключением обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые в силу имеющихся дефектов не способны к их овладению), успешная адаптация вновь прибывших учеников, а также достаточно быстрая и эффективная коррекция их девиантного поведения.

Список литературы:

1. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [текст] / О.С. Газман // Директор школы. - 2007. - № 3. - с. 51-58.

2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 19 города Ельца» (МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»)

3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы.

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы.На первом этапе реализации программы «Одаренные дети», психолого-педагогическое сопровождение осуществляетс...

Школы роста - отправная точка. Из опыта работы МБОУ "Юрт-Акбалыкская ООШ" по выходу из категории школ с УНОР и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях Новосибирской области.

Описание опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» по реализации проекта «Школа — центр иденти...

Как организовать работу психолого-педагогического консилиума с обучающимися ОВЗ

Школы и детские сады обязаны создать психолого-педагогический консилиум (ППк). Это требование установило Минпросвещения в распоряжении от 09.09.2019 № Р-93. Организовать работу консилиума помогут...