Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
статья

Определяя направленность своей педагогической деятельности,  я                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.   

        Мои уроки имеют деятельностный характер. Они направлены  прежде всего на формирование общих учебных  умений и навыков, на формирование ключевых компетенций -готовности  учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения  практических задач.

        В этом мне помогает   компьютерная техника с мультимедийными возможностями.  Уроки литературы и русского языка  становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.

        На уроках литературы мои ученики  могут увидеть мир  глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством  писателей.  Использование информационных технологий позволяет мне не только дать широкий  иллюстративный материал, но и соединить  текст, видео, звук и  иллюстрации в единую логически законченную композицию.  На  своих уроках, используя  интерактивные кроссворды, тесты, криптограммы, я могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Также в свои уроки я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.

        Часто на уроках литературы и русского языка  я применяю технологию проблемного обучения.  Создать на уроке проблемную ситуацию мне  помогают ЭОР. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР.  Интерактивный  информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а  интерактивный практический ресурс  показывает способы решения данной проблемы.  ЭОР  включают в себя различные тексты с заданиями,  интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.

Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов  пробуждают  интерес к изучению русского языка и литературы.  Использование интерактивных тестов помогает не только экономить моё время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

        21 век - это век информации.  Моя задача заключается не только в том, что дать  обучающимся с ОВЗ знания, но и научить  своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.  Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности  учащихся. 

ЭОР позволяют  осуществлять  дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я  провожу практикумы для учащихся  с ОВЗ:   учу  самостоятельно проводить оценивание  собственных знаний, умений и навыков без моего участия  или  родителя,  ведь правильные ответы уже заложены в ЭОР.

ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера). Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.

        Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.

Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и  иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить  творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).

На уроках обобщения и повторения использую  интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить  изученные орфограммы и  пунктограммы,  делать выводы и обобщать языковой материал.

На этапах  мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся  активно  применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия), и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.

 Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

        Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения  русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день обучающиеся 7-8  классов  провели  литературно-музыкальный вечер, посвященный великому  поэту. Ученики подготовили   выставку книг со стихами  Сергея Есенина, читали  свои  доклады,  декламировали стихи Есенина.  Используя   мультимедийную  технику, ребята  подготовили  интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова,  в которую также   включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина;   посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин". 

Мероприятие получилось ярким и запоминающимся.  По отзывам детей  я поняла, что  особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..", "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики  полюбили этого поэта и никогда его не забудут.

        Благодаря использованию ЭОР  обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах,  для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

        Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу , заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dryagina_l.yu_._statya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна

        Определяя направленность своей педагогической деятельности,  я                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.  

        Мои уроки имеют деятельностный характер. Они направлены  прежде всего на формирование общих учебных  умений и навыков, на формирование ключевых компетенций -готовности  учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения  практических задач.

        В этом мне помогает   компьютерная техника с мультимедийными возможностями.  Уроки литературы и русского языка  становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.

        На уроках литературы мои ученики  могут увидеть мир  глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством  писателей.  Использование информационных технологий позволяет мне не только дать широкий  иллюстративный материал, но и соединить  текст, видео, звук и  иллюстрации в единую логически законченную композицию.  На  своих уроках, используя  интерактивные кроссворды, тесты, криптограммы, я могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Также в свои уроки я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.

        Часто на уроках литературы и русского языка  я применяю технологию проблемного обучения.  Создать на уроке проблемную ситуацию мне  помогают ЭОР. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР.  Интерактивный  информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а  интерактивный практический ресурс  показывает способы решения данной проблемы.  ЭОР  включают в себя различные тексты с заданиями,  интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.

Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов  пробуждают  интерес к изучению русского языка и литературы.  Использование интерактивных тестов помогает не только экономить моё время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

        21 век - это век информации.  Моя задача заключается не только в том, что дать  обучающимся с ОВЗ знания, но и научить  своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.  Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности  учащихся.  

ЭОР позволяют  осуществлять  дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я  провожу практикумы для учащихся  с ОВЗ:   учу  самостоятельно проводить оценивание  собственных знаний, умений и навыков без моего участия  или  родителя,  ведь правильные ответы уже заложены в ЭОР. 

ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера). Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.

        Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.

Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и  иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить  творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).

На уроках обобщения и повторения использую  интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить  изученные орфограммы и  пунктограммы,  делать выводы и обобщать языковой материал.

На этапах  мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся  активно  применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия), и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.

 Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

        Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения  русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день обучающиеся 7-8  классов  провели  литературно-музыкальный вечер, посвященный великому  поэту. Ученики подготовили   выставку книг со стихами  Сергея Есенина, читали  свои  доклады,  декламировали стихи Есенина.  Используя   мультимедийную  технику, ребята  подготовили  интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова,  в которую также   включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина;   посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин".  

Мероприятие получилось ярким и запоминающимся.  По отзывам детей  я поняла, что  особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..", "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики  полюбили этого поэта и никогда его не забудут.

        Благодаря использованию ЭОР  обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах,  для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

        Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу , заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.

Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы учителем Кисс И. И.

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки.Компьютерные технологии позволяют разработа...

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем

В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий, олимпиад, КПК учителя русского языка и литературы Куриловой Ирины Юрьевны за 2018 - 2022 годы

Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий, олимпиад, КПК учителя русского языка и литературы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...