Речевая конференция "Город правильной речи"
план-конспект

Хучаева Малика Самиевна

Речевая конференция "Город правильной речи" для глухих и слабослышащих обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_konferenciya_nachalnaya_shkola.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая конференция

«Город правильной речи»

Цель: организация развивающей речевой среды с целью максимальной реализации речевых возможностей детей с нарушениями слуха.

Задачи:

  • закреплять приобретённые навыки звукопроизношения;
  • развивать самоконтроль за речью;
  • совершенствовать навыки постановки словесного ударения, отрабатывать правильное литературное произношение;
  • формировать умение работать в коллективе сверстников;
  • активизировать творческие способности.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята! Я приветствую вас. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный город. Это город правильной речи, где красиво говорят. Люди немного меняются, когда приходят в этот город. Хотите узнать, как и почему?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

- Ребята, кто знает, что такое фантазия?

Дети: Фантазия - это наши мечты, когда мы выдумываем то, чего на самом деле нет.

Ведущий: Верно, ребята.

- Прежде, чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним правила, о которых нам расскажут мои помощники.

Помощник 1:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Помощник 2:

Паузу мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Так спокойно, так приятно,

Говорим – и всем понятно.

Ведущий: Итак, отправляемся в город правильной речи. (Звучит сказочная музыка).

- Сейчас вы закроете глаза, и представите себе, что вы летите на воздушном шаре через облака. Сверху видны леса, поля, слышно журчание реки, чувствуется запах свежего воздуха после дождя. Закройте, пожалуйста, глаза.

- Откройте глаза.

Помощник 1: Вот мы и прибыли в город. Ой, здесь так красиво!

Ведущий: Да, красиво, но здесь чего-то не хватает. Давай подумаем, чего не хватает?

Дети: Солнца не хватает, света.

Ведущий: Верно, не хватает солнца.

Солнце, солнышко, где ты?

Солнышко: Я тут, но светить ребятам не буду.

Ведущий: Почему?

Солнышко: Я обиделась на ваших ребят! Они меня никогда не пишут правильно.

Ведущий: Как так?

Солнышко: А вот так. Пишут, как слышат – сонце. А правила правописания не знают.

Ведущий: Милое и теплое солнышко, вы ошибаетесь, ребята знают правило правописания непроизносимых согласных. Верно, ребята?

- Да!

Солнышко: А кто докажет мне это?

Ведущий: Ребята, давайте докажем нашему солнышку, что мы знаем правила русского языка. Что вы знаете о непроизносимых согласных?

Дети: Согласные В, Д, Л, Т в сочетаниях с другими согласными не говорим, но пишем.

Ведущий: Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т?

Дети: Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать такие слова, в которых эти звуки произносятся.  Например: солнце – солнечный.

Ведущий: Солнышко, вы слышите, как наши ребята отвечают. Вы довольны?

Солнышко: Да, я довольна. Так и быть, буду светить, радуйтесь в моих тёплых лучах.

Помощник:

- Как же сразу стало светлее и теплее. Посмотрите, здесь много улиц, парков, домов, площадей и даже замков.

- Давайте погуляем по Городу правильной речи.

Здесь есть:

  • Замок дружных букв.
  • Площадь сказочных героев.
  • Площадь противоположностей.
  • Переулок длинных и коротких слов.
  • Озеро чистого произношения.

Ведущий: До того, как зайти в замок дружных букв, давайте вспомним, что такое буквы?

Дети: Буквы – то, что мы видим, пишем и читаем.

- Молодцы, ребята! Давайте постучимся в этот замок.

(Стук в ворота, оттуда слышен сильный спор, выходят буквы на сцену и спорят.)

Помощник 2: В сказочном замке жили-были 33 буквы. И всё бы у них было хорошо, если бы не одна беда, поссорились они друг с другом.

Согласные: Нас много, мы самые главные в алфавите.

Гласные: Подумаешь, это ничего не значит. Мы главнее.

Помощник 2: Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

Точка: Хватит! Прекратите! Пора поставить точку в этом споре. Вы все равны.

Буква С: Как свистну сейчас, сразу свалишься. И не будешь тогда командовать.

Буква В: Выйди вон, выскочка!

Буква Ш: Шибко шустрая ты, Точка.

Точка: Хорошо, я уйду, а вы спросите у других. Они вам скажут то же самое.

Вопросительный знак: Что здесь происходит? Из-за чего шум?

Восклицательный знак: Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны. Пусть говорит кто-нибудь один!

Буква Б: Боюсь бить будут, братцы.

Запятая: Извините, мне кажется, я знаю, что здесь происходит. По-моему, они спорят, кто главнее: Гласные или Согласные.

Восклицательный знак: Но это же глупо!

Точка: Конечно, глупо!

Вопросительный знак: И эта причина ссоры?

Восклицательный знак: Безобразие! Нужно убрать непослушных со страниц нашего буквенного замка.

Мягкий знак: Нельзя ли как-нибудь помягче?

Твердый знак: Нельзя! Замку нужна твердая рука.

Вопросительный знак: Что будем делать? Кто знает?

Помощник 2: Никто не знает, что ответить?

Буква Я: Я знаю, как прекратить этот спор! Мне все ясно! Пусть согласные произнесут название нашего замка без нас.

Согласные: Б, К, В.

Буква Я: А теперь мы Гласные произнесем это слово без согласных.

Гласные буквы: У, Ы.

Буква Я: Станьте вместе! (Буквы становятся в ряд и составляют слово.)

Буква Я: А теперь все вместе!

Буквы и дети хором: Буквы!

Буква Я: Теперь вам все ясно!

Буква А: Мы просто не можем друг без друга, согласны!

Буквы согласные: Согласны!

Буквы гласные: И мы тоже!

Точка: Давно бы так. Наконец-то они расставили все точки.

Вопросительный знак: Вы думаете, они поняли свою ошибку?

Восклицательный знак: Конечно! Теперь все будет хорошо!

Ведущий: Вот так закончилась эта история!

- Ребята, а кто решился помочь в споре нашим буквам?

Дети: Знаки препинания.

Ведущий: Ребята, попробуйте угадать, какой это знак препинания.

Помощник 3:

Прибежал к нам кривоносый.

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?                    

Какой это знак?

Дети: Вопросительный знак!

Вопросительный знак.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный я знак.

Помощник 3:

Это чувствительный

Знак препинания

Он ставится, чтобы

Создать восклицание.

Дети: Восклицательный знак!

Восклицательный знак.

Правильно, ребята!

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то это предложение

С особым выражением

Произнестись должно!  

Точка: Закрываю я дорогу, предлагаю отдохнуть.

Дети: Точка!

Точка:

Фразу следует закончить,

Если рядом я.

Меня надо уважать.

Меня слушать надо.

Многоточие:

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит …

Двоеточие:

Я знак очень важный,

Смотри я – двухэтажный!

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу.

Тире:

Я – минус в математике,

Но знак другой в грамматике.    

Запятая:

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

Там, где я стою, нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий: Ребята, а кто знает, после каких знаков препинания делается длинная пауза, а после каких – короткая?

Дети: Длинная пауза делается после точки, вопросительного знака, восклицательного знака, двоеточия, многоточия, точки с запятой.

- Короткая пауза после запятой и тире.

Ведущий: Верно, ребята.

Все знаки:

Знаки нужно уважать.

Правильно употреблять.

Никогда не забывать.

Пока! Пока! (Все знаки дружно уходят за кулисы.)

Помощник 1: Уважаемый ведущий, вам не кажется, что пора позвать наши команды?

Ведущий: Верно. Я совсем засиделась в замке дружных букв.

А сейчас на сцену приглашаются 2 команды. В командах участвуют самые внимательные и любознательные ребята нашей школы. Они покажут свои знания, а наше жюри будет их оценивать. Члены нашего жюри …

-Желаю вам удачи!

1 команда: Наша команда называется «Знайки».

- Наш девиз: «Ясно, четко говорим, потому что не спешим».

Капитан команды - …

2 команда: Мы «Умейки».

- Наш девиз: «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо».

Капитан команды…

Ведущий: Правила нашего конкурса просты. Я задам вопрос, кто быстрее поднимет руку и ответит, та команда и получит баллы.

Ведущий: Вперед, мои помощники. Задавайте вопросы участникам команд по порядку. Только не забывайте о главных правилах красивой и правильной речи.

Правила:

1. Правильно строй предложения.

2. Не торопись. Говори четко, не теряй звуки и слова.

3. Не кричи, но и не говори слишком тихо.

4. Говори выразительно, выделяй голосом главные слова, делай паузы.

Помощник 1: Сколько букв в русском алфавите?

Помощник 2: На какие группы делятся буквы? (Гласные и согласные.)

Помощник 1: Сколько гласных букв в русском языке?

Помощник 2: С каких букв слова никогда не начинаются?

(С мягкого и твердого знаков и с буквы Ы.)

Помощник 1: Что вы знаете о согласных? Какими они могут быть? (Они могут быть парными и непарными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими.)

Помощник 2: Чем отличается звук от буквы?

Команды: Звук – то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы пишем.

Ведущий: Молодцы, ребята! Сейчас я произнесу предложение, а вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах?

Света ест вкусный суп.

Команды: Звук [С].

Ведущий: Правильно ребята, это звук [С]. А сейчас капитаны наших команд должны подготовить и дать характеристику звуку [С]. Какой это звук? Гласный или согласный? Парный или непарный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?  И придумать предложение в каждом слове которого встречается звук [С].

Ведущий: Пока наши капитаны выполняют задание, мы с вами пройдемся по площади «Сказочных героев».

Помощник 1: На сцену выйдут герои разных сказок, вы должны угадать из какой они сказки и как их зовут.

Помощник 2: Итак, на сцену приглашается первый сказочный герой.

  1. Буратино.                                           Кто я? Как меня зовут? Из какой я сказки?
  2. Красная шапочка.
  3. Снежная королева.
  4. Дюймовочка.

(Каждый герой выходит под музыку из сказки).

Ведущий: Молодцы, ребята. Вы, оказывается, очень хорошо знаете сказочных героев.

Помощник 2: Капитаны наших команд готовы.  Мы ждем ваше выступление.

(Капитаны команд дают характеристику звуку [С].)

Дети: Звук [С] согласный, глухой, твердый, парный.

Ведущий: Молодцы! Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. (На столах лежат синие и красные кружочки). Я буду произносить звуки. А вы поднимите синий кружочек, если услышите согласный звук, красный, если услышите гласный звук.

Ведущий: И с этим заданием вы справились. Давайте поиграем в следующую игру «Назови лишнюю букву».

Командам предлагаются по две карточки с буквами. Дети хором читают буквы, определяют лишнюю букву, доказывают, почему она лишняя.

Д Л А З В (Лишняя буква А – гласная среди согласных.)

А О У Э Й Ы И (Лишняя буква Й – согласная среди гласных.)

Г, Д, Б, К, З (Лишняя буква К – глухая среди звонких)

Е Ё Ю И Я (Лишняя буква И – не обозначает двойной звук.)

М, Н, Х, Л, Р (Лишняя буква Х – не сонорный звук.)

Ведущий: И с этим заданием вы справились. А наше путешествие продолжается, и перед нами «Площадь противоположностей».

Здесь мы поиграем в игру «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».

Ведущий: Я буду говорить вам слово, а вы назовите другое с противоположным значением.

Как называются слова с противоположным значением? (Вопрос обращен к детям, сидящим в зале.)

Дети: Антонимы.

Горячий - … умный - …хороший - … весёлый - … толстый - … лёгкий - …большой -- … светлый - … добрый - … большой -, быстрый - … широкий -, мягкий - … высокий - …

Ведущий: Ребята, обе команды работают очень хорошо.

Помощник 2: Рядом с площадью противоположностей находится «Переулок длинных и коротких слов».

Ведущий: В этом переулке живут разные животные (названия которых состоят из одного и трех слогов). Участники из команды «Знайки» назовут жителей, у которых имена короткие, а «Умейки» - жителей, у которых имена длинные.

(Волк, медведь, курица, бык, ёж, лось, слон, бегемот, лягушка, тигр, корова, лев, собака, жук, ёрш.)

(Ответы участников команд и выставление баллов)

Помощник 1: Вот мы и пришли к озеру чистого произношения.

В нём плавают волшебные рыбки с разными звуками. Вам надо поймать рыбку с заданным звуком и вспомнить как можно больше слов с этим звуком. Побеждает та команда, которая смогла поймать больше рыбок и вспомнить больше слов.

(На сцене надувной детский бассейн с рыбками на магнитах.)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Команды работали хорошо. Пора им отдохнуть. А наше жюри приступает к нелегкой работе – оценке наших команд.

- Пока жюри оценивает работу наших команд, для нас выступят самые маленькие участники с танцем «Матрёшки».

- Жюри готово вынести свое решение. Для оглашения результатов мы приглашаем на сцену председателя жюри … (Победила дружба.)

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие.

Помощник 1: Мы убедились, чтобы говорить правильно и красиво, надо немало потрудиться.

Ведущий: А самое главное – мы научились быть дружными. Пусть не все у нас еще получается, но мы будем стараться.

- Желаю всем успехов в учёбе, отличного здоровья и прекрасного настроения!

Вместе: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильность речи (об ошибках в речи при употреблении слов).

В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи.  Одним из основных  показателей грамотной речи является правильное употребление слов. В русском языке их тысячи, но кажд...

Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)

Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...

«Правильное дыхание – правильная речь».

Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики...

Праздник речи «Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Праздник правильной речи в подготовительной к школе группе....

Речевая конференция: "Город правильной речи".

Речевая конференция: "Город правильной речи"....

Правильное дыхание - правильная речь

В логопедической работе по формированию правильного произношения необходимо уделять особое внимание дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать последовательность проведения дыхательных упражнений. В...