Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте "Волшебство грамматики"
план-конспект урока

(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatiya_po_logopedii.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

                           Итоговое логопедическое занятие

                 по обучению грамоте  "Волшебство грамматики"

Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
  • умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • развивать зрительный гнозис;
  • продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.

Образовательные (обучение грамоте):

  • упражнять в слоговом анализе и синтезе;
  • совершенствовать навык слогового чтения;
  • учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;
  • закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
  • закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
  • упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;
  • закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
  • развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
  • развивать навык чтения слогов, слов, предложений.

Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к обучению;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

Ход занятия

1. Организационный момент (рече-моторная разминка)

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай

Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.

2. Игра ”Чудесный мешочек”

(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)

Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.

Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).

3. Игра “Слоговые капли”

(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)

Логопед: Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.

Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).

4. Игра “Найди все слова в цепочке”

(Умение зрительно находить все слова в цепочке, чтение слов, удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения; определить количество слов в предложении, записать его схему. Правильное употребление предлогов при составлении предложений.)

Логопед: Дети, посмотрите внимательно на цепочку состоящую из букв. Если сложить все эти буквы, можно прочесть слова.

Дети: Находят все слова и читают их (БАБОЧКА, БОЧКА, ШАРЫ, РЫБА, КОШКА, КАКТУС).

Логопед: А теперь из всех этих слов составьте интересные предложения.

Дети: Составляют и называют свои предложения.

Логопед: Предлагает детям выложить схему наиболее понравившегося предложения, назвать предлог и определить количество слов в предложении с помощью цифр. Напоминает правописание большой буквы.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

5. Зарядка

(На пространственную ориентировку в собственном теле.)

Логопед: 

А сейчас все по порядку (встали руки на пояс
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (
выполняют движения, прослеживая за ними глазами
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (
приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (
прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.

Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.

6. Игра “Волшебные комочки”

(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)

Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.

Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.

7. “Раздели слова на слоги и подними нужную цифру”

(Чтение слов, синтез слов различного звуко-слогового состава из 2, 3, 4 слогов с использованием цифр.)

Логопед: Дети, перед вами несколько слов, прочтите их.

Дети: Читают слова (МОРЕ, МАЛИНА, ЗАНОЗА,ЧЕРЕПАХА).

Логопед: Поднимите цифру соответствующую количеству слогов в слове “МОРЕ” (и так дети определяют количество слогов во всех предложенных словах).

Дети: Выполняют задания индивидуально каждый.

8. Игра “Волшебники”

(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).

Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?

Дети: Да….

Логопед: Тогда берите цветную губку и водичку. Обыкновенная вода на волшебных карточках превратится в яркие краски, и получатся удивительные картинки из азбуки.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Желает детям чудесных превращений.

Дети: Оживили картинки из азбуки.

Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?

Ребенок 1 Получился АРБУЗ

Логопед: Какой первый звук в слове АРБУЗ? Какой последний звук слышится в этом слове”.

Логопед: А какой АРБУЗ?

Ребенок 2: Придумывает как можно больше прилагательных (красный, спелый, сочный, полосатый, вкусный и т.д.).

Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.

9. Итог занятия

Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск

Цели занятия:1.      Повторение букв.2.      Закрепление навыка послогового чтения.3.      Закрепление навыка звуко-буквенног...

Итоговое занятие по обучению грамоте "Потерянный дневник Незнайки"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе«Потерянный дневник Незнайки» Цель:  обобщение и систематизирование у детей полученных знаний о звука...

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте на тему: "Друзья Букваря" для детей старшего дошкольного возраста.

Подвести итоги пройденного материала по обучению грамоте за прошедший период обучения, подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребенка. Дать возможность родителям увидеть достижения своих д...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у царицы Грамматики"

Закрепление навыка звукослогового анализа слов.Закрепление графического образа букв.Закрепление навыка чтения слогов и слов.Закрепление умения составлять предложения по опорным словам....