Конспект итоговой НОД по обучению грамоте на тему: "Друзья Букваря" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия ( класс) на тему
Подвести итоги пройденного материала по обучению грамоте за прошедший период обучения, подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребенка. Дать возможность родителям увидеть достижения своих детей. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений. Формировать навык чтения и элементарных графических умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итоговой НОД
по обучению грамоте на тему: «Друзья Букваря»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Подвести итоги пройденного материала по обучению грамоте за прошедший период обучения, подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребенка. Дать возможность родителям увидеть достижения своих детей.
Задачи:
Образовательные. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений. Формировать навык чтения и элементарных графических умений.
Развивающие. Развивать мышление и речь детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать быстроту, сообразительность
Воспитательные. Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в свои силы. Совершенствовать навыки коммуникативного общения. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Вызвать у родителей интерес и желание активно участвовать в работе по обучению чтению и грамоте своего ребенка.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие
Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, буквы, слоги, слова, предложения простые, вопросительные, восклицательные.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование: солнце с отрывными лучами; картинки Маши и Медведя, буквы большого формата; корзина; бусинки красного и синего цвета с буквами на обратной стороне для составления и чтения слогов; по два листочка разных деревьев со слогами на обратной стороне для составления и чтения слов; картинка из мультфильма «Маша и Медведь» для составления предложений с разной интонацией.
Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы 1.«Определи место звука в слове и закрась нужный квадрат». 2. «Соедини предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук».
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: 1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять!
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнемся друг другу и гостям – вашим родителям - и начнем заниматься.
- Ребята, наступил новый день. Выглянуло солнышко, чтобы оно веселее грело, мы добавим ему лучиков – наши правильные ответы.
- Из чего состоит наша речь (Из предложений)
- А предложения состоят из (Слов)
- Слова состоят из (Звуков)
- Звуки бывают (Гласные и согласные)
- Звуки, которые можно петь, тянуть и во рту ничего не мешает, ни язык, ни губы, ни зубы, такие звуки называются (Гласные).
- Каким цветом мы их обозначим (Красным)
- Звуки, которые нельзя петь, тянуть или мешают губы, язык, зубы, такие звуки называются (Согласные).
- Каким цветом мы обозначим согласные (Синим)
- Когда соединяется гласный и согласный звук, получается… (Слог)(При каждом правильном ответе детей к солнцу добавляется один луч)
- Солнце засияло, мы можем отправиться в путешествие в лес, где живут ваши любимые герои. Но туда могут попасть только те дети, кто дружит с букварем, кто старается быстрее научиться читать.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и почитать.
- Дети, скажите, что находится на столе? (Буквы). Выберете любую букву, назовите её, и придумайте слова, которые начинаются на эту букву.
- С заданием вы справились, значит, можем отправляться в гости. А к кому, вы увидите на доске (Изображения Маши и Медведя).
- На какой звук начинаются эти имена? Какой это звук? (Согласный)
- Кого или что мы можем встретить в лесу на звук М? (Муравья, мышку, малину, мед, мухоморов, мух, медведя)
Физкультминутка:
«Эй, веселый народ!
Отправляемся в поход! (Идем друг за другом, след в след)
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем. ( Идем тихо, не спеша, осторожно, чтобы травку не помять, чтобы птицу не спугнуть)
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Мы попали в край чудес!
Здравствуй, лес – любимый лес! (дети садятся)
- Вот, мы с вами в лесу. Какая красота! Какой чистый воздух!
( Выставляется пустая корзина).
– Корзина со звуками! Нам её Маша оставила. А где же звуки (Мы их не видим, а только слышим и произносим). Попробуйте догадаться по моим губам, какой же звук я произношу беззвучно.
Игра «Немые звуки».
(широко открываю рот - А, губы округляю – О, губы «трубочкой» - У, губы улыбаются – И). Как одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные). То, что я вам показывала, а вы за мной повторяли, называется артикуляцией. Давайте повторим это сложное слово.
Игра «Живые слоги»
Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть. Маша рассыпала все свои бусинки. На обратной стороне каждой бусинки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги.
- Вокруг себя обернись, в живую букву превратись. (Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.
Формирование навыков деления слов на слоги. Игра «Найди домик»
На доске три домика для слов разного слогового состава. На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка. На первом домике одна короткая полоска, на втором – полоска разделена на две части, а на третьем — полоска разделена на три части.
- Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.
(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик). Примерные ответы детей:
Жук, (шмель)– В этом слове 1 слог, он живет в домике с одной полоской Муха, (паук) – 2 слога, живет в домике с двумя полосками.
Муравей, (бабочка) – в слове 3 слога, живет в домике с тремя полосками.)
Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики считаем – насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы).
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца).
Это кто же тут жужжит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!
(Пальцы сжимаются в кулак).
Игра «Составь слово» На столе лежат по два листочка разных деревьев, на обратной стороне написаны слоги. Задание: найти два одинаковых листочка, прочесть слоги, из двух слогов составить слово (Ма-ша, му-ха, ро-са, но-ра, ка-ша)
Чтение слогов и составление слов по слоговой таблице
МА | СУ | ТА | МЫ |
РЫ | ПА | ША | РО |
КА | МИ | РА | КО |
ЛО | ТЫ | СА | НО |
Маша, Миша, Рома, Паша, Саша, каша, лопата, кора, Тамара, суша, сало, мыло, ноша.
Индивидуальная работа в карточках. Игра «Найди звук»
1 задание: определить место звука в словах (в начале, в середине или в конце), закрасить нужный квадрат.
2 задание: соединить картинки, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Зрительная гимнастика.
Как прекрасен этот лес!
Полон разных он чудес:
Светит солнце в вышине,
(дети смотрят вверх).
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз).
Дрозд на веточке сидит,
(смотрят вверх).
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз).
Слева ель растет – старушка,
(смотрят влево).
Справа сосенки подружки,
(смотрят вправо).
Где вы, ягодки, ау!
(«хлопают» глазками).
Все равно я вас найду!
Работа с предложением
- Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). Игра «Составь предложение про Машу» (Предлагается картинка- распечатка из мультфильма). Дети составляют простые, вопросительные, восклицательные предложения про Машу.
Рефлексия. Где мы побывали сегодня? Какие задания мы с вами выполняли. Чем вам больше всего понравилось заниматься?
В лесу довольна ежиха своими ежатами,
Зайчиха довольна своими зайчатами.
Белка довольна своими бельчатами
Волчица довольна своими волчатами
А я довольна своими ребятами. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-510655-1415194627.jpg)
План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".
Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-554041-1419086446.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».
Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование коммуника...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-822976-1475211465.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975235-1511000007.jpg)
Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.
Обучение детей тгре на детских муыкальных инструментах. Содание условий для творчества. Этапы работы. Основные положения....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Тема: Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/08/picture-1324154-1617853859.jpg)
Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники пластилинография: "Мой урожай" для детей старшего дошкольного возраста.
План занятия по художественно- эстетическому развитию ребенка...