Использование метода кинезиологии в логопедии.
статья

"Прекрасная сама по себе детская речь 
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым 
открываем причудливые закономерности 
детского мышления». 
К. И. Чуковский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  метода кинезиологии в логопедии.

                                                                         Серебренникова Т.Г.,  учитель-логопед

 Государственного бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

детского сада № 79 компенсирующего вида

                                                                                 Красносельского района Санкт-Петербурга

"Прекрасная сама по себе детская речь 
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым 
открываем причудливые закономерности 
детского мышления». 
К. И. Чуковский.

В статье рассматривается  возможность  оптимизиации работы учителя-логопеда с  использованием метода кинезиологии для развития у детей умственных способностей и речи.

       В наше время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Хорошая речь – это одно из главных условий полноценного развития ребенка.    

Основная задача  педагогов дошкольной организации – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые будут

способствовать созданию «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями…».

         Кинезиология  - это наука о развитии  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения (Л.Ф.Васильева). Р.Е.Левина в своих работах выделяет , что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевых нарушений.  В работах И.М.Сеченова, П.Н.Анохина, А.Р. Лурия,  

2.

А.Н.Леонтьева, было доказано влияние манипуляции рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развития речи. А.Л.Сиротюк указывает , что под влиянием кинезиологических упражнений в организме проходят положительные изменения.   

         Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.  Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.  Т.е., психомоторное развитие, лингвистическая осведомленность и учебные достижения взаимосвязаны.   Необходимость обеспечить интегрированную работу полушарий головного мозга интеграцию в системе – глаз-рука – одна из важнейших задач развития психомоторного статуса детей.

    Функциональная асимметрия полушарий—это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.  Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга:

1.     Левополушарный тип—определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, поступающая в левое полушарие, обрабатывается медленно.

2.     Правополушарный тип—определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

3.     Равнополушарный тип—отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления.         Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.    Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.  

       Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

3.

Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Упражнения для развития общей и мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Точечный массаж – воздействует на биологически активные точки. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. Кинезиологические «рисовалки» - это кинезилогические упражнения и рисование.

 Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:

1. Артикуляционные упражнения

2. Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики

3. Упражнения на развитие общей двигательной активности

4. Звукоразличение  (восприятие и дифференциация шумов).

5. Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.

6. Энергетическое обеспечение: дыхательные упражнения.

7. Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т.д.

8. Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности

        Требования, предъявляемые к современному педагогу в дошкольном образовании, предполагают использование современных технологий, с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей, а также использование технологий формирования мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, что и планируется профессиональным стандартом учителя-логопеда (учителя-дефектолога).

               Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях  можно  выделить упражнения  для коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи.

   Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:

-кинезиологическая гимнастика проводится только утром, систематически, без пропусков; в доброжелательной обстановке;

- необходимо следить за правильностью выполнения упражнения и при необходимости оказать ребенку посильную помощь;

4.

- перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

        Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

. Список литературы

1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М: ТЦ Сфера, 2001г.

2.Любимова В. "Кинезиология или природная мудрость тела", «Невский проспект», Санкт – Петербург,2005г.

3.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П.,  Мосунов О.П. "Кинезиологическая гимнастика против стрессов." Учебно-методическое пособие. Рязань. РГПУ.2000г.

4.     Аршавский В.В.  "Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности." Владивосток, 1988.

5.     Сиротюк А.Л. "Коррекция обучения и развития школьников." М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтеньДля ребенка 6 - 17 лет средой жизне...

Возможности использования образовательной кинезиологии в обучении школьников

Образовательная кинезиология предоставляет возможность учащимся любого возраста раскрыть свои способности и сделать их действенными посредством определённых двигательных упражнений....

Развивающая программа - кинезиология.

Что такое кинезиология?Применение данной программы на уроках в школе....

Кинезиология

Лечебная гимнастика. В данном разделе предсавлен 1 блок. Если кому-то понадобится еще пишите, вышлю...

Презентация "Использование образовательной кинезиологии в учебном процессе"

Данный материал раскрывает понятие кинезиология и дает описание применения данной технологии в учебном процессе.КИНЕЗИОЛОГИЯ –наука о развитии умственных способностей и физического здоровья чере...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Открытое групповое занятие учителя логопеда-дефектолога по теме: "Кинезиология, как один из методов развития креативного мышления у детей с ОВЗ"

В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Единственная категория детей с ОВЗ, не имеющая возможности обучаться в общеобразователь...