Статья "Особенности обучения сюжетно-ролевой игре детей с нарушениями слуха"
статья

Авторы: Заркова Т. А. , Ким Ю. Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx232.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Рисунок1.jpg

Заркова Татьяна Анатольевна, учитель – сурдопедагог

C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (2)\Юля 001.jpg

Ким Юлия Дексуновна, учитель – сурдопедагог

Особенности обучения сюжетно-ролевой игре

детей с нарушениями слуха

Авторы: Т. А. Заркова, Ю. Д. Ким.

ГКОУ школа-интернат г. Долинска

В статье описаны особенности обучения сюжетно-ролевой игры неслышащих детей младшего школьного возраста. Подробно рассматриваются  этапы подготовки к сюжетно-ролевой игре.

Значение игры в формировании  познавательной деятельности и психических процессов ребенка, становлении гармонично развитой, социализированной личности не раз отмечалось в трудах известных педагогов и психологов.

 В своей статье мы рассмотрим роль сюжетно-ролевой игры в период адаптации младших школьников с нарушенным слуховым восприятием к обучению в школе.

                В наше образовательное учреждение большинство детей поступает без дошкольной подготовки. Из жизни ребенка выпадает целый пласт информации, знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного вступления в школьную жизнь. Семилетний ученик уже не малыш, но еще и не совсем школьник. Ему трудно усидеть за партой, усвоить огромный объем информации, сосредоточиться, зачастую, на не всегда понятном ему учебном материале. Ребенок, особенно глухой или слабослышащий, требует особого подхода, преподнесения практически всего учебного материала в форме игры.  Но каждая игра требует выполнения определенных правил, планирования действий, необходимого словарного запаса. Как мы понимаем, ребенок, не получивший должной дошкольной подготовки, по сути, не организован, не знаком с правилами, а словарный запас глухого дошкольника  в лучшем случае богат 2-3 фразами и предложениями. Учителю помимо преподнесения программного материала необходимо найти время для обучения начинающего школьника игре, правилам, планированию. Навыкам, которые пригодятся в дальнейшем при объяснении правил решения задач и примеров, организации деятельности на уроках предметно-практического обучения  и т.д.В данном случае на помощь учителю приходит воспитатель. Планируя, выстраивая игру с детьми, педагог не только продляет необходимый этап детства, но и способствует формированию и развитию необходимых умений и навыков, обогащению словаря школьника с нарушенным слухом.

В процессе правильно организованной сюжетно-ролевой игры у неслышащего школьника формируются следующие умения:

- проводить сюжетно-ролевую игру по предварительному замыслу, передавать в играх взаимоотношения между персонажами;

- отображать в игре разнообразные стороны действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, события общественной жизни);

- действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заменители;

- предварительно планировать предстоящую игру, выделять определенные правила игры;

- выполнять разнообразные роли, действовать в соответствии с ролью до конца игры, оценивать умение каждого ребенка не выходить из роли;

- использовать для игры различные постройки, поощрять разные варианты построек;

- формировать навыки совместной игры, развивать умение договариваться об условиях игры, о распределении ролей, использовании атрибутов.

Также мы рекомендуем использовать сюжетно-ролевые игры для воспитания положительных личностных качеств (посредством усвоения детьми эталонов поведения игровых персонажей.) Большая роль в сюжетно-ролевой игре отводится формированию умения пересказывать содержание игры, выражать отношение к персонажам, оценивать качество исполнения детьми тех или иных ролей.

Самостоятельной игре детей в ту или иную игру предшествует большая подготовительная работа, которая включает в себя несколько этапов. Л.А. Головчиц условно выделяет следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:

  • подготовка к экскурсии (определение воспитателем её цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии). Речевой материал представляется на табличках, закрепляется путем соотнесения предмета, предметной картинки и словесного образа. При необходимости педагог при объяснении нового слова использует жестовую речь и мимику.
  • проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то их детей, отправление писем и т.д.);
  • беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов, уточнение и активизация необходимого речевого материала;
  • закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;
  • обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей;
  • изготовление необходимых атрибутов;
  • определение замысла предстоящей игры, планирование её этапов, распределение ролей;
  • проведение коллективной игры с участием воспитателя;
  • выражение непосредственных впечатлений от игры, исполнение ролей детьми.

Рассмотрим последовательность этапов подготовки к сюжетно-ролевой игре на примере игры «Магазин».

Итак, все начинается с экскурсии. Педагог, планируя экскурсионный выход, составляет подробный план того, что необходимо рассмотреть в магазине, на что обратить внимание ребят. Каждый пункт плана находит отражение в речевом материале, который представлен на табличках. Таблички со словами и фразами предъявляются даже в том случае, если дети еще только начали знакомство с азбукой и не имеют навыков чтения. Педагог выстраивает взаимосвязанную цепочку: предмет-слово или действие-слово, действие-фраза, что в дальнейшем облегчает задачу по обучению неслышащего ребенка чтению. Во время экскурсии воспитатель акцентирует внимание учащихся на необходимых атрибутах: кошелек, деньги, чек и т.д. В период подготовки к игре ребята будут самостоятельно их изготавливать и в дальнейшем с удовольствие применять в сюжетно-ролевых играх.

После проведения экскурсии необходимо обсудить с учащимися их впечатления, учесть, что запомнили, а что из увиденного требуется закрепить, проиграть с сюжетными игрушками. Речевой материал повторяется во время просматривания картинок, слайдов,  тематических видеороликов. Рассматривая картинки, воспитанники подбирают таблички с соответствующим речевым материалом и вместе с педагогом проговаривают его. Следующий этап подготовки к сюжетно-ролевой игре предполагает зарисовывание увиденного во время экскурсии, а также закрепление словаря на материале дидактического лото «Магазин». Не менее важен и следующий этап – подбор предметов заместителей и обыгрывание сюжетных игрушек. В практике сурдопедагогики не раз отмечено, что детям с нарушенным слуховым восприятием трудно представить хорошо известный предмет в другой роли: за предметом закрепляется лишь определенная функция, поэтому неслышащему малышу трудно представить палочку-градусник или камешек-монетку. «Фантазируя» вместе с педагогом, ребенок усваивает понятия «такой же», «одинаково», «похож на», которые в дальнейшем будет применять на уроках математики. Также и куклы выполняют разные роли: одна и та же кукла может быть и продавцом, и покупателем, и взрослым, и малышом. Следующий этап очень интересен для ребят, так как предполагает вырезывание, склеивание и лепку необходимых для игры атрибутов. То, что для ребенка является игрой, на самом деле важная и кропотливая работа. Все действия, связанные с изготовлением игровых атрибутов, предполагают, во-первых, закрепление речевого материала на тему «Магазин», во-вторых уточнение и закрепление словаря, связанного с действиями (буду клеить, слепил, хочу отрезать и т.д.).  В-третьих, развивается и совершенствуется мелкая моторика ребенка, т.е. идет подготовка руки к письму. Во время распределения ролей и определения замысла предстоящей игры воспитатель объясняет учащимся  следующее:

- Что будем делать?

-Как будем играть?

-Кто будет продавцом (кассиром, покупателем, охранником и т.д.)?

-Что делает каждый персонаж, т.е. обговариваются правила игры. Воспитатель дает установку не отступать от роли, играть дружно, быть внимательными друг к другу.

Вначале педагог сам распределяет роли между воспитанниками, потом ребята выбираю роли по желанию. Во время коллективной игры с воспитателем последний учит ребят не только правильно пользоваться необходимыми атрибутами и соблюдать правила игры, но и вызывает у своих подопечных желание общаться друг с другом словом, а не жестом, вместе с тем корректируя их произношение.

Не последнее место по значению отводится и этапу обсуждения проигранной сюжетно-ролевой игры, в ходе которого педагог может указать на ошибки, допущенные в ходе игры (например, неправильное использование предметов-заменителей или атрибутов), еще раз обсудить правила игры, выслушать впечатления ребят. Внеся необходимые коррективы и закрепив речевой материал, воспитатель в самостоятельной игре детей выступает наблюдателем, который аккуратно вносит свои замечания, не нарушая общего хода игры.

                Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что игра-это не просто детское занятие времени, а важная веха в формировании речи, приобретении и закреплении правил социального поведения, подготовке к обучению в школе. К ребенку с ограниченными возможностями здоровья все это применимо вдвойне.

Литература:

  1. Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевым играм. – М., 1964.
  2. Головчиц Л. А. Воспитание аномальных детей. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Речицкая Е. Г. Игра как средство формирования понятий  у глухих детей. – Специальная школа, №1, 1969.
  4. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы. – Л., 1988. – 116 с.
  5. Сурдопедагогика / Под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (1 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 1 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...

Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (7 класс)

Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.7 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...

Методическая разработка "Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха"

В разработке подробно описаны познавательные процессы и их роль в обучении неслышащих учащихся и показаны особенности познавательной деятельности глухого ребенка. Описаны психофизические особенности и...

Статья "Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития"

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического разв...