Статья "Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития"
статья

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. По словам А.Н. Леонтьева: «Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим его отношением к действительности, путем управления ведущей его деятельностью». Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнять функции ведущей деятельности. Сказанное справедливо в отношении как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами развития. ( Л.Б. Баряева, А.П. Зарин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._obuchenie_syuzhetno-rolevoy_igre_doshkolnikov.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников

с проблемами интеллектуального развития.

Ишметова В.М.

учитель-логопед

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. По словам А.Н. Леонтьева: «Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим его отношением к действительности, путем управления ведущей его деятельностью». Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнять функции ведущей деятельности. Сказанное справедливо в отношении как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами развития. ( Л.Б. Баряева, А.П. Зарин)

Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – все это способствует формированию адекватной самооценки, эффективному взаимодействию ребенка с миром. Игра становится источником не только развития отдельных психических функций, но и изменения психики, в общем. Она стимулирует развитие произвольных процессов, формирует элементы самоконтроля.

Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с проблемами интеллектуального развития–обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Л.Г. Розум, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, И.Г. Вечканова и др. обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им компетенциями, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенку с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.

Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с проблемами интеллектуального развития, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:

  1. Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов:
  • Принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;
  • Принцип систематичности и последовательности в процессе формирования компентенций.
  • Принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников;
  • Принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений  возрастным и индивидуальным возможностям детей;
  • Принцип прочности формируемыхпредставлений;
  • Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения;
  • Принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.
  1. Общность содержания обучения игре.

Содержание детских игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются. В связи с этим во все современные программы воспитания дошкольников, в перечень сюжетно-ролевых игр входят такие игры, как: «Семья», «Доктор», «Магазин» и др.

  1. Комплексный характер обучения игре предполагает формирование у детей не только игровых действий, но и системы знаний о жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также обогащение социального и эмоционального опыта и др
  2. Использование различных форм организации процесса обучения игре, а также разнообразных методов и приемов, обеспечивающих формирование компетенций.

В разных программах дошкольного воспитания, в развивающих программах для детей с проблемами интеллектуального развития, в процессе подготовки к обучению игре предлагается использовать разнообразные формы ее организации (занятие, наблюдение, экскурсия, труд, а также свободные игры и занятия).

  1. Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей.. При этом основные требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными.

Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности:

  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • сниженный темп обучения;
  • структурная простота содержания знаний и умений;
  • повторность в обучении;
  • самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре необходимо осуществлять, так как в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью их нарушения в психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм, которые дают возможность реализовать индивидуальные образовательные программы, разрабатываемые для каждого ребенка. Основная работа по формированию у детей необходимых для овладения игрой представлений о деятельности и взаимоотношениях людей, а также игровых действий осуществляется в процессе групповых и индивидуальных игр-занятий. Они проводятся со всеми воспитанниками группы, планируются в системе, для них отводится постоянное время в режиме дня.

Активность и самостоятельность. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлением о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. У детей с проблемами интеллектуального развития уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства выступает именно процесс обучения, в который ребенок  включается с помощью взрослого. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений. Применяются все методы и приемы на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию действий у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка.

Сниженный темп обучения. В силу инертности, основных нервных процессов психическая деятельность детей с проблемами интеллектуального развития протекает замедленено. Кроме того, у детей этой категории своеобразен процесс формирования условно рефлекторных связей, которые составляют физиологическую основу всех знаний. Они с трудом формируются и быстро распадаются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. Эта особенность сказывается на процессе формирования игровой деятельности у детей. Для того чтобы сформировать у ребенка с проблемами интеллектуального развития предметные, предметно-игровые, ролевые действия, требуется существенно больше времени чем для ребенка с нормальным интеллектуальным развитием. При этом увеличивается продолжительность каждого этапа формирования игровой деятельности. Степень снижения интеллекта в значительной мере детерминирует возможности овладения игровой деятельностью в дошкольном возрасте.

Замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребенку недостаточно одной обучающей игры. Для того чтобы научится, например, укладывать куклу спать или ее умывать, необходимо 2-3  недели учебного времени, что значительно больше, чем в работе с нормально развивающимися детьми. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, очень небольшой. Сюжеты в нем многократно повторяются, хотя образные игрушки применяются разные. Таким образом, ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии обучается переносу игровых действий с одной образной игрушки (например, куклы) на другую (например, мягкую игрушку, мишку, зайчика и т. п.). Игровые действия, направленные на формирование представлений об играх и взаимодействиях детей с использованием образных игрушек, многократно повторяется и расширяется по следующим темам: «Кукла Аня пляшет и поет», «Кукла Аня и медвежонок Даня», «У нас в гостях кукла Аня» и т. п. Тематика игр повторяется и расширяется не только от игры к игре, но от одного этапа обучения к другому, например, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» может проходить по следующим сюжетам, имеющим похожее построение: «Мама ведет дочку в парикмахерскую», «Делаем прически к новогоднему празднику».

Структурная простота содержания игровой деятельности имеет особое значение в процессе обучения дошкольников с проблемами интеллектуального развития. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Нормально развивающийся ребенок достаточно быстро начинает эти операции выделять и повторять. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением.

Повторность в обучении. Необходимость повторности в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью вызвана особенностями формирования у них условно рефлекторных связей. В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, как правило, не удается сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действий. Кроме этого, различные наборы игрушек предлагаются для самостоятельных игр, в которые дети играют ежедневно.

Повторность в обучении предполагает также обеспечение условий для переноса формируемых знаний в новой ситуации, на оперирование новым материалом. Перенос является одной из самых сложных операций для дошкольников с проблемами интеллектуального развития, которые не умеют самостоятельно использовать усвоенные знания, в новой ситуации, на новом содержании, поэтому переносу необходимо обучать. Пути обучения переносу следующие: использование разнообразных игрушек в процессе обучающих игр-занятий; самостоятельные игры детей в игровом уголке в других условиях, чем на занятиях, и с другим игровым оборудованием; игры детей дома с родителями; постепенно от года к году обогащение игрового опыта детей на основе одного и того же сюжета.

Успешность процесса обучения игре детей с проблемами интеллектуального развития обусловлены использованием в его построении комплексного подхода, который представляет собой систему педагогических мер, способствующих возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры. Последовательное его применение обеспечивает формирование всех компонентов игровой деятельности: потребностно-мотивационного, целевого, операционного, содержательного.

В обучении игре, А. Зарин, Л.Б. Баряева, выделяют три этапа. Продолжительность каждого этапа зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием. Решение задач предыдущего этапа делает возможным переход на следующий этап, так как содержание его опирается на знания и умения, сформированные у детей на предыдущем этапе. Возможность перехода с одного этапа на последующий определяет педагог на основе изучения динамики развития детей. Учитывая, что возможность и тем развития детей неодинаковы, очевидно, что в одной группе могут оказаться дети с разным уровнем овладевания игровым содержанием. Индивидуальные и групповые занятия позволяют проводить работу в соответствии с потенциальными возможностями воспитанников.

Первый этап обучения приходится на младший дошкольный возраст. В его процессе осуществляется эмоциональное развитие ребенка, обогащаются представления о предметном и социальном окружении, происходит сенсорное развитие детей, формируется предметная деятельность, углубляется игровой опыт каждого ребенка, пробуждается интерес к играм и игровому общению со взрослым и со сверстниками. С детьми проводятся игры с природным материалом, игры с бросовым материалом, бумагой и тканью, игры на сенсорное развитие, двигательные игры, игры с предметами-орудиями и образными игрушками, конструктивные игры, театрализованные игры.

На втором этапе обучения, который приходится ориентировочно на средний дошкольный возраст, продолжается эмоциональное развитие ребенка, обогащение его представлений о предметном и социальном окружении, сенсорное развитие, формирование предметной деятельности, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослым и со сверстниками, формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх и происходит ознакомление с ролью театрализованных и сюжетных подвижных играх.

В процессе третьего этапа обучения, приходящегося ориентировочно на старший дошкольный возраст, продолжается эмоциональное и нравственное развитие ребенка, расширение его представлений о предметном и социальном окружении, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослым и со сверстниками, формируются умения, связанные с участием в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии нужно строить с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...

Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...

Статья "Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре"

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практик...

Статья "Особенности формирования познавательной сферы дошкольника с проблемами интеллектуального развития в игре"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...