Презентация к диссертации "Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре"
презентация к уроку

Ишметова Валия Мирхафизяновна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nir.ppt621.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре Магистерская диссертация Ишметова В.М. студент магистратуры факультета педагогики и психологии Кафедры методик дошкольного и начального образования

Слайд 2

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования проверить эффективность технологии, обеспечивающей актуализацию содержания познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью посредством игры.

Слайд 3

Объект исследования процесс развития содержания познавательной сферы детей дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития.

Слайд 4

Предмет исследования технология, обеспечивающая актуализацию содержания познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития через игру.

Слайд 5

Задачи исследования: 1.. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме актуализации содержания познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре. 2. Определить критериально-уровневую характеристику содержания познавательной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития для выявления ее исходного уровня. 3. Разработать и реализовать технологию актуализации содержания познавательной сферы детей с задержкой психического развития в игре.

Слайд 6

Основные этапы исследования I этап - (ноябрь-декабрь 2010г.) в ходе которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической научной литературе, анализировались научные принципы, содержание, а также были подготовлены базы для проведения исследования; II этап – (январь 2011г. – февраль 2012г.) в ходе которого в г. Нижневартовск был выявлен исходный уровень развития содержания познавательной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития; III этап – (март – май 2012г.) в ходе которого была реализована технология развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.

Слайд 7

Положения, выносимые на защиту: исследования : Полноценное развитие содержания познавательной сферы дошкольника с задержкой психического развития вероятно при обеспечении для него возможности практически применять свои знания в самодеятельных и самостоятельных играх, осуществляемых по собственной инициативе. Самодеятельные игры в современном дошкольном образовательном учреждении требуют педагогической поддержки на программно-методическом уровне при условии активного использования всех специфических дошкольных игр в педагогическом процессе.

Слайд 8

В игре происходит актуализация содержания познавательной сферы ребенка-дошкольника. Содержание познавательной сферы актуализируется в игре в виде обогащения тематики игр, усложнения сюжетов, обогащения ролевого поведения, в форме содержания игровой речи детей, повышения уровня обобщенности ролевых и предметных способов решения игровых задач. Актуализации содержания познавательной сферы ребенка-дошкольника способствует познавательная игротека – территория, на которой происходит разностороннее развитие ребенка. Цель игротеки – активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире; организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Слайд 9

Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире

Слайд 10

Компоненты познавательной сферы Познавательные (психические) процессы. Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (разные вида мышления и мыслительные операции). Информация. Она включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельный объект, предмет, явление и событие нашего мира.

Слайд 11

Заде́ржка психи́ческого разви́тия нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 12

Характерными особенностями детей данного типа являются Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Своеобразное поведение; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений и т.д.

Слайд 13

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР предметно-действенный способ построения игры; трудности принятия роли; недоразвитие партнерских отношений; снижение потребности в общении со сверстником; выполнение игровых действий без сопровождения речи; бедность игровых сюжетов

Слайд 14

задачи констатирующего эксперимента 1. Выявить уровень сформированности содержания познавательной сферы у старших дошкольников ЗПР. 2. Определить степень освоения сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников ЗПР. 3. Изучить состояние работы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 15

Методика диагностики « Что нужно для профессии» «Выбор картинки» «Анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника» анкетный опрос воспитателей ДОУ и родителей, анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, обследование игровых уголков в группах.

Слайд 16

Компоненты познавательного развития, его показатели и критерии Компоненты Критерии Показатели Когнитивный Знания Знания о профессиях взрослых, предметах труда для каждой профессии Эмоциональный Эмоции, интерес и отношения Проявление интереса к профессиям. Характер глубина переживаний (стремление действовать в соответствии с имеющими представлениями о профессиях). Практический Умения В игровых действиях отражать имеющиеся представления о профессиях: Основное содержание игры; Характер игровой роли; Характер игровых действий; Использование атрибутики и предметов-заместителей

Слайд 17

Критерии Контрольная группа Экспериментальная группа Выше среднего Средний Низкий Выше среднего Средний Низкий Когнитивный 15% 15% 70% 15% 15% 70% Эмоциональный 20% 30% 50% 20% 25% 55% Практический 10% 45% 45% 10% 35% 55% Критерии Контрольная группа Экспериментальная группа Выше среднего Средний Низкий Выше среднего Средний Низкий Когнитивный 15% 15% 70% 15% 15% 70% Эмоциональный 20% 30% 50% 20% 25% 55% Практический 10% 45% 45% 10% 35% 55% Уровни сформированности компонентов познавательного развития старших дошкольников с ЗПР на этапе констатирующего исследования

Слайд 18

Результаты констатирующего эксперимента ЭГ и КГ

Слайд 19

Технология актуализации содержания познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Целевой; Содержательный; Процессуально-деятельностный; Диагностико-результативный;

Слайд 20

Целевой модуль Цель: актуализация содержания познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре Задачи: Развитие познавательной сферы (психических процессов), формирование представлений о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Формирование познавательного интереса к профессиям. Обогащение игрового опыта.

Слайд 21

Содержательный модуль I блок – «Моя семья»«Больница». II блок – «Супермаркет» III блок «Детский сад» IV блок «Поликлиника» V блок «Мир животных. Ферма» VI блок «Мой город-город нефтяников» VII блок «Столовая» VIII блок «Стройка» IX блок «Дорожное движение»

Слайд 22

Процессуально-деятельностный модуль Первый этап – обогащение социального (жизненного) опыта детей; Второй этап - обогащение игрового опыта (обучение игровым умениям); Третий этап – изменение предметно-игровой среды в групповой комнате; Четвертый этап - обучение способам построения сюжетно-ролевой игры, обучение ролевому поведению.

Слайд 23

Диагностико-результативный Результат: актуализация содержания познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сюжетно-ролевой игре. Диагностические методы: беседа, наблюдение, задания, опрос

Слайд 24

Уровни сформированности компонентов познавательного развития старших дошкольников с ЗПР в контрольном эксперименте Критерии Контрольная группа Экспериментальная группа Выше среднего Средний Низкий Выше среднего Средний Низкий Когнитивный 25% 50% 25% 65% 20% 15% Эмоциональный 20% 35% 45% 55% 25% 20% Практический 15% 20% 65% 45% 45% 10%

Слайд 25

Результаты контрольного эксперимента ЭГ и КГ

Слайд 26

Сравнительный анализ сформированности познавательной сферы старших дошкольников с ЗПР Э.Г

Слайд 27

Таким образом, в процессе исследования подтвердилась заявленная во введении гипотеза, о том, что технология, направленная на устранение рассогласования между формируемыми у детей знаниями и возможностями их применения в той или иной форме в собственной деятельности (прежде всего в игре), ведет к преодолению формализации знаний, связанной с их невостребованностью и способствует их актуализации.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре"

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практик...

Статья "Особенности формирования познавательной сферы дошкольника с проблемами интеллектуального развития в игре"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

Статья "Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития"

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического разв...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...