Статья "Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре"
статья

Ишметова Валия Мирхафизяновна

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды самостоятельной деятельности ребенка, возникает способность к произвольности поведения (А.В. Запорожец) и инициативности как основе творчества (Д.Б. Богоявленская); развивается воображение ребенка (КН. Палагина, О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова, В. Т. Кудрявцев и др.), речь в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.М.Ишметова –  учитель-логопед  

МБДОУ ДСКВ  № 46»Кот в сапогах»

Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды самостоятельной деятельности ребенка, возникает способность к произвольности поведения (А.В. Запорожец) и инициативности как основе творчества (Д.Б. Богоявленская); развивается воображение ребенка (КН. Палагина, О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова, В. Т. Кудрявцев и др.), речь в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.).

 Все эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической  детской деятельности (А.В. Запорожец),   приобретающей в  дошкольном детстве значение ведущей деятельности,  что в первую очередь относится к  разным видам игр: самодеятельным сюжетно-ролевым; режиссерским играм, а также к игре-экспериментированию  с постановкой проблемной ситуации.  Исследования показали, что игры, возникающие по инициативе самого играющего ребенка, всегда связаны своим содержанием с той или иной стороной действительности, знакомой ребенку по его прежнему опыту.

Исследования Н.Н. Поддьякова показали, что познавательная сфера ребенка имеет сложное строение и отражает в своей структуре взаимосвязь и взаимозависимость двух типов знаний: ясных (аксиоматических) и неясных (проблемных).

 Специально проведенное исследование А.Д. Саар показало, что при определенной организации содержания предлагаемых ребенку знаний можно обнаружить, что структура содержания игр дошкольников отражает выявленную Н.Н. Поддьяковым структуру познавательной сферы.

Эти данные ставят актуальную проблему исследования процессов отражения содержания познавательной сферы дошкольника  с задержкой интеллектуального развития в их самодеятельных, самостоятельных играх. Актуальность исследования связана также с необходимостью учета и организации в педагогическом процессе системных связей между содержанием познавательной сферы, формируемой у ребенка в ходе его воспитания и обучения, и его самостоятельной инициативной деятельностью, которой, несомненно, является и его самодеятельная (А.В. Запорожец) игра.

Значение  игры во всестороннем  развитии ребенка явственно выступает в трудах авторитетнейших отечественных  (Л.С. Выготский, A.M. Леонтьев. Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных ученых (Ж. Пиаоюе, И. Ивич, X. Реттер, Д. Ковач, Дою. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.).  

 В игре как ведущей деятельности в  дошкольном возрасте развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и, что самое главное, в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка, они порождают мотивы новых видов деятельности ребенка.

Одним из  признаков задержки   развития у детей  выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются неразвитыми все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны,  дети  испытывают затруднения в  самостоятельной организации игры и планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие, чем рассказать о проделанном. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане успешной социализации.

На протяжении временного отрезка называемого дошкольным   детством, ребенок проходит процесс воспитания и обучения  по программе  учреждения. Зачастую, на практике процесс обучения преобладает  или  «идет впереди» (Л.С. Выготский) процесса индивидуального развития ребенка:  возникает ситуация параллельных, не взаимосвязанных линий обучения и развития игры.  Отсюда появляется   проблемность в звене актуализации содержания познавательной сферы в игре. Поэтому в качестве актуальной выступает  задача определения педагогических условий актуализации содержания познавательной сферы дошкольника  с проблемой задержки развития  интеллектуальной сферы  в ведущей деятельности дошкольника -  игре. Что является важным моментом связи установления необходимой детерминирующей обучения (формирования знаний) ребенка и развития его игровой деятельности. Данная проблема в целом шире, чем проблема игры, но именно в игре сфокусированы наиболее острые аспекты ее решения.

Общеизвестно из народной педагогики, что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра в дошкольном детстве имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний, является  активным способом усвоения (присвоения)  социального опыта, его преобразования и обобщения в деятельности (С.Л. Новоселова).

Игра является творческой, познавательной по своей направленности деятельностью, интегрирующей многие достижения психического развития ребенка. В самостоятельных, самодеятельных сюжетно-ролевых играх детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми ориентировка в общественных, содержательных смыслах деятельности взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования познавательной сферы дошкольника с проблемами интеллектуального развития в игре"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

Статья "Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития"

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического разв...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...