Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.
методическая разработка по психологии по теме

 

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой игры характерны ; тема, игровой замысел, сюжет, содержание  и роль. В играх появляется творческое воображение ребёнка , который учится оперировать предметами и игрушками как символами  явлений  окружающей  жизни  придумывает  разнообразные комбинации. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её,  создает желанное будущее .                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno_rolevye_tvorcheskie_igry.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой игры характерны ; тема, игровой замысел, сюжет, содержание  и роль. В играх появляется творческое воображение ребёнка , который учится оперировать предметами и игрушками как символами  явлений  окружающей  жизни  придумывает  разнообразные комбинации. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её,  создает желанное будущее .                         

     Необходимыми элементами, обеспечивающими  интересную игровую деятельность, развитие  познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются  знание- действие –общение .  Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний умений  профессионального мастерства  и способности творчески организовать  руководство  игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребёнка.

Итак, первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении).                                                          Усвоение и расширение знаний дошкольников о предметном мире  о деятельности взрослых  тесным образом связанно с  игровыми действами  детей. Игровые  действа  по своему  рисунку соответствует  реальным. Однако совершаются они не теми орудиями,  инструментами,  которыми пользуются взрослые а заме-

нителями; это или готовые игрушки (самосвалы, подъемные краны, грузовики, наборы для игр,  в  парикмахерскую,, больницу, игрушечные животные, разнообразные куклы и.т.д.)  или природный материал (шишки, камешки, песок, глина, мох, желуди)

или  же  разнообразный  дополнительный материал .

Действа и их способы зависит от уровня развития умений и навыков. Важно, чтобы дети владели умениями пользоваться готовыми игрушками для более яркого  выражения темы игры изготовлять необходимые им игрушки,  употреблять заменители.

Помимо этого они должны иметь навыки конструирования из строительного материала.

Большее значение имеет развитие у дошкольников навыков самоорганизации. Ведь прежде чем начать игру ребёнок должен самостоятельно выбрать тему и роль продумать содержание игры и вес её ход определить какой строительный материал и какие игрушки   необходимы  для  осуществления  задуманного . Чем деятельнее  и длительнее  жизнь  ребёнка  в  игре  чем  больше  она приносит ему радости  тем глубже малыш входит в социальную сущность деятельности и отношений людей тем лучше усваивает  смысл  общественных  явлений . Многократное  повторение в  игре действий взрослых воплощение  реальных событий и отношений- все  это оказывает существенное  воздействие на развитие личности ребёнка.

      Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни ребенок благодаря своей  эмоциональной  восприимчивости,  создает в  игре под  руководством  воспитателя   новую   жизненную  ситуацию,   в которой  стремится  полнее  реализовать  формирующуюся с  возрастом потребность в общении с другими детьми.  Вначале  ма-лыш выбирает  себе товарища по игре  исходя из того что вдвоем втроем играть интереснее- можно совершать более увлекательные игровые действия чем в одиночку. Однако главная самая интерес- ная роль может принадлежать одному. Поэтому партнер по игре должен быть уступчивым  добрым легко соглашаться на требования ведущего и выполнять добросовестно свою роль.  

      Но с развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Теперь партнер по игре должен точно осуществлять задуманное а для этого он должен много знать .иметь определенные умения и навыки. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируются  умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Игровые объединения  оставаясь еще  немногочисленными  (3-4 ребенка )  приобретают  более продолжительный и устойчивый характер. Это стремление детей к более высокому уровню игрового общения педагог использует в целях воспитания у них общительности  чуткости отзывчивости  доброты взаимопомощи т.е. всего того что требуется для жизни в коллективе .Поэтому можно сказать воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В процессе игрового общения ребята объединяются в коллектив. Игровой  коллектив   –  это   группа  совместно  действующих детей с отношениями сотрудничества обеспечива-  

ющими одинаковые для каждого ребенка права на главную роль  и творчества;  детей  умеющих  договариваться,   самостоятельно распределять роль,  разрешать спортивные вопросы и конфликты, использовать игрушки  необходимые для развития сюжета.  

     В играх у детей успешно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство   коллективизма, ответственность за свои действа. Игра ребенка носит целенаправленный характер. Необходимо предостав-

лять детям самостоятельность в постановке цели  и её достижении.  

Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, таврил. Только тогда   можно  воспитать  инициативу , настойчивость, изобрази- тельность коллективистские навыки.  

       Процесс руководства сюжетно –ролевой творческой игрой должен быть построен так чтобы воспитание игровых умении навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием  в том числе и трудовым . Исходя из этого принципа можно выделить  3 группы методов.

Первая группа методов  связана с обогащением  детей знаниями, впечатлениями, об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения;  встречи с людьми разных профессий; эмо-  

ционально-выразительное  чтение художественной литературы; беседу; беседу- рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией  специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях  происходящих в стране; составление детьми рассказов на   определ- енные  темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;  индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания,    представ- ления  дошкольников о явлениях общественной жизни; инсцени-

ровки литературных произведений с использованием игрушек  персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая  группа – это методы способствующие становлению  и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли . Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи реализации знаний, полученных на занятиях,  путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы- разговоры  по поводу замысла игры,  развития ее содержания, подведения итогов.

В целях воспитания у детей  навыков и  умений   самостоя-   тельной организации  игры  используются также поручения задания (по подбору игрового материала  по изготовлению игрушек самоделок и др.) беседы, поощрения,  разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализаций замысла, определения игровых действий.  

Такие необходимые ребенку умения,  как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий поручений  привлечения  иллюстративно- го материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо  индивидуальных бесед по поводу роли;  изготовления вместе  с ребенком элементов костюма для его роли.

 Важной  задачей  является  воспитание у детей  умения самостоятельно распределять роли  с  учетом  возможностей,  интересов и желаний  каждого.  Поэтому педагог  должен хорошо изучать характеры  склонности и привычки своих воспитанников и постоянно  помогать  детям  лучше узнать  друг  друга  обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи, можно использовать такой прием,  как проведение  на  лучшее  придумывание  элементов   костюма,  на интересные  предложения  относительно ролевых  действий,  на выразительность речи,  мимики  жестов.  

Третья группа методов  - связанна с обучением детей кон-  струированию  из строительного материала и обыгрыванию постро-  ек изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и при-  емы,  как совместное выполнение с воспитателем и детьми постро-  ек,  рассматривание образца  воспитателя, показ приемов конструи-  рования,  использование фотографий детских построек схем таблиц  использование тематических заданий типа; «построим улицу нашего города»,  «построим метро» и др. подбор материала для обыгрывания построек.

        Большую  роль играют обучение детей  умению делать игрушки из бумаги путем складывания ( лодочки, пароходы,  животные и др.) из тонкого картона по выкройкам;  изготовлению  игрушек из природного и дополнительного материала, использова-  ние тематических заданий; сделать красивый мебель для новоселов карусели и другое оборудование  для детской площадки,  или сконструировать грузовые  железнодорожные составы  и т.п.  

Педагог должен не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения . Подражая рядом работающему  «парикмахеру»-  воспитателю ( и в речи и в игровых действах )ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и перенимает манеры вежливого обращения интонации доброжелательность.                                                                            

Наличие  творческого воображения  в игровой деятельности доказывается  и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни с образами взятыми из книг, постановок,  фильмов. Способность использовать свои представления  и знания имеет большое значение для умственного развития  ребенка. Благодаря этому он начинает  понимать связи,  которые существуют между различными явлениями жизни и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках,  рассказах события действительно имевшие место в жизни иногда сознательно изменяются.

        Детское творчество основано на подражании,  которое служит важным фактором развития ребенка. Задача педагога – опираясь на склонность детей  к  подражанию прививать им навыки и умения, без которых не возможно творческая деятельность,  воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление,  целенаправленность.

         В сюжетно- ролевых  играх формируется навыки коллективной жизни,  умении договариваться, стремление уважать замысли других детей, доброжелательно относиться  к играм товарищей,  оказать им посильную помощь.

Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах явлениях о предметах домашнего обихода о труде взрослых. Их интересует не только действия окружающих людей но и их переживания заботы взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр. В доктора  в парикмахерскую  в магазин и д .

        Игры детей должны быть наполнены разнообразным  содер- жанием  обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действа людей но и их добрые и заботливые отношения друг к другу товарищеская взаимопомощь.                                                                                  



Несколько рекомендации к разделу «Развивающая предметно-игровая среда»



      Материал к сюжетно- ролевой игре должен быть всегда что называется под рукой, и в тоже время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно ролевую игру как элемент дизайна.

      Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться  вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

   

 . Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

 .  На  коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать надпиcь)

  .   В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т. Е. уменьшенные копии реальны; штурвал,  руль и.т.д. ) И обязательно несколько предметов которые выполняют роль  заместителей. Например лоскут ткани несколько брусков  крышки о бутылок и т.д.

  .   Если приобрести разноцветные коробки то это внесет некую яркость в оформление  группы.  

                  Для творческой игры детей 4-5 лет характерно во-первых                                     возникновение новых тем связанных о    знаниями      полученными        ребенком  из  художественной   литературы  из рассказов взрослых.      Во –вторых возросший  интерес детей к книге  к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр . У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном  труде  необходимо  оказывать друг  другу помощь быть вниматель-

ными добрыми  у  них  возникают  представления о дружбе товари-  ществе.   Эти представления находят отражение в  игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни  . Воспитатель должен вовремя направить  ход игры в положительное русло.

Особого внимания педагога требуют игры с новым содержа-  нием . Важно с одной стороны  поддержать интерес детей к игре, с другой – направить их общение.

В игровой деятельности  ребенка 4-5 лет находит свое место театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», » Лиса и заяц»,  » Кот,Лиса и Питух»)  стихи Чуковского «Телефон», »Айболит» и др. В возрасте 5 лет  у ребенка возникает интерес к смелым  отважным поступкам .Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.

Драматизируя литературные произведения дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события . Дети этого возраста любят совместные игры- объединяясь в небольшие группы –по 6-7 человек на основах лич- ных симпатий привязанностей. Однако в коллективных играх  наб- людаются некоторые противоречия. С одной стороны накопленный      запас знаний и желание использовать их в играх поделится ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов реализация которых требует в большинстве случаев опре- делкнного количества участников. С другой стороны возможности для проявления  чуткости, доброты, отзывчивости  для  согласован- ности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики.Знания, пред- ставления о том , что  такое  хорошо, что такое плохо что включает в себя понятия «зло», «добро» почему необходимо оказать друг дру гу помощь и.т. ребенок имеет но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости  в проявлении   нравственных  чувств,  недостаточно развито  умение поступаться  своими  желаниями,  интересами   в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согла- совывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка другому – что увлекательнее его предложение.

Часто неумение согласовывать замыслы приводят к распаду игры, разрушению дружеских контактов.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга, эффективны такие приемы, как раскрытие пере детьми  лучших положительных качеств, каждого ребенка поддержка его предложений,  а так же создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание  нравственных норм поведения.

         Если на одну роль претендуют  несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь, чтобы по возможности были удовлетворенны все заявки.  Например, в игре больницу вначале был один врач но затем с развитием содержания игры и с ростом интереса детей к ней еще три ребенка захотели взять эту роль. Первому врачу дети предлагают  уйти в отпуск, но она не же- лала расстаться со своей ролью. Вмешательство педагога не позволила игре прекратиться . Одному мальчику он предложил стать стоматологом  и лечить зубы другому работать в ветеринарной лечебнице и пр.

На 5-м году жизни  у детей появляются любимые роли. Изо= бражая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремит- ся  реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр передает через любимую роль личностные качества свое отношение к той  

 или иной профессии.

Выполнение любимой  роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств переживаемых ребенком закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения. Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры беседы –рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли.

Такие беседы способствуют формированию самостоятель- ности в выборе темы игры развитии ее содержания. Дети ставятся                 перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно          выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное увлекательное . У них воспитывается способность самостоятельно  продумывать дальнейший ход игры планировать что нужно сделать  какие игрушки им необходимы как использовать строительный материал.                                                        Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребенку помощи в создании игрового образа.        Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица,  его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми  мысли, дела нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления обогащающие игровой образ. Благотворное влияние на создание детьми игровых образов         оказывают индивиду- альные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные зада- ния поручения.                         

Педагог участвуя в играх может брать на себя главную ведущую роль или быть одним из рядовых участников  но в любом случае он должен руководит игрой направлять инициативу и твор- чество детей. Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них не редко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушки сделанная своими руками доставляет ребенку творческую радость воспитывает интерес к созидатель- ному процессу и естественно способствует развитию содержания игры.

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов . Например при игре больницу можно ввести в сюжет роль водителя «скорой помощи». При игре «Семья»можно запланировать поход по магазином для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин,  то в средней добавляются магазин одежды обуви и др.

Важно чтобы у детей был бросовый материал из которого они самостоятельно могли бы создать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ . Воспитатель учит детей как использовать материалы этого волшебного сундука при организации игр предлагает подумать какие игрушки  нужны детям и из чего их можно смастерить.                                                      


             При создании предметно развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания  которые они получают на занятиях во время экскурсий наблюдений чтении художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой видоизменяющееся в нее постоянно вносится изменения в зависимости  от интереса детей их потребностей. Например на этой неделе воспитатель рассказывал детям о работе врачей разных специальностей, поэтому на первый план выдвигается рибутика связанная  с игрой «Больницу» все игрушки и атрибуты вынимается из коробок и размещаются в игровых зонах. На следующей неделе темой занятия по ознакомлению с социальной действительностью будет Почта» . Значит, всю атрибутику игры в «Больницу» мы вновь аккуратно сложим в коробку или красивый лоток, поставим на полку стеллажа и оставим в свободном доступе для детей .А в игровой зоне разместим атрибутику для «Почты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

"Сюжетно-ролевая игра как форма организации творческой деятельности обучающихся с целью развития личностных УУД"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЗелАО...

«Влияние сюжетно-ролевой игры на творческое развитие и социальную адаптацию ребѐнка»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Известно, что игра имеет огромное влияние на психическое развитие ребѐнка, что способствует полноценному формированию личности. Говоря о современных де...

Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личност...

Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе.

Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе....

Организация и методическое руководство сюжетно - ролевыми играми в разных возрастных группах

В данной презентаци раскрыты вопросы: что такое сюжетно-ролевая игра, структурные компоненты, роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка. А так освещены особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошколь...