Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения на внеурочных занятиях по математике часть II
статья

Матц Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

V

Подбор учебно – тематического материала для занятий

Для проведения занятий Ю.М. Меньшиковой разработала тематическое планирование, объединённое общей идеей - решением логических задач с целью развития логического мышления у детей с нарушением зрения, обучающихся в начальной школе.

В тематической подборке (см. раздел «Приложение») можно познакомиться с темами занятий, некоторые из которых основаны на материалах заданий А. Белошистой и Е. Кац.

На занятиях задания предъявляются детям в визуальной форме, как индивидуальный раздаточный материал.

При его предъявлении соблюдаются все тифлопедагогические требования, предъявляемые к наглядному материалу, для того, чтобы ребёнок с нарушением зрения мог понять, какое действие ему следует выполнить. Визуально-графическое оформление текстовых заданий, часто выполненных в виде забавных картинок, способствует зрительному восприятию текста. Работа с иллюстрациями воспринимающаяся детьми как интересная игра, является прекрасным средством развития математического мышления. Безусловно, подбора и структурирования заданий основаны на специальной системе, а сами задания расположены по возрастанию уровня сложности.

 Наиболее типичные задачи курса:

  • определение числовых и количественных закономерностей;
  •  сравнения «больше, меньше или равно» и выражение их в знаковых формах;
  • выделение общих признаков и определение лишних предметов в предложенном ряду, слов и т. п. не отвечающих найденной закономерности,
  • классификация по одному или нескольким признакам и др.

Учебно - тематический материал для проведения занятий апробировался на протяжение нескольких учебных лет в ГКОУ СКОШИ №2 на внеурочных занятиях по математике.

VI

Структура занятий.

По мнению специалистов, самое важное в работе по развитию логического мышления на внеурочных занятиях по математике заключается в том, чтобы дети не почувствовали, что они находятся на дополнительном уроке по математике, не ощутили тревоги за возможную негативную оценку их работы, восприняли всё происходящее как своеобразную игру. Несмотря на то, на занятиях педагог использует материал, весьма похожий на тот, что присутствует на уроках математики, характер внеурочного занятия и цель использования в заданиях по развитию логического мышления иной. Отметим главные особенности педагогического подхода на этих занятиях.

  1. Игровой характер заданий.

 Задания, которые предлагаются детям, соответствуют их бытовым и учебным навыкам, доступны для их понимания, интересны по содержанию и увлекательны по смыслу.

  1. Последовательное усложнение характера выполнения заданий (согласно дидактическим принципам обучения).

 От занятия к занятию уровень сложности повышается, при этом формулировка задач может оставаться прежней.

 Другой вариант усложнения заданий - увеличение количества признаков, характеризующих рассматриваемые объекты. Например, закономерность размещения предметов может быть основана не только на различение цвета, но и на различение формы, размеров и т.п.

  1. Активная роль учителя на этапе постановки задания.

 Вот один из примеров постановки задания и его выполнения:

-педагог раздаёт ученикам наглядный материал для выполнения задания. Условие задания может быть изложено в различной форме, например, в виде рисунков, схем или чертежей;

-затем педагог делает небольшую паузу, предоставляя ученикам возможность выполнить задание;

-в это время ученики имеют возможность задавать педагогу вопросы, уточняющие постановку задания;

-ответы учителя не содержат разъяснений по процессу и способу их выполнения.

4. Отсутствие фиксированного времени выполнения задания.

Цель предлагаемых заданий - развитие логического мышления, предоставление возможностей для поиска новых способов решения задач, детских открытий.

5. Активная роль ребёнка в процессе выполнения заданий. 

Ученик не просто выбирает нужную фигуру из тех, что предложил учитель, а пробует, например, нарисовать её, раскрасить в нужный цвет, выявив, таким образом, некую закономерность.

 В процессе решения задачи педагог уже не делает каких-либо подсказок. Все нужные акценты расставляются им на этапе постановки задания. Его задача в соответствии с учением Л. С. Выготского - подвести детей к самостоятельному решению.

6. Коллективный анализ выполнения заданий.

 В конце каждого занятия педагог оставляет небольшой резерв времени (несколько минут) для того, чтобы дети смогли рассказать о своих «открытиях». Во время этого обмена опытом у детей происходит психологическое закрепление ситуации успеха, что особенно важно для выполнения следующих заданий. Педагог в процессе коллективного анализа учит детей контролировать правильность своего выполнения заданий, сравнивать ход и результат своих рассуждений с результатом товарища, оценивать ответ других учеников.

7. При подведении итогов урока учитель не просто сообщает готовые результаты решения задач, но и способы их получения. Дети учатся аргументировать свои ответы, выделять существенное в условии задания, делать выводы. Педагог старается организовать обсуждение задачи таким образом, чтобы помочь детям вывести логические умозаключения и с их помощью показать природу появления догадок.

                                       VII

Некоторые методы и приёмы педагогической работы

Решение задач и упражнений для активизации мотивации учебной деятельности является одним из важных разделов модели занятия. 

 Этот этап занятия обычно планируется к проведению в самом его начале. Среди упражнений, к примеру, могут быть и такие задачи:

№ 1.   В кармане у Коли монеты звенели,

Когда он бежал, они песенку пели.

По 10 рублей 6 было монет.

40 рублей ушло на обед.

За 8 рублей он линейку купил,

10 рублей он друзьям одолжил.

Осталась в кармане лишь самая малость.

Сколько копеек у Коли осталось?

№ 2.   Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц.

6 ежей и 5 зайчат –

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте.

№ 3.   Мы только из похода,

Мы только с парохода.

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней?

Считай-ка поточней!

№ 4.   Яблоки дети в саду собирали.

Взвесив, они урожай подсчитали.

Дети собрали 16 корзин.

8 корзин увезли в магазин,

3- они детскому саду отдали,

Все остальные - в школу послали.

Сколько же яблок для школы дадут,

Когда все корзины они развезут?

По 7 килограммов есть в каждой корзине.

Сколько же яблок уже в магазине?

Сколько, скажите, детсаду отдали?

И сколько всего килограммов собрали?

№ 5.   Я сеть тяну, я рыбу ловлю.

Попало в сеть немало:

Семь окуней, десять карасей,

Один ершок – и тот в горшок.

Ухи наварю, всех друзей накормлю.

Сколько рыбок я сварю?

Как видим, содержание подобных задач, представленное в форме детской рифмованной «считалки», вполне доступно для понимания, так как оно наполнено яркими, легко узнаваемыми образами и персонажами. Стихотворный размер, юмористический характер этих задач всегда находит позитивный эмоциональный отклик у детей.

Замечено, что работа над этими упражнениями способствует снижению уровня тревожности детей, характерный для начала занятий, повышает у них настроение и уверенность в собственных силах, стимулирует их интерес к последующим темам и видам работы на уроке.

Преобразующий характер деятельности обучающихся, который способствует развитию логического мышления детей, можно наблюдать при изучении такой, например, темы, как «Арифметическая прогрессия».

В начале работы дети изучают эту тему с применением графических изображений: рассматривая картинки, наблюдая за их изменениями. Сравнивая и группируя их по различным признакам, дети учатся делать самостоятельные выводы и заключения.

При использовании метода коллективного поиска учитель задаёт вопросы, направляя рассуждения учеников в нужное русло, побуждая их мыслить самостоятельно, тем самым не только создавая атмосферу индивидуальной заинтересованности, но и способствуя расширению зоны актуального развития каждого ученика.

Применение принципа наглядности (использование графических изображений и раздаточного материала) позволяет педагогу опираться на конкретные образы, знакомые детям. Это помогает формировать у них реальные представления об окружающем их мире, об окружающих их предметах и явлениях, позволяет расширить объём их познавательной информации.

Одновременно с графическими изображениями учитель использует на занятиях раздаточный материал, роль которого трудно переоценить: разноцветные счётные палочки, верёвочки из различных на ощупь видов материалов, разнообразные модели из пластилина, которые дети могут изменять в ходе выполнения задания.

Безусловно, подобная работа с раздаточным материалом интересна не только сама по себе: известна взаимосвязь мелкой моторики с интенсивностью мыслительной деятельности детей. Мелкая моторика помогает детям с нарушением зрения раскрывать разнообразные свойства и качества, отличительные и общие признаки изучаемого материала, тем самым способствуя развитию их логического мышления.

VIII

Выводы по работе в экспериментальной группе.

Экспериментальная группа была создана с целью выявления одарённых учащихся среди детей начальной школы для их подготовки к участию в олимпиадах по математике.

Как известно, у данной категории детей по сравнению с их нормально видящими сверстниками интенсивность познавательной деятельности может несколько отставать, что связано с первичной патологией детей.

В результате работы подтвердилась гипотеза о том, что развитие познавательной активности детей с нарушением зрения, должна начинаться в начальной школе. Только в результате систематической и целенаправленной коррекционной работы можно подготовить детей к участию в олимпиадах.

В начале обучения проблемы с логическим мышлением возникали практически у всех детей экспериментальной группы. 

Решение весёлой задачи, в которой требовалось подсчитать количество животных по количеству лапок и хвостиков, требовало от детей огромных усилий, поскольку их образные представления всегда основаны на практике. Однако в повседневной жизни дети никогда не сталкивались с необходимостью подобного подсчёта! Поэтому им так трудно представить ситуацию, когда за одним заборчиком спрятались зайчики и видны только их ушки, а за другим заборчиком спрятались цыплята и видны только их лапки!!!

По результатам работы можно утверждать, что у большинства детей в экспериментальной группе логическое мышление заметно развилось. Они не только поняли принцип решения данной типовой задачи, но теперь они стали способны решать и более сложные логические задачи, например, такие, в условии которых один вид животных заменяют другим видом животных, и требуется найти разницу между количеством их лапок.

Одновременно с развитием логического мышления у детей отмечалось развитие и других психологических функций, таких, как произвольное внимание, объём памяти, наблюдательности.

    Отмечался постепенно возрастающий интерес и мотивация детей к обучению: так при решении задач на внимание многие из них стали легче сосредоточиваться, сохранять произвольное внимание. При возросшей работоспособности детей утомление них наступает медленнее.

      В конце учебного периода дети заинтересовались новой формой работы: шифровкой слов.

Отмечалось, что к концу второго года обучения все дети в группе стали сознательно выполнять типовые задания на разрезание геометрических фигур, что свидетельствует о сформированном навыке.

Сформировался и навык выполнения типовых заданий по построению геометрических фигур из спичек: из заданных фигур требуется переложить определённое количество спичек для того, чтобы получились новые геометрические фигуры.

Построение геометрических фигур треугольников, квадратов на плоскости проводится в форме практической работы.

В той же форме практической работы с помощью спичек и пластилиновых шариков проводится построение в пространстве каркасов треугольной пирамиды, куба.

Из этих же подручных материалов самые продвинутые дети по собственному желанию самостоятельно сделали каркасы других многогранников: четырёхугольной пирамиды, прямоугольного параллелепипеда.

Подводя итоги двухгодичной работы экспериментальной группы можно сделать следующие выводы:

  • логическое мышление обучающихся 2 класса заметно развилось,
  •  возросла их познавательная активность,
  •  многие дети стараются решать задачи самостоятельно, направляя свою волю, действия, энергию на получение положительного результата.

У детей экспериментальной группы отмечается

  • возросшее произвольное внимание,
  •  увеличение объёма памяти,
  •  стремление выполнять разнообразные виды деятельности,
  •  уверенность в своих силах при выполнении усложнённых и не стандартных заданий.

В результате экспериментальной работы по развитию логического мышления были выявлены дети, отличающиеся любознательностью и гибким мышлением. Они заинтересованно относились как различным заданиям, в том числе и повышенной сложности, так и в целом к занятиям математикой.

При условии продолжения планомерных и углублённых занятий по подготовке этих детей к участию в математических олимпиадах от них можно ожидать хороших результатов.

Приложение№1

Содержание контрольного тестирования.

№ 1. Термометр показывает10 градусов тепла. Сколько градусов покажут 3 термометра?

№ 2. Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, А Таня выше Наташи. Кто выше: Оля или Таня? (Нарисовать)

№ 3. Апельсин разделили пополам, а потом каждую часть ещё пополам. Сколько частей получилось?

№ 4. У Люси 3 конфеты, У Вали столько же. Люся отдала Вале 1 конфету. На сколько конфет стало больше у Вали?

№ 5. Из 8 яиц вылупились змеи и черепахи. Всего у них 12 ног. Сколько было змей? (Нарисовать)

№ 6. Бревно длиной 200 см распилили на кусочки по 20 см. Сколько было сделано распилов?

№ 7. Сколько лап у гуся? Сколько лап у кота?

У дяди Гриши за оградой только гуси и коты. Всего у них 7 голов и 24 лапы. Сколько у дяди Гриши гусей? (Нарисовать.)

№ 8. Три подружки – Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведёрко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод?

№9.

Macintosh HD:Users:ulamensikova:Pictures:Сканировать 29.tiff

№ 10. Раздели фигуру на 3 одинаковые детали тетрамино.

№ 11. Раздели фигуру на 2 разные детали тетрамино.

№ 12. Раздели фигуру на 3 разные фигуры тетрамино.

Приложение№2.

Тематическое планирование занятий

математического кружка.

Второй год обучения.

Пояснительная записка.

Данное тематическое планирование занятий по математике основано на дидактических принципах «посильности», «систематичности» и «последовательности». 

Принцип «посильности» обеспечивает работу по развитию зоны ближайшего развития для того, чтобы, в конечном счёте, она стала зоной актуального развития детей: те задания, которые дети выполняют с помощью учителя, в дальнейшем выполняются ими самостоятельно на более высоком уровне трудности.

Пример.

Задание для 1 класса.

Сколько нужно сделать распилов, чтобы одно бревно распилить на 5 равных частей?

Задание для 2 класса.

Пильщики каждые 5 минут отпиливают от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут они распилят бревно длиной в 2 метра?

Тематическое планирование занятий по математике составлено в соответствие с дидактическими принципами «систематичности» и «последовательности», что позволяет обеспечивать как последовательное усвоение детьми определённой системы знаний в области математики, так и систематическое изучении ими материала.

 Обеспечение систематичности и последовательности обучения даёт возможность детям осмыслить логику и систему в содержании усваиваемых знаний, а также позволяет педагогу проводить систематическую работу по повторению и обобщению изученного материала.

Тематическое планирование содержит задания, необходимые для развития логического мышления детей, произвольного внимания и памяти.

Планирование содержит задания, выполняемые в ходе предметно - практической коррекционной работы по развитию   зрительного восприятия, цветоощущения. 

Тематическое планирование:

1

Диагностическая работа на проверку умений

2 часа

2

Решение задач на внимание. (Продолжение).      

3 часа

3

Тетрамино.                              (Продолжение.)                    

1 час        

Новые темы второго года обучения

4

Задачи с геометрическим содержанием.                

3 часа                

5

Расстановки. Задачи на промежутки

1 час

6

Задачи на упорядочивание множеств

1 час

7

Зеркальное отображение

2 часа

8

Задачи на взвешивание

1 час

9

Арифметические ребусы    

1 час

10

Песочные часы.        

1 час

11

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения

5 часов

12

Подсчёт геометрических фигур

1 час

13

Объёмные и плоские фигуры                

1 час

14

Задачи на планирование действий

1 час

15

Шифровки.

2 часа

16

Задачи на сравнение

2 часа

17

Задачи на переливание

2 часа

18

Дроби

3 часа

19

Чётность

3 часа

Всего.

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...

Развитие логического мышления у детей с ОВЗ

Развитие высших психических функций...

Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения часть I

В статье описывается опыт работы педагога, работающего в экспериментальном режиме во внеурочное время над развитием логического мышления у детей с нарушением зрения....

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по математике

Презентация педагогического опыта развития логического мышления дошкольников на занятиях матаматикой в учреждении дополнительного образования...