«МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
план-конспект

Рашида Фазыльяновна Гилязетдинова

«МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkih_narodnyh_skazok.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

«МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

29 января 2019 г.

 Воспитатель 3 класса: Гилязетдинова Р.Ф.      

 Тема: «Мир русских народных сказок».

Цели:  1. Личностные учебные действия:

а) Развивать способность к осмыслению своих  поступков, своих одноклассников, сказочных героев.

б) Развивать положительное отношение к одноклассникам.

в) Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

г)  Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.  

             2. Коммуникативные учебные действия:

а) Учить вступать в контакт и работать в коллективе.

б) Учить использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, с воспитателем. Учить принимать помощь и обращаться за ней.

в) Учить слушать одноклассников и воспитателя.

г) Учить сотрудничать с взрослыми и своим сверстникам, доброжелательно относиться к людям, учить сопереживать им.

              3. Регулятивные учебные действия:

а) Соблюдать ритуалы поведения на занятии.

б) Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

в) Учить работать в общем темпе.

г) Контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников.

               4. Познавательные учебные действия:

а) Учить выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

б)Учить делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

в) Учить работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, текст, устные высказывания).

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Драматизация по сказке «Репка».
  3. Посетили 2 экскурсии в Приморский городской музей по теме «Русская старинная изба», «Утварь русской избы».
  4. Знакомились с русскими пословицами и поговорками.
  5. Рисовали по теме «Русские народные сказки».

                                  Приемы и методы:

  1. Словесные (стихи, пословицы и поговорки, загадки).
  2. Пояснения.
  3. Поощрения.
  4. Практические (театрализация сказки «Репка»).
  5. Игровые (дидактическая игра, русская народная игра «Кошки – мышки»).

Материалы и оборудование:

 

  1. Макет русской печки.
  2.  Старинная и современная утварь русской кухни.
  3.  Плакат: «Мир русских народных сказок».
  4.  Элементы сказочных  костюмов к сказке «Репка».
  5.  Рисунки детей по любимым  сказкам.

                                 Ход занятия:

(Дети выстраиваются около сцены).

Воспитатель:

 -  Ребята, прежде чем  начать наше занятие, я хочу вам напомнить о правилах поведения на занятие, то есть вы должны вести себя хорошо, не баловаться, не перебивать друг друга, не выкрикивать ответы, а поднимать руку для ответа. К нам пришли гости, давайте покажем, какие мы воспитанные, умные ребята. У  вас все получится!

- А сейчас я приглашаю вас на полянку загадок. (Дети садятся на ковер)

 В чудо  сказку – вы и  я

 Отправляемся друзья.

 Я прошу вас не зевать –

 Сказку русскую назвать!

- Я буду вам показывать картинку, а вы должны будете отгадать по картинке название сказки, и в этом мне поможет Саша М.

- Саша, возьми картинку и покажи ребятам: Какая  эта

 сказка?  Ребята отвечают полными ответами, и так  по  всем картинкам.

- Ребята, про что мы с вами сейчас говорили? (Про русские народные сказки).

- Правильно, мы с вами говорили про русские народные сказки, а тему нашего занятия прочитает Рома : «Мир русских народных сказок».

- Давным-давно, в старину наша страна называлась Русь. Люди на Руси не умели читать, писать, но они сочиняли  чудные сказки о том, что видели и слышали, о красоте природы, о повадках животных. Люди передавали сказки из уст в уста, из поколения в поколение. Например, бабушка рассказывала своему внуку или внучке, внучки вырастали и рассказывали сказки своим детям и внукам и так далее и далее. Поэтому сказки дошли и до наших времен, их любят и взрослые и дети.

- Ребята,  почему эти сказки называются народными? (Потому что, эти сказки сочинял народ)

- Что побеждает в конце каждой сказки? (Добро побеждает зло)

- Правильно, во всех русских народных сказках добро побеждает зло!

- Ребята, а как сейчас называется наша страна? (Россия)

- А как называются люди, которые живут в России? (Русские)

- Я предлагаю вам перенестись в прошлое, в Русь и заглянуть в одну из русских изб.

- Закройте глаза (я открываю занавес), а теперь откройте.

- Посмотрите, ребята, как  люди жили на Руси, посмотрите, сколько здесь разных старинных предметов!

- А ну-ка, давайте поиграем в игру «Что это?» - правила игры: Я показываю вам предмет, а вы говорите, как этот предмет называется и как люди в старину использовали его, для чего он был им нужен.

Игра:

* Самовар  - (люди кипятили в нем воду, и пили чай)

- Скажите, чем заменили самовар в наше время? (Чайник)

* Чугунок  - (люди в нем варили кашу и суп)

- Скажите, чем заменили чугунок в наше время? (Кастрюля)

* Свеча – (люди освещали свечой свой дом)

- Скажите, чем заменили свечу в наше время? (Лампа)

* Прялка  - (люди пряли шерсть и вязали или шили себе одежду)

* Лапти – (люди одевали их на ноги и ходили по улице, за дровами в лес, на охоту)

- Скажите, чем заменили лапти в наше время? (Ботинки, сапоги)

- Ребята, посмотрите, самовар заменили, свечу заменили -  стало светлее благодаря лампе, лапти заменили обувью, в кастрюлях варим и кашу и суп. А что осталось не измененным? (Добро)

- Добро, доброта русская, русский человек, русские люди – добрые люди, всегда готовы  прийти на помощь, умеют дружить.

(Беру лапти в руки).

- Ребята, в какой сказке, которую мы читали, говорится про лапти? («Пузырь, соломинка и лапоть»)

- Про что эта сказка? (Про дружбу)

- Хорошая эта дружба? (Нет -  пузырь смеялся над своими друзьями)

- Чем это закончилось? (Пузырь лопнул)

- Ребята, а у нас есть такие ребята, которые смеются над теми у которых что- то не получается? (Да, есть)

- Не будем их называть, я думаю, они поняли, о ком мы говорим  и поняли, что так делать нельзя. Наоборот нужно  помогать! Мне сегодня было очень приятно наблюдать, как Миша открыл дверь перед Евгенией Леонидовной и придержал  дверь, дожидаясь, когда она пройдет. Мне приятно, когда вы здоровайтесь с взрослыми и старшими воспитанниками, ведь здороваясь, вы желаете человеку здоровье, а разве это плохо? Нет, это очень хорошо!

Физминутка:

- А еще, ребята, в старину взрослые и дети играли в игры. Хотите поиграть в  старинную народную игру «Кошки-мышки»? (Применить считалочки, когда нужно выбрать мышку и кошку)

- Ребята, вы молодцы,  активно играли в игру. Теперь присядьте на полянку и отдохните.

Миша:   -     О чем-то скрипит половица,

                    И спице не спится.

Рома:   -      Присев на кровати, подушки

                    Уже навострили ушки.

Артем:   -     И сразу меняются лица,

                     Меняются звуки и краски.

Саша К:   -    Тихонько скрипит половица,

                     По комнате, ходит сказка…..(шёпотом)

Воспитатель:   (подходит к столу)

-  Ребята, здесь разложены костюмы для спектакля, вы должны выбрать свой костюм, вашего героя, которого вы будете играть. Если у кого-то не получается разобраться с костюмом, то помогите ему. Ведь мы русские люди, мы добрые и мы умеем помогать! (Ребята помогают друг другу и  переодеваются в сказочных героев).

Спектакль: «Репка»

Воспитатель:   -  Посадил дед репку и говорит:

 Дед  - Саша К: - Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!

Воспитатель: - Выросла репка сладкая, крепкая, большая – пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Дед – Саша К: - Бабка помоги!

Воспитатель: -  Бабка за дедку, дедка за репку! Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала  бабка внучку.

Внучка – Саша Х:  -  Внучка, помоги!

Воспитатель:  -  Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут -  потянут, вытянуть не могут. Позвала  внучка Жучку.

Внучка – Рома: - Жучка помоги!

Воспитатель: -  Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Жучка – Артем: -  Кошка помоги!

Воспитатель: - Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку! Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Кошка – Саша М: -  Мышка помоги!

Воспитатель: - Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка  за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!

- Ребята, о чем эта сказка? (О дружбе, о том, что нужно помогать друг другу)

 - Правильно, если есть трудности, то нужно преодолевать их вместе, и мы их преодолеем, ведь девиз нашего класса: «Держаться вместе, чтоб не сдуло!» Давайте обнимемся крепко – крепко, ведь только  держась друг за друга, мы можем справиться с любыми трудностями!

 -  Ребята, вы молодцы! Скажите, понравилось вам занятие? Что именно понравилось? (Спросить каждого ребенка)

 - Наше занятие закончилось, вставайте в ряд и поклонитесь как настоящие артисты нашим гостям. ( Ребята встают в ряд, кланяются и выходят из зала).

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

При иллюстрировании   русских народных сказок  учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...

Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)

В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....

урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС

в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...

Виды русских народных сказок

Конспект урока  литературы в 5 классе...

Конспект развлечения "Путешествие по мотивам русских народных сказок"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий развлечения (досуга)  на тему: "Путешествие по мотивам русских народных сказок". Цели:- создать у детей радостное, праздничное настроение;- вызвать желание...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....