«Игры и упражнения по развитию речевой активности» (младший дошкольный возраст)
консультация

Игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_rechevoy_aktivnosti19.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида «Надежда»

«Игры и упражнения по  развитию речевой  активности»

(младший дошкольный возраст)

Составила и провела:

Мерясева И.В.

Учитель – дефектолог  

Игры и упражнения по  развитию речевой  активности

Многое о предметах, людях, животных  дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться  родному  языку, элементарному счету, нужны специальные игры.

Игры и упражнения, описанные здесь, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Увлекательная, веселая игра побуждает ребенка к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешным.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Цель данных игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию.

  1. Узнай по звуку

Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка и т.д.)

Ход игры: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук , он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

  1. Кто что услышит?

Цель: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

Материал: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, труба, трещотка, бубен и т.д.

Ход игры: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

  1. Угадай, что делать.

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Материал: Бубен, два флажка.

Ход игры: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажок вниз.

  1. Солнце или дождик?

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры: Взрослый говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, то я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно ".

  1. Цапля и воробушки.

Цель: Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит: "У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен". Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания  бубна, а ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Цель данных игр – полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

  1. Громко – тихо

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки и т.д.)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:

"Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"

"А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"

Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собачка лает громко, а маленькая собачка тихо".

  1. Идите с нами играть

Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.

Материал: Игрушечные мишка, зайка, лиса или другие звери.

Ход игры: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

  1. Не разбуди куклу

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например, кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.

Ход игры: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:

"Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.

Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

  1. Кот и мыши

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Ход игры: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

"Тише, мыши, тише, мыши.

  Кот сидит на нашей крыше.

  Мышка, мышка, берегись!

  И коту не попадись!"

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котятами.

Взрослый следит, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

  1. Три медведя

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку "Три медведя", сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы. Например: "Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?" Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Игры, развивающие речевое дыхание

Цель данных игр – помочь ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить "трудные" звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

  1. Чей одуванчик улетит дальше?

Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход игры: Игра проводится на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

  1. Снежинки

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?"

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

  1. Чья птичка дальше улетит?

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

Активизация мышц губ.

Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные.

Ход игры: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу "Птички полетели!", дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).

Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Дети не должны сильно напрягаться.

  1. Птицеферма

Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их  "голоса". ( Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.

  1. Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок

Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Цель данных игр – учить ребенка четко произносить слова. Необходимо произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки.

  1. Лошадка

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "И".

Материал: Игрушечная лошадка.

Ход занятия: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.

Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит" ребенка-"лошадку" ключиком, и тот произносит "И-и-и". Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что "лошадка сломалась".

  1. У куклы болят зубы

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "О", округляя при этом губы.

Материал: Кукла, матрешки.

Ход игры: Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "Заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает: "о-о-о…" Как Маша вздыхает?" Дети повторяют: "о-о-о…". Воспитатель передает куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит: "о-о-о…".

 Воспитатель следит, чтобы дети звук "О" произносили на выдохе, длительно.

  1. "Кап – кап – кап"

Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Материал: Картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Дождик пошел. Сначала тихо закапал:  "Кап-кап-кап". (Ребенок тихо повторяет:  "Кап-кап-кап".)  Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" (Ребенок повторяет громче: " Кап-кап-кап!") Опять тихо капает дождик и перестал!"

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять-

Мы промочим ножки.

(русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым выполняет звукоподражание "кап-кап-кап".

  1. Барабан

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "Б" (Бь), обучение регулированию силы голоса.

Материал: Игрушечный барабан.

Ход игры: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: "Бам, бам, бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у ребенка: "Как поет барабан?" Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается того, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук "Б" (Бь), а звукоподражания – громко и тихо.

  1. Накорми телят

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "М" (Мь), обучение регулированию силы голоса.

Ход игры: Воспитатель изображает пастуха, дети – телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат: "мммууууу". Они просят есть. Воспитатель дает детям по морковке, листику салата или яблоку.

Звукоподражание "му" следует произносить длительно и слитно, и немного выделяя звук "м".

Игры и упражнения по развитию речевой активности для неговорящих детей.

Задание 1.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания “а - а - а”, развивать слуховое внимание.

Игра “В гости пришла кукла”.

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием ”а - а - а”. Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: ”Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать”, и побуждает малыша сделать то же самое.

Задание 2

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания “а - а - а”, развивать слуховое внимание

Игра “Айболит”: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

- У зайки болят зубы. Зайка плачет: ”А-а-а!

- Как плачет Зайка?

- У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: ”А-а-а!” и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание:”а - а - а!”

Задание 3

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания

С помощью сюрпризного момента (из “чудесного” мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: ”В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: ”У -у - у!” Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному * произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру “Кто позвал” (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок (“у-у-у!”); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди “зовут” малыша, он поворачивает к той игрушке, которая его “позвала”).

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком ( “у-у-у!” ) и паровозиком ( “у-у-у!”).

Примечание:

сопряженная речь - одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым,

отраженная речь - повторенная за взрослым,

произвольная речь - самостоятельное речевое высказывание

Задание 4

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их

Игра “У нас в гостях” (“Зоопарк”):

Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они “здороваются” с малышом (“а - а - а”, “у - у - у”) и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

- Угадай, кто поздоровался? Покажи.

- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

а) “Чудесный мешочек”.

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции:

- Покажи, кто позвал?

- Кто поздоровался так: ”А - а - а”?

б) “Кто ушел?”

На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).

Вопрос: ”Кто ушел?” (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой

Задание 5

Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.

Игра “Удочка” : на столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает “поймать на удочку” мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того, как игрушка будет “поймана”, ребенок называет ее, используя звукоподражание.

Задание 6

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию “уа”.

Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрос-лый показывает игрушку - пупсика, называет ее: ”Это малыш. Малыш плачет: ”Уа - уа!”,побуждает к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит действия руками ребенка).

Усложнение: игры “Кто позвал?”, “У нас в гостях” с использованием игрушек из предыдущих уроков.

Задание 7

Цель: учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами

Ребенку последовательно предъявляются знакомые игрушки. Показ сопровождается чтением стихотворения. (Рекомендуем использовать стихотворения Агнии Барто "Мои игрушки"). После того, как все игрушки (3 - 5 ) будут выставлены перед малышом, взрослый повторно читает стихотворение и просит угадать и выбрать соответствующую игрушку.

Задание 8

Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать внимание и память.

Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их ( “у - у”, “а - а”, “уа - уа”). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывает парные картинки друг на друга. Вопросы: ”Кто плачет? Как? (вызов звукоподражания).

Игра “Что пропало ?”: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, ис-пользуя звукоподражание.

Вопросы:

- Кто ушел? (кукла: ”Уа - уа!”)

- Что улетело? (самолет: ”У - у - у!”)

- Кто убежал? (волк: “У - у - у!”)

Литература

1.Е.Е. Краузе «Логопедические занятия с детьми раннего и младшего

возраста». Санкт-Петербург 2013г

2.  Н.В. Серебрякова « Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего возраста» Санкт-Петербург 2008г


3. Ж.М. Флерова «Логопедия» - Ростов- на – Дону 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"

Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть ...

#СИДИМДОМА Упражнения для утренней гимнастики детей раннего и младшего дошкольного возраста вместе с мамой

Гимнастика всегда вызывает большой интерес, как у детей, так и взрослых. Она уникальна по своему физиологическому воздействию на организм. Предлагаю вниманию  игровые упражнения, которые можно ис...

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)

Артикуляционные упражнения для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет)...