Презентация "Роль карточек PECS в коррекционной работе с детьми с РАС"
презентация к уроку

Калашникова Ольга Сергеевна

Презентация знакомит родителей с системой альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек для развития невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и др.).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГКУ СО КК «Северский реабилитационный центр» Учитель-логопед Калашникова О.С. Роль карточек PECS в коррекционной работе с детьми с РАС

Слайд 2

Причины аутизма Психодинамические факторы: - влияние окружающей среды; - органические невролого-биологические нарушения; - биохимические патологии; Диагноз аутизм присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как: - синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%); - синдром Ангельмана; - синдром Коэна; - эпилептическая энцефалопатия. В группе риска находятся дети, которые в перинатальном периоде и в раннем постнатальном периоде были поражены: - вирусной инфекцией; - радиацией; - хронической внутриутробной гипоксией; -острой асфиксией; - интоксикацией.

Слайд 3

Признаки аутизма - в своей речи используют всего несколько слов; - наличие стереотипных движений; - сильное беспокойство при смене обычной обстановки; - большие трудности в овладении письмом и чтением; - проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности; - желание общаться отсутствует; - присутствует агрессия по отношению к окружающим; - возможны частые депрессии, эпилептические приступы; - одиночество — преобладающее состояние.

Слайд 4

Особенности индивидуальной работы педагога с аутичным ребенком Занятия с аутичным ребенком требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, большого терпения и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять его чувства, проникнуть в логику его действий. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.

Слайд 5

Что такое карточки PECS Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми. PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением. Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Слайд 6

Методика работы с PECS Этапы обучения: Сначала ребенка необходимо научить брать картинку. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…». На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?». Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Слайд 7

Вопросы и ответы Каких размеров делать карточки в домашних условиях? Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров. С каких изображений стоит начать обучение? Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек. Какую бумагу использовать при создании картинок? Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время. Как часто нужно проводить занятия? Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.

Слайд 8

Что такое социальные истории для аутистов в картинках? Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми. Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок. Пример социальной истории «подогреваю еду»:

Слайд 9

Каких результатов можно достичь Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов: Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе. Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития. Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Слайд 10

Работа с карточками PECS Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения. На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Слайд 11

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Слайд 12

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы. Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Слайд 13

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке. Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д. Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Слайд 14

С какого числа карточек PECS стоит начать? У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться. Как сделать карточки PECS своими руками Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word. После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Слайд 15

Альбом для карточек PECS

Слайд 21

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться? Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение! Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Слайд 22

Заключение Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми и повторяющимися по несколко раз в одной и той же последовательности. Только при усвоении простейших программ примитивная однообразная деятельность сменяется направленной. Дети переходят от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью, у них формируется сознание своего Я. Реабилитация должна проводиться в физиологически благоприятные сроки развития ребенка (от 2 до 8-ми лет). Несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути аутичного ребенка в жизни, «Дорогу осилит идущий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГКУ СО КК «Северский реабилитационный центр» Учитель-логопед Калашникова О.С. Роль карточек PECS в коррекционной работе с детьми с РАС

Слайд 2

Признаки аутизма - в своей речи используют всего несколько слов; - наличие стереотипных движений; - сильное беспокойство при смене обычной обстановки; - большие трудности в овладении письмом и чтением; - проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности; - желание общаться отсутствует; - присутствует агрессия по отношению к окружающим; - возможны частые депрессии, эпилептические приступы; - одиночество — преобладающее состояние.

Слайд 3

Особенности индивидуальной работы педагога с аутичным ребенком Занятия с аутичным ребенком требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, большого терпения и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять его чувства, проникнуть в логику его действий. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.

Слайд 4

Что такое карточки PECS Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми. PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением. Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Слайд 5

Методика работы с PECS Этапы обучения: Сначала ребенка необходимо научить брать картинку. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…». На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?». Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Слайд 6

Вопросы и ответы Каких размеров делать карточки в домашних условиях? Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров. С каких изображений стоит начать обучение? Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек. Какую бумагу использовать при создании картинок? Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время. Как часто нужно проводить занятия? Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.

Слайд 7

Что такое социальные истории для аутистов в картинках? Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми. Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок. Пример социальной истории «подогреваю еду»:

Слайд 8

Каких результатов можно достичь Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов: Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе. Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития. Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Слайд 9

Работа с карточками PECS Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения. На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Слайд 10

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Слайд 11

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы. Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Слайд 12

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке. Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д. Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Слайд 13

С какого числа карточек PECS стоит начать? У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться. Как сделать карточки PECS своими руками Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word. После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Слайд 14

Альбом для карточек PECS

Слайд 20

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться? Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение! Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Слайд 21

Заключение Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми и повторяющимися по несколко раз в одной и той же последовательности. Только при усвоении простейших программ примитивная однообразная деятельность сменяется направленной. Дети переходят от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью, у них формируется сознание своего Я. Реабилитация должна проводиться в физиологически благоприятные сроки развития ребенка (от 2 до 8-ми лет). Несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути аутичного ребенка в жизни, «Дорогу осилит идущий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

карточка для коррекционной работы с детьми

карточка для коррекционной работы с детьми...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...