Статья "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ДЕФЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
рабочая программа

Гортинская Ольга Геннадьевна

В статье представлена краткая характеристика разделов авторской программы по психомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями  на дополнительных  коррекционных занятиях. Автором предлагаются применяемые  им на практике виды и техники ИЗО – деятельности с детьми со сложной структурой дефекта (ССД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гортинская Ольга Геннадьевна (olga.gortinskaya@mail.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Энгельса» (ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Энгельса»)

 КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ДЕФЕКТА В ПРОЦЕССЕ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлена краткая характеристика разделов авторской программы по психомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями  на дополнительных  коррекционных занятиях. Автором предлагаются применяемые  им на практике виды и техники ИЗО – деятельности с детьми со сложной структурой дефекта (ССД).

Психомото́рика (греч. душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) –

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.

Сенсомоторное развитие – процесс, состоящий из афферентных (сенсорных) и эфферентных (моторных) механизмов (чувствительно – двигательный).

         У детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии наблюдаются значительные отклонения от нормы сенсомоторного развития и психоэмоционального состояния.

         Психомоторное развитие таких детей  выражено в моторной неловкости, плохой координации движений (которые часто носят несинхронный, хаотичный  характер), нарушении слуха, сенсорных эталонов,  аномалиях рефракции и суставно-мышечных нарушениях у детей с ДЦП.  Поэтому глухим детям со сложной структурой дефекта необходимы   дополнительные коррекционные  занятия, которые должны проводиться в индивидуальном порядке систематически и иметь за основу продуманную систему коррекционно-развивающих мероприятий, способствующих развитию  сенсорных функций  и психоэмоциональной  стабильности.  Наиболее эффективной формой коррекционного воздействия  для детей со сложной структурой дефекта является продуктивная деятельность в виде рисования, лепки, конструирования, аппликации.

 Мной разработана программа дополнительных коррекционных занятий по изобразительной деятельности, целью которой является коррекция и развитие сенсомоторных функций и психоэмоцианального состояния каждого ребенка со сложной структурой дефекта. Она рассчитана на детей, имеющих различные степени отклонения в психомоторном развитии.

Дети, с которыми я работаю, имеют нарушение слуха, ЗПР, ЗПРР, ОНР, нарушения рефракции и интеллекта. Есть ребята с ДЦП, синдромом Дауна, с резидуальной энцефалопатией, синдромом гиперактивности.  Среди них есть обучающиеся с тяжелой степенью выраженности дефекта.                      

Структура программы содержит следующие направления: диагностическое,  контактное, коррекционно-развивающее, динамическое.

Диагностическое направление включено мной с целью обследования каждого ребенка, особенно, если ребенок пришел ко мне на занятия впервые или первый год обучается в нашей школе. Также в начале каждого учебного года выявляю усвоенные или потерянные детьми за лето знания, умения и навыки. Для диагностики и оценки я разработала карту, в которую внесла  направления различных видов деятельности, уровень умений, которые обследуются у детей.

Такое направление, как контактное, включено мной в программу дополнительных коррекционных занятий с целью налаживания рабочего взаимодействия. Многие из детей достаточно легко общаются со взрослым (с педагогом), но есть и такие, кто по каким-то индивидуальным причинам трудно или долго идут к установлению именно продуктивного контакта между ребенком и педагогом, способствующему работать целенаправленно по заданию учителя в нужном направлении.  В эту часть программы я включила упражнения по офтальмотренингу  и этюды и техники  по психогимнастике, динамический праксис [1,2,3], которые также способствуют поддержанию интереса  и работоспособности  детей со ССД на время всего занятия и  помогают релаксации в конце коррекционного воздействия.

В разделе программы  динамики, цель которого оценить  эффективность  коррекционно-развивающего воздействия, применяется та же карта диагностики, только проводимая в конце учебного года с целью прослеживания динамики развития сенсомоторных умений и навыков, полученных за этот учебный год, а также психоэмоционального состояния каждого ребенка со сложной структурой дефекта.  В результате чего педагог видит направления коррекционного воздействия на данного ребенка на следующий учебный год и выстраивает маршрут дальнейшей деятельности.  

Подробнее остановлюсь на основном коррекционно - развивающем направлении. Это комплекс различных видов специально подобранной продуктивной деятельности, способствующей развитию моторики, сенсорных эталонов, речи в процессе деятельности.                                                

В процессе работы с детьми со сложной структурой дефекта я применяю различные виды ИЗО- деятельности.

Основным видом ИЗО-деятельности является рисование. В своей работе с детьми использую различные техники, больше нетрадиционные (для детей со сложной структурой дефекта очень подходят): пуантилизм, оттиск, рисование крупой, пластилином, мятой бумагой, набрызгом, монотипией. Такие техники, например, как пуантилизм или набрызг способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, что хорошо прослеживается в сравнении первых и последующих работ детей, выполненных в данных техниках.  Рисование крупой и пластилином хорошо развивает мелкую моторику руки и тактильное восприятие. Монотипия и рисование мятой бумагой способствуют пространственному ориентированию на листе бумаги. Техника примакивания с использованием трафарета и техника оттиск предметов способствуют положительному психоэмоциональному настрою, вырабатывают гормон радости, вызывают живой интерес ребенка к результату деятельности: «А что же там получится?». После короткого ожидания - быстрое получение радости от работы и удивление от полученного результата своего творчества.  Данные техники не утомляют, сохраняя высокую активность на протяжении всего занятия.  

Для нетрадиционного рисования использую природный, бросовый материал и различный подручный инструментарий.  Применяю также и традиционные техники - закрашивание фона, прикладывание, «тычок», «мазок». Техника закрашивания фона обладает успокаивающим эффектом, позволяет расслабиться, снять психоэмоциональное и мышечное напряжение. Ребятам эта работа очень нравится. Многие из них научились правильно закрашивать фон в одну сторону. Раньше присутствовало хаотичное закрашивание.  Некоторые  ребята научились различать кисти по толщине и форме (плоские, круглые, широкие, тонкие) и применять их при выполнении соответствующих работ.  Есть и такие, кто  хорошо усвоили алгоритм работы с кистью и красками для качественного равномерного по силе цвета окрашивания (смочить кисть, слить с неё лишнюю воду, набрать краску и аккуратно начать работать ею).  Для традиционных техник рисования необходим определенный уровень умений и навыков, который вырабатываю у детей с помощью разработанных специальных упражнений, способствующих совершенствованию (на сколько это возможно) техники рисования при выполнении  работ.

Другой вид изобразительной деятельности, применяемый на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями - это  лепка. Работаем с тестом или  пластилином. Лепим шарики, жгутики, «колбаски», придаем им нужную форму и крепим на картон. Создаем объемные композиции с изображением знакомых ребятам предметов.  Лепка   хорошо развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие, что особенно нуждается в коррекции у таких детей.  

Еще один вид деятельности, который используется мной  на занятиях - это  аппликация. Она применяется и как самостоятельный вид, и как дополнение к рисункам, что создает в работах детей дополнительный объем и фактурность. Для этого подходят различные материалы: цветная, гофрированная, бархатная бумага; фетр; шпагат; ватные диски; салфетки. Работы, выполненные смешанными техниками,  особенно нравятся детям и зрителям.  

Конструирование - вид изобразительной деятельности, который также применим к детям со сложной структуры дефекта. Для развития мелкой моторики рук детей пробуем работу с бумагой - технику квиллинг (бумагокручение). Для ребят с тяжелыми нарушениями этот вид работ трудноват, но мы учились и справились.    

Как показывает практика работы с детьми со сложной структурой дефекта,  систематическая и целенаправленная работа по коррекции психомоторного развития дает положительные результаты у девяти из десяти обучающихся детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (один из десяти не устанавливает зрительный контакт, что тормозит наличие каких-либо успехов  данного обучающегося). Применяемые практики оказывают благотворное влияние даже на тяжелых (в плане диагноза) детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Литература:                                                                                                          1)Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Серия «Психологический практикум» Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми СПб.: Речь, 2007.
3)Упражнения для психомоторного развития дошкольников  АРКТИ, 2008
. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

Доклад "Социализация учащихся с различной степенью выраженности дефекта"

Основная цель  системы образования для детей с нарушением интеллекта – максимально возможная социализация....

Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....

Игровые технологии в обучении детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.Для того, чтобы дети  смогли ов...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

Статья: "Методы и приемы сенсорного развития детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью".

Сенсорное развитие  - это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Поэтому обогащение чувственного опыта необходимо рассматриват...

Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...