Из опыта моей работы с детьми.
статья

Колесникова Александра Петровна

Мой опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Во время этой работы сталкиваешься с тремя основными видами групп проблемных детей.

Первая - дети спокойные и сострадательные, но с нарушениями, которые не позволяют им выполнять самые простые операции.

           В этом случае сначала все основные приемы лепки я делаю вместе с ребенком, направляя его руки своими руками, затем предлагаю простые темы, а конечный результат поправляю так, чтобы можно было его сохранить и обжечь в муфельной печи.

Эти изделия могут совсем не представлять собой художественной ценности, но главная ценность – это то, что ручки ребенка заняты непривычной, сначала трудной для него работой, но от которой он получает удовлетворение и новые для него навыки.

         

Эти дети хорошо адаптируются в любой группе за счет доброжелательного и спокойного характера. И в дальнейшем задача педагога может выполняться кем-нибудь из обучающихся в группе, что также полезно и для них. Вторая группа детей – это дети, которые физически могли бы справиться с заданием, но первое же препятствие  сразу делает их уставшими, недовольными и раздражительными. Они начинают громко взывать о помощи.

Такое бывает и у обычных детей, и нужно учить  их преодолевать эти негативные эмоции. Я предлагаю ребенку слепить свою «нехочуху» и «немогуху», и все превращается в смех и шутку. А дальше они сами в это играют и даже начинают помогать  своими советами другим, что служит  хорошим уроком самовоспитания.

Но в случае проблемных детей это эмоциональное состояние выводит их из баланса настолько, что у них не получается даже то, что они уже легко делали самостоятельно.

С этими детьми занятия сводятся к двум вариантам.

Первый. Если на занятиях нет возможности уделить проблемному ребенку много времени, придумываешь ему задание, с которым он, наверняка, справится сам и успокоится, а затем в течение занятия понемногу усложняешь задание, если он это уже принимает, сохраняя интерес к работе. В этой ситуации главное, чтобы ребенок оставался на занятии деятельным, и его руки «возились» с глиной.

А любое «общение» с глиной, как с очень чистым природным материалом, само по себе полезно, независимо, слепилось что-то или нет. Полезно  также то, что у ребенка осталось ощущение выполненной и одобренной педагогом работы, что дает ему внутренний покой. Это единственное, что можно сделать в этом случае для такого ребенка, так как у него нет еще силы, как у обычных детей, видеть и справляться со своими внутренними врагами.

Второй вариант. Основная группа детей может работать самостоятельно, и появляется возможность поработать с проблемным ребенком индивидуально длительное время. Здесь поступаешь в зависимости от поведения ребенка. Одни дети постоянно просят о помощи, но когда им помогаешь, они не хотят включаться в работу.

Такие дети становятся еще более инертными и надеются только на внешнюю помощь. К тому же у них вырабатывается ложное чувство – они гордятся и даже хвастаются «своими» работами, к которым практически не прикоснулись. Для этих детей моей целью становится, чтобы они  сделали хоть что-нибудь, но своими руками, чтобы по этим работам можно было отслеживать, как идет реальный процесс обучения.

Других же детей, хотя они и просят о помощи, обижает, если кто-то выполняет за них работу. Я поддерживаю их стремление самостоятельно выполнить её, много раз показываю, как делать каждую деталь и как правильно найти место для этой детали и присоединить ее надежно, а затем превращаю изделие обратно в комочек глины.

Потом  предлагаю ему сделать все самому. Эта задача часто оказывается очень сложной для таких детей, но зато сколько счастья, когда это получается. Такие дети тонко чувствуют степень их собственного участия в этой победе. Поэтому крайне важно, чтобы работа была выполнена только его руками. Это дает им  радость и уверенность в себе.

К сожалению, это не закрепляется надолго, и каждый раз все начинается сначала. Думаю, что в таком режиме надо работать не только на творческих занятиях и в школе, а в первую очередь дома. И все-таки хочется верить, что опыт преодоления у ребенка накапливается, и в будущем, возможно, он сможет пользоваться им уже самостоятельно.

Третья группа проблемных детей – это дети гиперактивные. У них практически нет проблем с техникой лепки. Их работы бывают даже очень качественными, они могут самостоятельно выполнять творческие работы.

Главная задача – успокоить их, чтобы они не стали эпицентром дисбаланса всей группы. Излишне активным детям разрешаю лепить всё, что бы они ни попросили, независимо от темы занятия.

Но чаще всего бывает так, что получив разрешение на все свои ежеминутно меняющиеся идеи, они в результате делают то же, что и остальные, но уже успокоившись, и результатом они довольны.

Я считаю, что атмосфера во время творческих занятий – самое главное. Любой ребенок, попав в атмосферу, где ему спокойно и уютно, легко сбрасывает свои «колючки». Я стараюсь, чтобы дети чувствовали себя хозяевами мастерской, помогали поддерживать порядок и чистоту, и делали бы это с удовольствием.

Комфортность занятий создает также атмосфера самой мастерской и всего нашего Дома творчества, где детские работы являются главным украшением

В мастерской организована выставка творческих работ детей, и они постоянно сами вносят изменения в композиции, создают  свои сюжеты,  придумывают свои сказки.

Также на занятиях у нас всегда звучит музыка: Моцарт, Гайдн, Чайковский, Вивальди, звуки природы (рек, моря, леса, дождя, пения птиц), также индийская классическая музыка, которая традиционно создавались для приведения в баланс нервной системы человека, для здоровья его тела и духа.

Есть еще один способ, помогающий успокоить ребенка. Мы играем, например, в «принцесс и принцев». Для этого мы лепим из глины маленькие короны. Не имеет значения форма корон, лишь бы они были устойчивы. Эти короны ставим на головы и продолжаем работать, стараясь сидеть ровно и спокойно, с королевским достоинством, чтобы корона не упала, иначе ты уже не принц и не принцесса.

За счет концентрации внимания на короне дети естественным образом обретают баланс и внутреннюю тишину, от которой получают удовольствие. Включается процесс творчества. Короны можно снять, но состояние остается, и дети чувствуют приятную прохладу на своих пальчиках, ладонях, а также там, где стояла корона.

Если дети включаются в эту игру, то такие занятия проходят очень продуктивно. К тому же в этом спокойном состоянии можно обсудить с детьми, кто же такие настоящие принцы и принцессы, достаточно ли для этого только сидеть на троне и иметь на голове корону.

 Подобный опыт привел к положительным результатам и удовлетворению от проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty_s_detmi_-_soderzhimoe.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мой опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Система моей работы с одаренными детьми

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...