Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
рабочая программа (11 класс)

Зарипова Лариса Фаукатовна

Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                          УТВЕРЖДЕНА

Приказом  №       от              2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

 (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

11   класс

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) редакция 2019 года)

на  2019-2020 учебный год

Объем:    68   часов

Коррекционно-развивающие занятия 68 часов

Учитель-дефектолог

Зарипова Л.Ф.

г. Нефтеюганск-2019

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Психолого – педагогическая характеристика 11 класса

5

1.2

Планируемые результаты освоения программы  коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий

6

1.3

Создание условий образовательной среды

8

2.

Содержательный раздел

10

2.1

Содержание коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий

10

2.2

Диагностический инструментарий

12

2.3

Структура занятий

12

2.4

Дефектологическое  представление

14

3

Календарно-тематическое планирование

15


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий  разработана  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя- дефектолога и направлена на обеспечение успешности освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Вариант 2.

Рабочая программа коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий  составлена для проведения занятий в 11 классе школы-интерната и учитывает единство педагогического процесса: обучение, образование, воспитание при котором коррекция недостатков развития осуществляется одновременно с воспитанием и обучением.

Программа коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий  является  частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  и интегрирована с внеурочной и внеклассной деятельностью обучающихся, что является условием создания особой образовательной среды для всестороннего развития личности обучающегося с тяжелыми множественными нарушения развития (ТМНР) и соответствует направлениям коррекционной деятельности школы-интерната.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

- принцип  диагностики и коррекции

- принцип учета индивидуальных психофизических особенностей каждого обучающегося

- деятельностный принцип коррекции

- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

- принцип единства деятельности учителя-дефектолога и родителей.

Основная цель  — минимизация социальной инвалидности обучающихся, преодоление житейской (бытовой) зависимости от ближайшего окружения (семьи), активизация к их посильному участию в бытовой, социокультурной, трудовой деятельности. Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой или общественно-полезной деятельности.

Задачи программы:

- осуществление диагностической деятельности

- осуществление коррекционно - педагогической деятельности: подбор, систематизация приемов и методов работы для коррекции пробелов знаний в предметной области, коррекция пространственных и временных представлений обучающихся.

 Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального уровня:

- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

- Письмо Минобрнауки России № 09-3564 от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Регионального уровня:

- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1087 от 13.08.2015 г «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального, основного, среднего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий».

- Уставом образовательной организации

- Положением о внутренней системе оценки качества образования.

В основу  разработки  программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей: создание специальных методов и средств обучения, предоставляя обучающимся возможность реализовывать индивидуальный потенциал развития.

 Деятельностный подход  строится на доступной предметно-практической деятельности. Средством реализации деятельностного подхода является организация познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная рабочая программа  определяет ожидаемые личностные результаты и результаты формирования базовых учебных действий (БУД), а также выбор диагностического инструментария для оценки достижений обучающихся на минимальном и достаточном уровне.

1.1 Психолого – педагогическая характеристика класса

Обучающиеся 11 класса  получают образование по Варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования. В классе 5 человек. Состав обучающихся  смешанный,  включающий  представителей различных нозологических групп.

Нарушения базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушением компонентов речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической. Затруднено формирование устной, письменной речи и диалоговой речи.  Речь недостаточно развита, активный запас ограничен, страдает грамматический строй. Все обучающиеся класса владеют элементарной речью: высказываются словами и простыми нераспространенными предложениями, на вопрос отвечают отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Переносный смысл слов и фраз понимают с трудом или не понимают совсем. Внимание неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим, подражательным, фрагментарным. Новый материал запоминается медленно, требует многократного повторения. Предметно - практическое мышление носит ограниченный характер. Наблюдается моторная дефицитарность. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность отсутствуют. Незрелость эмоционально - волевой сферы  выражается в неспособности регулировать свое эмоциональное состояние, что нередко проявляется в негативных поведенческих реакциях, что создает трудности в  коммуникации и социальном взаимодействии. Обучающиеся усваивают простые трудовые процессы (влажная уборка помещения, очистка территории от снега, опавшей листвы), но не запоминают технологическую последовательность процесса. Обучение в 11 классе школы-интерната является III ступенью обучения. Профиль обучения – младший обслуживающий персонал (дворник 1 разряда).

Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания.

На заседании  ПМПК школы-интерната  № 33  от  17.04.2019 г., утверждены  образовательные задачи для обучающихся  11  класса на  2019 – 2020 учебный год.  

Образовательные задачи:

1).Развитие жизненных компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения.

2). Развитие коммуникативных умений на основе социального взаимодействия.        

1.2 Планируемые результаты освоения программы коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения  на коррекционно-развивающих (дефектологических) занятиях каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Программа определяет личностные результаты и результаты формирования базовых учебных действий (БУД).

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями на минимальном и достаточном уровне, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность  мотивации к обучению и познанию (Таблица 1).

Таблица 1

Планируемые личностные результаты   и формируемые  базовые учебные действия (БУД)

Требования стандарта

Возможные личностные результаты

Обучающийся с  сформированными  БУД

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование персональной идентичности

-называет фамилию, имя, отчество;

-называет дату своего рождения;

-ориентируется в элементарных родственных связях;

-определяет состояние своего здоровья;

-определяет свою половую принадлежность (без обоснования)

-называет фамилию, имя, отчество;

-называет дату своего рождения;

-ориентируется в элементарных родственных связях;

-определяет состояние своего здоровья

-определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост  и т.д.)

-определяет свою половую принадлежность (без обоснования)

Личностные: обучающийся, умеющий адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации; владеющий навыками самообслуживания

Коммуникативные:

Умеющий сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Регулятивные:

выполняющий требования взрослых, умеющий обращаться к ним за помощью, выполняющий совместные действия с другими детьми, принимающий присутствие других детей, не нарушающий их занятия

Познавательные:

Обучающийся умеющий соотносить, классифицировать, находить различия предметов и картинок; выполняющий арифметические действия;

наблюдающий;

 работающий с информацией (понимающий изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

проявляющий адекватные эмоции при появлении знакомого человека.

Формирование

социально¬

эмоциональной

составляющей

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

-использует элементарные формы речевого этикета

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности: сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании  рисунков, аппликаций, поделок

Компоненты социально-познавательной сферы

- стремится помогать окружающим с помощью взрослого

- стремится помогать окружающим

Навыки

адаптации

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение);

-сообщает об изменениях в организме: заболевание, ограниченность некоторых функций

-сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение);

-сообщает об изменениях в организме заболевание, ограниченность некоторых функций

Освоение доступных социальных ролей

-осознает себя в следующих социальных ролях:

-семейно-бытовых

- ученик - учитель

-осознает себя в следующих социальных ролях:

-семейно-бытовых

-ученик - учитель

Развитие мотивов учебной деятельности

-проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

-проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Развитие

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

-воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства

-воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-принимает участие в коллективных делах и играх с направляющей помощью;

-принимает и оказывает помощь

-принимает участие в коллективных делах и играх;

-принимает и оказывает помощь

Результаты коррекционно-развивающих (дефектологических) занятий связаны с овладением обучающимися содержанием коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении компетенций, возможности их применения в практической деятельности (Таблица 2).

Таблица 2

Планируемые результаты коррекционно-развивающих занятий

№ п/п

Предмет

Возможные предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

7.

Коррекционно – развивающие (дефектологические) занятия

-коррекция пространственно-временной организации жизни и деятельности обучающихся

-коррекция пространственно-временной организации жизни и деятельности обучающихся

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по предметам учебного плана

        

1.3.Создание образовательной среды

Таблица 3

        Сведения о создании условий для обучающихся         

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1.

Обучающиеся

с умеренной умственной отсталостью, с нарушением зрения

  • -Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • -Ноутбук HP 625;
  • -Проектор короткофокусный ViewSonic PJD;
  •  -детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • -технические средства обучения;
  • -учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • -дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • -демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • -демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • -настольные развивающие игры;
  • -изделия декоративно-прикладного искусства;
  • -демонстрационные образцы:  бытовой химии, различных покрытий,  предметов личной гигиены, домашняя аптечка;
  • -шкаф;
  • -скатерть; салфетки;
  • -набор кухонной посуды; набор столовых приборов;
  • -инвентарь: грабли, лопаты, лейки
  • -гербарий различных растений
  • -плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)
  • Метод моделирования ситуации
  • Интерактивные методы
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Предметно-действенный метод
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке;
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений обучающегося.

2.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Ноутбук HP 625;

-проектор короткофокусный ViewSonic PJD;

 -детские книги разного типа из круга детского чтения;

-технические средства обучения;

- учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам

-дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе

-демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;

-демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,

-настольные развивающие игры;

-изделия декоративно-прикладного искусства;

-демонстрационные образцы:  бытовой химии, различных покрытий,  предметов личной гигиены, домашняя аптечка;

-шкаф;

-скатерть;

-инвентарь: грабли, лопаты, лейки

-гербарий различных растений

-плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание

Программа включает шесть разделов: пять разделов представляет собой самостоятельную часть  и соответствует элементам программного материала,  шестой раздел  - мониторинг сформированности компетенций и базовых учебных действий.

Коррекционно – развивающие (дефектологические) занятия

1.

Коррекция пробелов по предмету Речь и альтернативная коммуникация

Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных. Деление слов на слоги. Слово. Умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос: кто это? что это?

Индивидуальная,  работа в парах,

практическая работа, самостоятельная работа,

с применением ТСО

 Личностные: адекватно вести себя в знакомой  ситуации; владеющий навыками самообслуживания

Коммуникативные:

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Регулятивные:

выполнять требования взрослых, обращаться к ним за помощью, совместные действия с другими детьми, принимать присутствие других детей, не

В процессе урока целесообразно использовать различные виды учебной деятельности: сюжетно – ролевую игру,

дидактическую игру, театрализованную игру, мультимедийный урок (мобильный класс), презентация, практический урок, элементарную трудовую деятельность (хозяйственно – бытовой и ручной труд), конструктивную деятельность (рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению и повторению представлений

2

Коррекция пробелов по предмету математические представления

Устная и письменная нумерация в пределах 20-ти. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Решение примеров в пределах 20-ти без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Понятия «дороже-дешевле». Меры стоимости 1р., 2р., 5р., 10р. Меры времени: неделя, год -12 месяцев. Число дней и их последовательность.

Графические умения: обводка по трафарету, шаблону, контуру; проведение прямых линий.

нарушать их занятия

Познавательные:

соотносить, классифицировать;

наблюдать

3

Коррекция временных представлений

Сутки. Части суток. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.  Времена года.  Порядок месяцев в году. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

4.

Коррекция пространственных представлений

Лево, право, над, за, под, из-за. Красная строка. Ориентация на листе бумаги: верхний правый угол страницы, верхний левый угол страницы,  внизу страницы, по центру страницы.

2.2 Диагностический инструментарий

№1. Диагностика. На данном этапе осуществляется диагностика сформированности уровня (минимальный и достаточный) компетенций (входной контроль), базовых учебных действий с использованием различного инструментария. Применяется метод экспертной группы Экспертная группа объединяет разных специалистов учреждения, осуществляющих процесс образования. Полученные данные заносятся в Дневник комплексного сопровождения. Для контроля и оценки знаний в предметной области используется уровневый подход: индивидуальная и фронтальные устные проверки, тестовые задания, проверочные и контрольные работы.

№2. Развитие графомоторных навыков, коммуникативных навыков, развитие устной и диалоговой речи посредством изучения  программного материала Речь и альтернативная коммуникация. В процессе работы применяются упражнения и тренажеры ФГОС, сюжетно-ролевые игры на развитие мыслительной функции, мелкой и общей моторики, развитие речи, коммуникативных навыков.

№ 3. Развитие счетных функций, мыслительных функций  осуществляется посредством изучения программного материала Математические представления: устный и письменный прямой и обратный счет от 0 до 20. Применяется дидактический материал «Состав чисел», «Купюры и монеты», сюжетно-ролевая игра «Я иду в магазин школьных принадлежностей», упражнения и тренажеры ФГОС, графический диктант.

№ 4. Коррекция временных представлений осуществляется посредством дидактического материала «Времена года», «Сутки», «Календарь», «Часы», с применением сюжетно-ролевой игры «Мой режим дня»,  развитие устной речи выражено в упражнении - составить рассказ на тему «Мои летние каникулы», «Рождественские каникулы я проведу..»

№ 5. Коррекция пространственных представлений осуществляется посредством формирования графических умений: обводка по трафарету, шаблону, контуру, проведение прямых и косых линий на листе бумаги, графический диктант, складирование льняных салфеток различными способами, вырезание из овощей и фруктов различных фигур методом «Карвинга», упражнение «Соедини по точкам», тренажеры, сюжетно-ролевой игры «Аты-баты, шли солдаты».

№ 6. Мониторинг сформированности компетенций. Проводится текущий и итоговый контроль в виде тестирования, индивидуальная и фронтальные устные проверки, контрольные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, различные самостоятельные практические работы.

2.3 Структура занятия

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к усвоению нового материала (воспроизведение знаний)
  3. Постановка цели и задач урока (активизация внимания)
  4. Объяснение нового материала (с опорой на имеющиеся знания или практический опыт)
  5. Рефлексия

2.4 ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  

Ф.И.О обучающегося: Александр Ч.

Возраст: 18 лет

Класс: 11

Особенности эмоционально-волевой сферы. Преобладает спокойный фон настроения, в контакт входит легко, адекватно реагирует на критику и похвалу, инициативы и самостоятельности в выполнении учебных заданий не проявляет. Не конфликтен. Общение с одноклассниками носит подражательный характер.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Александр называет свой возраст, дату рождения, близкие родственные связи устанавливает. Временные представления сформированы: времена года знает, но путает их последовательность. Пространственные представления: лево, право, над, под, из-за не сформированы. Умеет определять время суток, соотносить его с режимом дня. Ориентируется в событиях прошлого, настоящего, будущего. Уход за обувью, одеждой осуществляет самостоятельно. Правила личной гигиены соблюдает под присмотром взрослого. Самостоятельно пользоваться услугами социально-бытовых учреждений: магазином, почтой, общественным транспортом не умеет. Знает правила поведения в общественных местах.

Успешность учебной (трудовой) деятельности. На обучение и получение профессии не мотивирован. Познавательные интересы не сформированы. Главное в воспринимаемой информации понимает после дополнительного объяснения учителя. Темп работы медленный, заторможенный, работоспособность низкая. Трудовые функции по уборке помещения, территории выполняет аккуратно при помощи учителя, самостоятельности не проявляет. Путает последовательность трудовой операции.

Сформированность учебных навыков в соответствии с программными требованиями.

Письмо:

- навык каллиграфического письма не сформирован

-списывание текста: списывает механически, не прочитывая текст

Чтение:

-способ чтения: произношение отдельных букв с попыткой слить в слоги

- смысл прочитанного понимает при дополнительной помощи учителя

-характерные ошибки: не соблюдает интонацию читаемого, не понимает переносный смысл: пословицы, поговорки

Метематические представления:

- производит порядковый счет от 0 до 10, от 0 до 20 путается. Обратный счет не сформирован

- смысл и условия задачи не понимает

- арифметические действия производит при помощи калькулятора, самостоятельно может выполнить в пределах 10.

Заключение учителя – дефектолога:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности формирования пространственных и временных представлений, нуждается в коррекции пробелов по предмету Математические представления, Речь и альтернативная коммуникация.

Дата______________                                                        Подпись______________

  1.  Календарно-тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...

Рабочая программа учителя-дефектолога по альтернативной коммуникации 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по альтернативной коммуникации на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога по сенсорному развитию 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по сенсорному развитию на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога по двигательному развитию 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по двигательному развитию на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа учителя-дефектолога по предметно-практической деятельности 2020-2021 учебный год

Рабочая программа учителя-дефектолога по предметно-практической деятельности...