Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
рабочая программа по литературе (10 класс)

Лягоскина Нина Петровна

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной. Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:

с дизартрией разной степени выраженности;

со смешанной формой дисграфии;

со смешанной формой дислексии;

с дизорфографией разной степени выраженности;

с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_klass.docx67.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        

Рабочая программа

по литературе

на 2019-2020 учебный год

10 класс (по ФГОС) коррекционной школы

3 часа в неделю (99 часов)

Уровень образования: основное общее образование

        Составитель:

                                                                    учитель литературы

Лягоскина Н.П.

Санкт–Петербург


  1. Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ,4утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

АООП ООО школы;

Учебный план ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;

Годовой календарный график ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году  к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях  под редакцией В. Я. Коровиной.

Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:

с дизартрией разной степени выраженности;

со смешанной формой дисграфии;

со смешанной формой дислексии;

с дизорфографией разной степени выраженности;

с заиканием.

Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи,которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций.

Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений,  затруднениях при анализе и  обобщении языковых единиц. Наблюдается искажение словообразовательных моделей литературного языка.Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи.

Навык чтения часто недостаточно автоматизирован, в редких случаях не сформирован. Характерна низкая скорость чтения, пропуски коротких слов, нарушение структуры отдельных лексических единиц. Неправильная догадка приводит к заменам, смешениям лексем по близости значения и/или по схожести звукослогового состава, к искажению окончаний. Особую трудность для учащихся школы V вида представляет выразительное чтение, соблюдение орфоэпических норм, расстановка словесного и логического ударения. Понимание прочитанного неполное, плохо дифференцированное. Низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала приводят к нарушению целостности текста, пропускам логических звеньев, невозможности удержать в памяти детали, важные для понимания скрытых смыслов, восприятия контекста. Трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая  истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом усугубляют указанные проблемы. Вследствие этого содержание прочитанного передаётся сжато, с искажениями, а обучение грамотному анализу  художественного произведения, развитие потребности в чтении книг представляется возможным только в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Используемый УМК наиболее полно соответствуетособым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет изменять содержание и порядок изучения предложенного литературного материала, подстраивать отдельные разделы программы, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.

Главная идея данной рабочей программы  – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным  произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения  их художественного  качества  и стали  достоянием  отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и  в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для подготовки детей к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

В программе соблюдена системная направленность: изучение литературы  ведётся от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  19, 20 веков. Концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях кнкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка  с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы,  является не только источником информации, но и образцом для будущего устного высказывания школьника, что является особенно актуальным для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особое внимание к совершенствованию речи учащихся, систематическая коррекционно-развивающая работа со школьниками на всех этапах изучения литературы  — это специфические черты учебно-воспитательного процесса в речевой школе.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе.

Большое внимание уделено формированию и развитию основ читательской компетенции:

  1. обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
  2. научатся понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  3. будут использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, поиск необходимых сведений в разнообразных источниках, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Курс литературы  в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

осознанное чтение произведений разных жанров;

 выразительное чтение художественного текста;

 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами       комментария, с творческими заданиями);

 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

Лексика и синтаксис литературного языка прошлых веков трудна для понимания и усвоения детьми с ТНР, что ведёт к сложностям восприятия литературного текста и понимания произведения в целом, поэтому ряд наиболее сложных произведений изучается с использованием современных информационных технологий и коррекционных методов работы.

Содержание учебного предмета

Скорректированная рабочая программа        

Темы

Количество часов

Введение

1

Ф.М. Достоевский

7

А.П. Чехов

5

И.А. Бунин

3

А.А. Блок

5

С. А. Есенин

4

В.В. Маяковский

3

М. Булгаков

6

М. Цветаева

3

А. Ахматова

3

Н. Заболоцкий

3

М. Шолохов

4

Б. Пастернак

3

А. Твардовский

3

А. Солженицын

4

Из соврем.литры XX века: Б. Васильев, В. Шукшин, Б. Екимов

4

Зарубежная литература

10

В том числе:

Сочинение

9

Письменная работа

1

Проверочная работа

Всего: 99 часов                            

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Дом.задание

Дата

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

 

Подготовить сообщение о книгах, прочитанных летом

Из русской литературы XX века (обзор). Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XXвека

Познакомятся с  богатством и разнообразием жанров и направлений  русской литературы XX века

 

 Подготовить рассказ о жанрах и направлениях русской литературы XX века

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Познакомятся с основными фактами жизни Достоевского, с текстом романа; научатся  анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

 

Прочитать роман «Белые ночи»

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Знать тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

 

Подготовить пересказ сцены знакомства героев. Каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С. Тургенева?

Роль истории в романе «Белые ночи»

Знать: Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

 

Как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир?

Настенька в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Научатся понимать, как образы окружающего мира помогают передать переживания Настеньки, её внутренний мир. Какие слова из произведения наиболее значимы для понимания образа?

 

Почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»?

Письменный развёрнутый ответ на вопрос героя «…неужели же могут жить под таким небом разные…люди?»

Научатся анализировать и оценивать поступки людей, высказывать свою точку зрения, делать выводы, извлекать уроки.

Письменная работа

Прочитать рассказ «Бедные люди»

Роман «Бедные люди». Жанр романа.

Познакомятся с эпистолярным жанром, узнают об истории жизни бедных людей, о красоте человеческих отношений, о бескорыстной любви.

 

Подготовить пересказ (подробный)

Макар Девушкин и Варвара Доброселова в романе

Выборочное чтение писем

Тема униженных и оскорблённых в романе «Бедные люди».

Узнают о жизни униженных и оскорблённых, проникнутся жалостью и сожалением, сочувствием и состраданием, восхитятся чистотой отношений между мужчиной и женщиной.

 

Подготовиться к литературной викторине

Литературная викторина

Проверят свои знания по литературе, оценят их и сделают выводы о значимости литературы в жизни человека.

 

Подготовить сообщение отворчестве А.П. Чехова с использованием Интернет ресурсов

А.П.Чехов."Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель"

Познакомятся с творчеством писателя, с особенностями художественной манеры. Научатся понимать идейный смысл и проблематику произведений

Подготовить рассказ о писателе. С.6 - 9

А.П. Чехов. Рассказ "Смерть чиновника" Тема "маленького человека"

Получат представление о теме "маленького человека" в литературе, традиции в литературе, об истории написания рассказа, сюжете произведения

 

С. 9-14, пересказ статьи учебника. Прочитать рассказ "Смерть чиновника"

А.П. Чехов.Инсценированный рассказ "Смерть чиновника"

Научатся характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения

 

Прочитать рассказ "Тоска"

А.П. Чехов. Рассказ "Тоска". Тема одиночества в произведении

Уяснят истинную и ложную ценность героев рассказа. Проникнутся сочувствием к герою, уважением, состраданием. Получат урок отношения между людьми

 

Ответить на вопросы:"Какова основная тема рассказа, какая тональность преобладает в рассказе, в чём причина одиночества героя? Прочитать рассказ "Тоска". Подготовиться к внеклассному чтению

Вн./чт. А.П. Чехов. Я прочитал рассказ...

Научатся понимать идейный смысл рассказа, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, высказывать своё мнение, передавать содержание

 

Творческое задание на с.29

Сочинение на тему: "О каком произведении А.П. Чехова я рассказал бы своему товарищу…"

Научатся анализировать произведения, отбирать наиболее понравившиеся, ясно осознавать выбор, уметь аргументировать, делать выводы, извлекать уроки

Сочинение

 

Анализ сочинения.

Получат замечания, примут их к сведению, постараются учесть в следующих работах

 

Сделать работу над речевыми ошибками

Из русской литературы XX века (обзор). Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы

Познакомятся с литературой XX века, её направленностью, яркимипредставителями литературы соцреализма

 

с.3 - 5, зад. № 2

И.А. Бунин. Жизнь и творчество

Знать: факты жизни и творчества И.А. Бунина, характерные особенности его произведений. Получат понятие о лирическом герое;научатся  понимать идейно-художественный смысл произведений писателя

 

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

И.А. Бунин. Рассказ "Тёмные аллеи". Тема любви в рассказе

Познакомятся с историей написания рассказа, прочитают рассказ, поделятся мыслями об услышанном, прочитают критические отзывы, выскажут согласие - несогласие

 

Подготовиться к сочинению - эссе на тему:"Жизнь и судьба героев рассказа И.А, Бунина "Тёмные аллеи"

 Сочинение - эссе на тему:"Жизнь и судьба героев рассказа И.А, Бунина "Тёмные аллеи"

Вспомнят жанр сочинения - эссе, напишут сочинение , применят полученные знания, отредактируют текст сочинения

Сочинение.

Подготовиться к вн /чт .Прочитать рассказ "Чистый понедельник"

Вн./чт. И.А. Бунин. Рассказ " Чистый понедельник" Комментированное чтение

Передадут содержание рассказа, истории написания произведения, определят главную идею, поделятся впечатлениями о прочитанном, сделают выводы

 

Подготовить сообщение о творчестве А. Блока с использованием ресурсов  Интернета

Из русской поэзии XX века (обзор). Богатство и разнообразие жанров и направлений русской  поэзии

Познакомятся с разнообразием жанров и направлений  русской поэзии XX века. Научатся различать жанры, знать их определение, использовать в своей речи

 

Подробный пересказ биографии поэта

А.А.Блок. Трагический тенор эпохи

Познакомятся с основными фактами из жизни поэта,с особенностями его художественного метода. Научатся понимать идейный смысл стихотворений, выразительно читать

 

Стихотворение наизусть " О,  весна…"

 А.А. Блок. Стихотворения «О, я хочу безумно жить», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Научатся понимать: идейный смысл стихотворений; своеобразие лирических интонаций; научатся выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям;

 

Выразительное чтение стихотворений

 А.А. Блок. Стихотворения «Ветер принёс издалёка», "В ресторане" Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Научатся понимать: идейный смысл стихотворений; своеобразие лирических интонаций; научатся выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям;

 

Выразительное чтение стихотворений

 А. Блок. Цикл стихов о России. Глубокое, проникновенное чувство Родины. Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…" Своеобразие лирических интонаций Блока.

Познакомятся с тремя периодами творчества поэта, с проделанным путём, познанием трагизма жизни, преобразованием России

 

Выучить любое стихотворение о Родине наизусть

Вн. /чт. Конкурс чтецов стихотворение А. Блока

Продемонстрируют выразительное чтение, обоснуют выбор, оценят чтецов, обозначат лучших

 

Подготовить рассказ о писателе. С.67 - 77

Жизнь и творчество С. Есенина

 Слово о поэте. Познакомятся подробно с  основными фактами жизни поэта, с особенностями творческого метода; научатся понимать идейный смысл стихотворений, выразительно читать

 

Пересказ биографии поэта. Выучить стихотворение о Родине

Тема Родины в лирике С. Есенина

Познакомятся со стихотворениями «Гой ты, Русь моя родная", "Вот уж вечер…", «Край ты мой заброшенный». Проникнутся чувством любви к Родине, гордостью за неё

 

Выучить наизусть стихотворение "Край ты мой заброшенный…"

 С. Есенин. Стихотворения  "Разбуди меня завтра рано…", Не жалею, не зову ,не плачу…", "Отговорила роща золотая…"

Познают чувства  поэта, прочувствуют переживания поэта о скоротечности жизни. Научатся проникновенно читать

 

Выучить наизусть любое стихотворение

Любовная лирика поэта. Стихотворения "Письмо к женщине", "Шаганэ ты моя, Шаганэ"

Познакомятся с любовной лирикой поэта, послушают чтение стихо знаменитыми актёрами, научатся выразительно читать.

 

Выучить стихотворение наизусть "Шаганэ ты моя, Шаганэ!"

Сочинение - размышление над поэтической строкой

Научатся анализировать стихотворения, высказывать своё мнение, понимание написанного поэтом. Исправлять недочёты.

Сочинение.

Анализ сочинения - размышления над поэтической строкой

Подготовить сообщение отворчестве В.В. Маяковского с  использованием Интернет ресурсов

В.В. Маяковский. Слово о поэте

 Познакомятся с  основными фактами из жизни поэта, особенностями его художественного метода; научатся понимать идейный смысл стихотворений

 

Подробный пересказ биографии поэта, с.91 - 96

Новаторство Маяковского-поэта. Стихотворение «Послушайте!»

Дадут развёрнутый ответ на вопрос «В чём проявилось новаторство Маяковского?»; приведут примеры из стихотворений, докажут правильность ответа

 

Выучить стихотворение наизусть "Послушайте!"

Своеобразие стиха, ритма, словотворчества В.В. Маяковского. Стихотворения   "А вы могли бы…" "Люблю…"отрывок)

Познакомятся с своеобразием стиха, ритма  стихотворений поэта. Научатся воспринимать прекрасное в поэзии, выразительно читать, высказывать своё мнение

 

Прочитать статьи учебника "Как работал В.В. Маяковский", с.96 - 101. Подготовить пересказ

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.

Познакомятся с жизнью и творчеством Булгакова, с историей создания повести и её судьбой, с системой образов произведения

 

Перечитать повесть "Собачье сердце". Подготовить пересказ "Визит Швондера к профессору Преображенскому" с элементами анализа

Повесть "Собачье сердце" - сатира на советскую власть

Познакомятся с понятиями "Умственная, нравственная, духовная недоразвитость", в чём  основа живучести «шариковщины», «швондерства».

 

Пересказ с элементами анализа " Дневник доктораБорменталя"

М. А. Булгаков. " Собачье сердце".Образ профессора Преображенского

Получат представление о профессоре – экспериментаторе, специалисте своего дела. Узнают о человеке высокой культуры, образования, научном сотруднике, решившемся на чудовищный эксперимент ради науки

 

Найти в тексте приёмы гротеска

М. А. Булгаков. "Собачье сердце" .Образ  Шарикова

Получат представление о человеке - собаке, о  его поведении, общем развитии, показывая общую недоразвитость, умственную и нравственную бедность.

 

Ответить на вопрос:"Что высмеивает автор?"

Просмотр фильма "Собачье сердце"

 Посмотрят фильм , прочувствуют иронию автора, посмеются над нелепостью поступков персонажей, сделают выводы 

 

 

Просмотр фильма "Собачье сердце"

 

Подготовиться к сочинению

Сочинение по произведению М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Напишут сочинение, выбрав тему. Применят полученные знания.

Сочинение.

 

Анализ сочинения. Рекомендации, замечания

Выслушают замечания,  примут их к сведению, исправят ошибки

 

Работа над речевыми ошибками

М.И. Цветаева. Слово о поте. Стихотворение "Идёшь на меня похожий…", "Бабушке"

Познакомятся с биографией и творчеством поэтессы, с мотивами и настроением ранней лирики и поздних стихотворений. Разовьют навык выразительного чтения, поэтического анализа текста

 

Подробный пересказ биографии поэтессы

М.И. Цветаева. Стихотворения о любви "Мне нравится, что вы больны не мной…"

Познакомятся с любовной лирикой поэта, послушают чтение стихотворение знаменитыми актёрами, научатся выразительно читать. Грусть, досада и боль в стихотворении

 

Выразительное чтен6ие стихотворений

М.И. Цветаева. "Стихи о Москве", Стихи блоку", "Родина"

Познакомятся с циклом стихотворений о Москве, стихотворением "Родина", послушают чтение стихотворение знаменитыми актёрами, научатся выразительно читать.понимать чувства поэтессы

 

Подготовить выразительное чтение или исполнение романса

А.А.Ахматова.Слово о поэте.

Знать: основные факты жизни Ахматовой, особенности творческого метода; понимать идейный смысл стихотворений, выразительно читать, выражать своё мнение

 

Подробный пересказ биографии поэтессы

А.Ахматова. Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный».

Познакомятся со стихотворениями «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный».сособенностями лирики поэтессы

 

Выразительное чтен6ие стихотворений

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений

 Научатся: пересказывать, выразительно читать наизусть; создавать поэтический образ, передавать свои чувства

 

Любое стихотворение о любви наизусть

Н.А.Заболоцкий. Человек и природа в поэзии поэта

Познакомятся с основными вехами биографии поэта, с особенностями раскрытия темы "Человек и природа", родства природы и духовной жизни

 

Подробный пересказ биографии поэта

.Н.А.Заболоцкий «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты человек!»

Познакомятся со стихотворениями «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» , проникнутся чувствами поэта, научатся сопереживать

 

Выразительное чтен6ие стихотворений

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения "О красоте человеческих лиц", Некрасивая девочка", "Не позволяй душе лениться!"

Увидят вместе с поэтом подлинную духовную красоту человека, задуматься о нравственных человеческих ценностях, о сути прекрасного

 

Выучить стихотворение "Не позволяй душе лениться" наизусть

Сочинение - рассказ о любимом поэте

Напишут о понравившемся поэте, проанализируют стихотворения, выскажут своё мнение.

Сочинение

М.А. Шолохов. Слово о писателе

Познакомятся с творческим и жизненным путём Шолохова (презентация); заочная экскурсия в Вёшенскую

 

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.А.Шолохова

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ героя повести Андрея Соколова

Познакомятся с образом Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Смысл названия рассказа.

 

 Пересказать эпизод «При каких обстоятельствах Андрей Соколов попал в плен»

Судьба Родины и судьба человека. Подвиг советского солдата в годы Великой Отечественной войны

Получат представление о подвиге русских солдат в годы войны, испытают гордость за русского человека

 

Подготовить темы сочинений

Просмотр фильма "Судьба человека"

 Посмотрят фильм , прочувствуют трагизм судьбы главного героя, умение переносить тяготы, желание жить и оставаться человеком

 

 

 

Просмотр фильма "Судьба человека" Анализ тем сочинений, выбор темы

 

Подготовиться к сочинению

Сочинение по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Научатся разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения

Сочинение

 

Анализ сочинения.

Познакомятся с допущенными ошибками, поработают над ними, примут к сведению

 

Работа над речевыми ошибками

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте

Познакомятся с жизнью и творчеством поэта, с: временем создания стихотворений; особенностями эпохи. Научатся понимать: идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл.

 

Подготовить рассказ о поэте

.Л. Пастернак. "И вся земля была его наследьем…"

Услышат стихотворения поэта «Весна в лесу», " Во всём мне хочется дойти".Познакомятся с философской глубиной лирики. Научатся выразительно читать их

 

Выразительное чтен6ие стихотворений

Б.Л. Пастернак.Стихотворения "Перемена", "Весна в лесу", Быть знаменитым некрасиво…"

Познакомятся со стихотворениями, определят тематику, идейную направленность, определят основную мысль, почитают выразительно

 

 Письменный анализ любого стихотворения

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение "Весенние строчки", "Урожай"

Познакомятся с основными фактамижизни Твардовского, с особенностями творческого метода. Научатся понимать идейный смысл стихотворений

 

Конспект статьи, с.214 - 222

А.Т. Твардовский. Стихотворение " Я убит подо Ржевом"

Прослушают фонохрестоматию, определят идейную направленность, узнают время написания, прочувствуют обязанность живых перед павшими, невозможность забвения

 

Пересказать. Выразительное чтение стихотворения, идейный смысл стихотворения

А.Т. Твардовский. Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений

 Познакомятся со  стихотворениями о Родине.  Как автор показывает единство большой и малой Родины, преемственности  единства и родства. Проникнутся чувствами поэта

 

Выучить стихотворение наизусть

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ "Матрёнин двор"

 Познакомятся с основными фактами жизни  Солженицына, с особенностями творческого метода. Научатся понимать идёйный смысл произведений автора

 

Подготовить рассказ о творческом и жизненном пути писателя

"Есть такие прирождённые ангелы…" Образ Матрёны в рассказе «Матрёнин двор"

 Должны знать текст  произведения; понимать трагизм судьбы героини; притчевый характер рассказа.

Уметь  пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию

 

 

Пересказ " Судьба Матрёны"

Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи

 

Подготовиться к сочинению

Сочинение по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Научатся обосновывать выбор темы, подбирать и использовать цитаты из произведения, составлять план, следовать ему, анализировать произведение, высказывать свою точку зрения

Классное сочинение

 

Анализ сочинения. Рекомендации

 Познакомятся с допущенными ошибками, поработают над ними, примут к сведению

 

Работа над речевыми ошибками. Прочитать рассказ "Один день Ивана Денисовича"

Вн./ чт. "Один день Ивана Денисовича"

 Познакомятся с произведением, проникнутся сочувствием  к главному герою, удивятся выносливости, терпению и желанию выжить  во что бы то ни стало

 

Ответить на вопросы в тетради

Романсы и песни на слова русских писателейXIX - XX веков. А.С. Пушкин "Певец", Е.А.Баратынский "Разуверение", Ф.И. Тютчев "Я встретил вас…"

 Познакомятся со значением слова «романс», с историей появления первых романсов. Узнают, что романс – песня , написанная восьмистопным хореем, о делении романсов по темам, о появлении романсов в России, с условиями написания романса, о разделении русского стиха по интонации, о том, где они впервые стали исполнятся. Послушают романсы в исполнении знаменитых певцов, почувствуют их мелодичность и красоту, переживут чувство грусти и восхищения

 

 

Письменный анализ романса на выбор

Романсы и песни на слова русских писателейXIX – XX веков.А.К. Толстой " Средь шумного бала…",А.А. Фет " Я тебе ничего не скажу…", Н.А. Заболоцкий " Признание", В.С. Высоцкий "Песня о друге"

 

Спеть на выбор романс или песню, обосновать выбор

Романсы и песни на слова русских писателейXIX - XX веков .А.А, Сурков "Бьётся в тесной печурке огонь…", К.М. Симонов "Жди меня…", Б.Ш. Окуджава "Пожелание друзьям"К.Я. Ваншенкин "Я люблю тебя, жизнь…"

Научатся определять романтические мотивы в романе, необычность судьбы героев, чистоту отношений героев.

 

Выучить наизусть любое стихотворение, обосновать выбор. Подготовиться к сочинению

 Анализ любимого  стихотворения поэта XX века

 Напишут сочинение – анализ любимого стихотворения, пояснят причину выбора, научатся правильно излагать свои мысли, передавать чувства

Сочинение

 

Анализ сочинений. Рекомендации. Замечания

  Познакомятся с допущенными ошибками, поработают над ними, примут к сведению

 

Подготовиться к вн.чт. По произведению Б. Васильева "А зори здесь тихие…"

Из современнойлитературы XX века

 Познакомятся с особенностями современной литературы XX века, её авторами и их произведениями, поделятся впечатлениями о прочитанных произведениях, дадут советы

 

Конспект статьи , с.214 - 222

Вн./ чт. Б.Васильев Жизнь и творчество писателя. Повесть "А зори здесь тихие…". История написания.

Познакомятся с жизнью и творчеством писателя, с историей написания повести, почему автор обратился именно к этой теме

 

Подготовить рассказ о писателе

Просмотр фильма «А зори здесь тихие…»

Посмотрят фильм и прочувствуют трагизм событий, нелепую смерть девушек, героизм и стойкость главного героя

Просмотр фильма «А зори здесь тихие…»

Подготовить темы сочинений, обосновать выбор

Вн./чт.В.М.Шукшин "Чудики"

 

 Познакомятся с нравственной  проблематикой современной литературы, особенностями сюжетов, языка и героев. Научатся понимать  художественный мир произведений Шукшина; уметь  выразительно читать рассказы, анализировать их,  развёрнуто обосновывать суждения, определять авторское отношение к персонажам

 

Подготовить темы сочинений, обосновать выбор

Вн/чт.Б.Екимов " Живая душа", "Некому посидеть со старухой", "Ночь исцеления"

 Нравственная проблематика рассказов Б. Екимова, особенности сюжетов, языка и героев.

Рассказы «Живая душа», «Ночь исцеления», «Некому посидеть со старухой». Должны знать: автора, факты его жизни и деятельности; тексты рассказов; понимать: художественный мир рассказов, нравственные проблемы;

уметь: анализировать рассказы по вопросам, выразительно читать; развёрнуто обосновывать суждения, определять авторское отношение к персонажам

 Выбрать произведение и написать сочинение - отзыв

 

Комментированное чтение сочинений, рекомендации, замечания, переписывание сочинений начисто

Научатся принимать замечания, исправлять, дополнять написанное, редактировать

Сочинение

Зарубежная литература (обзор)

 Познакомятся с поэтами зарубежной литературы, со  временем, в котором они жили, послушают отрывки из произведений, поделятся впечатлением

 

Прочитать статью учебника с.312 - 317, подготовить пересказ

Гай Валерий Катулл. Слово о поэтеСлово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений молодого римлянина

Познакомятся с особенностями взглядов римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время. Научатся понимать: стихотворения поэта, его миропонимание;выразительно читать стихотворения

 

Ответить на вопрос: "Почему Катулл своей своеобразной поэтической формулой взял слова "ненавижу и люблю"? Как она проявляется в стихах?

Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. Ода "Я воздвиг памятник…"

 Узнают о традиции оды Горация в творчестве Державина, Ломоносова и Пушкина. Мысль о поэтических заслугах. Должнызнать: содержание оды Горация, понимать: идейный смысл оды, уметь: выразительно читать оду, сопоставлять произведения и выявлять авторскую точку зрения на назначение поэта и поэзии

 

Сопоставить оду Горация со стихотворением А.С. Пушкина "Я памятник воздвиг себе нерукотворный". Выявить авторскую точку зрения

Данте Алигьере. Слово о поэте. Универсально - философский характер "Божественной комедии"

 Познакомятся с творчеством поэта. Прочитают . «Божественную комедию» (фрагменты). Почувствуют множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический

 

Прочитать статью учебника, с.325 - 335

Даете Алигьери. Чтение и обсуждение 1 - 3 песен "Ада".

 Знать: содержание 1-3 песен

«Ада»;

понимать: множественность смыслов «Божественной комедии»;

уметь: выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл

 

Ответить на вопросы, с.335

Уильям Шекспир. Слово о поэте. "Гамлет" - пьеса на века

 Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор). «Гамлет» «пьеса на века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

 

Подробный пересказ биографии поэта. Знать содержание трагедии

Образ Гамлета. Одиночество в его конфликте с реальным миром "расшатавшегося века"

 . Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

 

Ответить на вопросы гл. "Размышляем о прочитанном", с.344

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература

 

Посмотреть фильм "Гамлет", поделиться впечатлением игрой героев Ответить на вопросы: какие тайны окутывают имя Шекспира; кто победил в трагедии: Гамлет или Эльсинор? Сильный или слабый человек Гамлет?

Иоганн Вольфганг Гёте. Слово о поэте. Трагедия "Фауст"

 Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор).

 

Пересказ биографии Гёте, с.346 - 347

 Комментированное чтение глав "Пролог на небесах", "Кабинет Фауста", "Сад", "Ночь", "Улица перед домом Гретхен"

 Осмысление сюжета произведения по вопросам и заданиям; сообщение о Гёте с краткой творческой историей трагедии

 

Перечитать с.347 - 355, ответить на вопросы

Трагизм Фауста. Борьба против прозябания и пошлой действительности. Борьба за свободу

Узнают, что  Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Должны знать сюжет и композицию трагедии.

Осознать борьбу добра и зла в мире как движущую силу его развития, динамику быта

 

Подготовиться к защите проектов на тему: "Тема "маленького человека " в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова; "Тема поэта и поэзии в русской литературе": "Тема любви и дружбы"(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); "Сатирические традиции русской классики (Д,И. Фовизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь)

Защита проектов.

 

 

Список литературы для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просве...

Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян

Рабочая программа по  геометрии для 7-9 классов  на 2019-2020 учебный год.  Атанасян...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

   Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...