Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
рабочая программа по литературе (10 класс)
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной. Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
с дизартрией разной степени выраженности;
со смешанной формой дисграфии;
со смешанной формой дислексии;
с дизорфографией разной степени выраженности;
с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_klass.docx | 67.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по литературе
на 2019-2020 учебный год
10 класс (по ФГОС) коррекционной школы
3 часа в неделю (99 часов)
Уровень образования: основное общее образование
Составитель:
учитель литературы
Лягоскина Н.П.
Санкт–Петербург
- Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ,4утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
АООП ООО школы;
Учебный план ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
Годовой календарный график ГБОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 уч. год;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просвещение» в 2016 году к линии учебников по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией В. Я. Коровиной.
Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
с дизартрией разной степени выраженности;
со смешанной формой дисграфии;
со смешанной формой дислексии;
с дизорфографией разной степени выраженности;
с заиканием.
Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи,которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций.
Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений, затруднениях при анализе и обобщении языковых единиц. Наблюдается искажение словообразовательных моделей литературного языка.Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи.
Навык чтения часто недостаточно автоматизирован, в редких случаях не сформирован. Характерна низкая скорость чтения, пропуски коротких слов, нарушение структуры отдельных лексических единиц. Неправильная догадка приводит к заменам, смешениям лексем по близости значения и/или по схожести звукослогового состава, к искажению окончаний. Особую трудность для учащихся школы V вида представляет выразительное чтение, соблюдение орфоэпических норм, расстановка словесного и логического ударения. Понимание прочитанного неполное, плохо дифференцированное. Низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала приводят к нарушению целостности текста, пропускам логических звеньев, невозможности удержать в памяти детали, важные для понимания скрытых смыслов, восприятия контекста. Трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом усугубляют указанные проблемы. Вследствие этого содержание прочитанного передаётся сжато, с искажениями, а обучение грамотному анализу художественного произведения, развитие потребности в чтении книг представляется возможным только в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Используемый УМК наиболее полно соответствуетособым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет изменять содержание и порядок изучения предложенного литературного материала, подстраивать отдельные разделы программы, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для подготовки детей к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
В программе соблюдена системная направленность: изучение литературы ведётся от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков. Концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях кнкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только источником информации, но и образцом для будущего устного высказывания школьника, что является особенно актуальным для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особое внимание к совершенствованию речи учащихся, систематическая коррекционно-развивающая работа со школьниками на всех этапах изучения литературы — это специфические черты учебно-воспитательного процесса в речевой школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературе.
Большое внимание уделено формированию и развитию основ читательской компетенции:
- обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
- научатся понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- будут использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, поиск необходимых сведений в разнообразных источниках, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по усвоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
осознанное чтение произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческими заданиями);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
Лексика и синтаксис литературного языка прошлых веков трудна для понимания и усвоения детьми с ТНР, что ведёт к сложностям восприятия литературного текста и понимания произведения в целом, поэтому ряд наиболее сложных произведений изучается с использованием современных информационных технологий и коррекционных методов работы.
Содержание учебного предмета
Скорректированная рабочая программа | |
Темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Ф.М. Достоевский | 7 |
А.П. Чехов | 5 |
И.А. Бунин | 3 |
А.А. Блок | 5 |
С. А. Есенин | 4 |
В.В. Маяковский | 3 |
М. Булгаков | 6 |
М. Цветаева | 3 |
А. Ахматова | 3 |
Н. Заболоцкий | 3 |
М. Шолохов | 4 |
Б. Пастернак | 3 |
А. Твардовский | 3 |
А. Солженицын | 4 |
Из соврем.литры XX века: Б. Васильев, В. Шукшин, Б. Екимов | 4 |
Зарубежная литература | 10 |
В том числе: | |
Сочинение | 9 |
Письменная работа | 1 |
Проверочная работа |
Всего: 99 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога...
Рецензия на рабочую программу учителя-дефектолога на 2019-2020 учебный год
Рецензия на авторскую программу...
Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...
Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5--11 классов (Базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа издана издательством «Просве...
Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов на 2019-2020 учебный год. Атанасян...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт работы учителя-логопеда в ДОУ, направленный на коррекцию речевого развития детей, реализуемых на основе имеющихс...