Основные этапы развития детской речи
презентация к уроку

Петрова Елена Александровна

Презентация на тему: "Основные этапы развития детской речи".

В презентации предствалена краткая, тезисная информация по данной теме. Презентация будет полезна как студентам дефектологического факультета, так и начинающим логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_etapy_razvitiya_detskoy_rechi.pptx980.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы развития детской речи Учитель-логопед ГБОУ №432 Бочкарева Е.А.

Слайд 2

Этапы развития детской речи

Слайд 3

Этапы развития детской речи Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. Н. Гвоздев, А . А. Леонтьев, А. Р. Лурия , и др.).

Слайд 4

1. Доречевой этап Сразу после рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции – крик и плач , как рефлекторные реакции. В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы « протоязыка » (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта.

Слайд 5

1. Доречевой этап Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением . К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает .

Слайд 6

1. Доречевой этап Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление « протосогласного » (губного или небного) и « протогласного », распадения потока речи на слоговые кванты ( ма , па, ба, ва ).

Слайд 7

1. Доречевой этап Псевдослово появляется в 7 месяцев . Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов . Первые слова, предметно отнесенные, появляются после 8 месяцев . К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний. В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание.

Слайд 8

1. Доречевой этап К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис , что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения. Появляется языковой знак. Ребенок « означивает » окружающий мир, звуковым сочетанием обозначает предмет. Речь становится словесной.

Слайд 9

2. Этап первичного усвоения языка К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.

Слайд 10

3. Этап усвоения грамматики В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма , когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка.

Слайд 11

Этапы развития детской речи Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом.

Слайд 12

Этапы развития детской речи Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов.

Слайд 13

Литература: Гвоздев , А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с . Громова , О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: ИКП РАО. – М., 2003. – 234 с . Журба , Л. Т., Мастюкова , Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с . Исенина , Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с . Леонтьев , А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с . Леонтьев , А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с . Лямина , Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с . Мастюкова , Е. М, Ипполитова , М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвеще-ние , 1985. – 192 с . Негневицкая , Е. И., Шахнарович , А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 111 с . Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып . 13. – с. 101-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей. Этапы развития детской речи

Родители могут познакомиться с этапами развития детской речи от 0 до 7 лет....

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 6 класс

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Многообразие растительного мира. Методы изучения древних растений.задание 190 в рабочей тетрадиПалеонтология – наука о вы...

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Этапы развития детского коллектива

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА                                              ...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь?» «Все о развитии детской речи»

 Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.   В 6-7 лет дети, имеющие недостатки речи,...