Буклет тревожные дети
методическая разработка

Бахтина Софья Эдуардовна
Для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее значимыми для возникновения высокой тревожности у таких детей являются бытовые ситуации жизнедеятельности, а также ситуации взаимодействия со сверстниками. Во многом тревожности у умственно отсталых детей возникает ввиду их сниженного социального интеллекта и непонимания мотивов поведения других людей в отношении них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_trevozhnye_deti.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для тревожных детей.

Упражнение «Передай клубочек»

Описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
Упражнение «Я могу»

Ведущий: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

Упражнение «Смелый капитан»

Описание: тревожный ребенок назначается капитаном.

Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Упражнение «Драка»

“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Литература.

В помощь педагогу по работе с тревожным ребенком.

1.      Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью. – журнал №5, №6, 2006 г.

2.      Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых»: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, Спб., «Речь», 2002г.,

3. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. - М.: 1998.

5. Савина Е. Тревожные дети / Школьное воспитание - 1996. - №4

6. Шанина Н.П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание.-1996.- №7

7. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4 .

Материал подготовлен педагогом – психологом ГБОУ РМЭ «Нартасская школа - интернат»

ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Описание: https://clutch.ua/wp-content/uploads/2017/11/d4686f56b956ea889a3c3abc601a17d2.jpg

Памятка для педагогов

    Для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее значимыми для возникновения высокой тревожности у таких детей являются бытовые ситуации жизнедеятельности, а также ситуации взаимодействия со сверстниками. Во многом тревожности у умственно отсталых детей возникает ввиду их сниженного социального интеллекта и непонимания мотивов поведения других людей в отношении них.

Причины возникновения школьной тревожности

-Хроническая или эпизодическая неуспешность.

- Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

-Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю.

-Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу.

 

Рекомендации по снижению тревожности у умственно отсталых детей:

1. менее эмоционально реагировать на аффективные состояния и вспышки ребенка, ни к воем случае не применять в этот момент наказание, приложить усилия к тому, чтобы оградить возбужденного ребенка от окружающих;

3. при беседе необходимо с особой осторожностью подходить к подбору слов, поскольку тревожность умственно отсталых детей сопровождается навязчивостью в мыслях и действиях, которая ненароком может быть усилена теми или иными лингвистическими оборотами, используемыми в речи;

4. в случаях, если из-за охватившей ребенка тревоги он отказывается идти на контакт с окружающими, не стоит его за это ругать и упорствовать в установлении контакта;

5. с учетом того, что дети с умственной отсталостью испытывают волнения и тревожность даже в самых привычных для детей бытовых ситуациях, приучать братьев и сестер терпеливо помогать им справляться с этими ситуациями, вместе переживая ситуации сотрудничества и успеха;

6. не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты, необходимо стремиться к тому, чтобы систематически вырабатывать у них самообладание;

7. следует придерживаться распорядка дня, обеспечить дозированное участие ребенка в игре и спорте.

 

Причины возникновения школьной тревожности      

- Хроническая или эпизодическая неуспешность.

- Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

- Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

- Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.

- Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

- Увеличение количества школьных дисциплин.

- Увеличение числа учителей.

- Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю.

- Смена классного руководителя.

- Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу.

- Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка.

- Трудности переживания подросткового кризиса.

 

Учет роли оценки и самооценки

- Систематически и искренне давайте позитивную оценку действиям и поступкам тревожного ученика как индивидуально, так и в присутствии других детей и взрослых,

- Не критикуйте тревожного ученика в присутствии других. В случае необходимости, обсуждайте с ним индивидуально его конкретный поступок, или конкретную ошибку в работе, не затрагивая его личность и персональные качества.

- Используйте позитивные высказывания: «я верю, что ты способен справится с этой проблемой», «Ты можешь это выучить» и т. п. 

- Возможно, что этот ребенок учится хуже других. Для того, чтобы он имел стимул к развитию и обучению, сравнивайте результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера или неделю назад.

- Создавайте в классе атмосферу, в которой нет деления учеников на сильных и слабых, поощряйте все добрые начинания (не только связанные с учебой), достигнутые цели и стремление к учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для тревожных детей "Комната друзей".

Данное занятие  проводиться педагогом-психологом с  тревожными детьми 5-х классов после того как выявлено, что у детей адаптационный процесс проходит сложно. Занятие  проводитьсяв групп...

Рекомендации для родителей тревожных детей

Данный материал может помочь родителям детей, испытывающих дискомфорт в процессе адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, преодолеть возникающие трудности....

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

Тревожные дети. Выступление на педсовете школы.

СЛОВО «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор од­ной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сиг...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении: тревожные дети...

Рекомендации для родителей тревожных детей: "Как преодолеть ребенку тревожность"

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы ребен...