Это-я. Знание имени, фамилии, пола
план-конспект урока

Гизатуллина Найля Рашидовна

Конспект урока. Цель: обучающийся,  имеющий  понятие о различии  пола, возраста, имени, фамилии.  Дать понятие о  внешнем облике человека, о правилах опрятного  и аккуратного внешнего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1

Класс: 6

Число: 6.09.2016

Тема: Это-я. Знание имени, фамилии, пола.

Цель: обучающийся,  имеющий  понятие о различии  пола, возраста, имени, фамилии.  Дать понятие о  внешнем облике человека, о правилах опрятного  и аккуратного внешнего вида.

Задачи:        

- учебно-коррекционная:  Сформировать представление об  истории возникновения имён, отчеств, фамилий, о внешнем облике человека; определение сходства и различия людей по возрасту, полу, цвету глаз и волос, по росту и др.;

- коррекционно-развивающая: развивать умение вступать в контакт, общение глазами, мимикой. Развивать память, мышление.

- коррекционно-воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, вступать в диалог при помощи глаз, взгляда, кивка головы.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: картинки, мяч, мягкая игрушка Сова, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями. Видеофильм   «Мойдодыр», книга Тематический словарь в картинках Мир человека: Я и моё тело.М.. Школьная пресса 2012

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Используемые коррекционно-развивающие- методы и приемы

Результат

Организационный момент

Вводная часть

Основная

Часть

Физминутка

Закрепление

Итоги урока

Звенит звонок и начинается урок.

1. Введение проблемно-игровой ситуации.

сегодня в гости к нам пожаловала тетушка Сова - Знаю свои права.

Тетушка Сова: Здравствуй, Никита! Скучно мне стало, решила тебя проведать, да задачку тебе подбросить.

Что же за задачку такая?

Тетушка Сова: А вот у меня есть документы (показывает), что это за документы?

Я знаю!  Это свидетельство о рождении и паспорт. Эти документы  говорят об одном нашем праве. О каком, догадайтесь?

 (загадывает загадку)

- Тебе дано, а люди им  пользуются .

-Никита ( произносит учитель ) Имя?

-Реакция обучающегося.

2. Рассказ учителя об истории возникновения имени.

У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У тебя тоже есть своё имя.

Есть имена мужские и женские, девчоночьи и мальчишечьи. Пока дети маленькие и имена  их маленькие, а потом они будут расти вместе с ними. Давай посмотрим, что означает твоё имя. Имя Никита с греческого переводится  как "победитель", "победоносный".

Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.  Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

3. Игра «Познакомимся».

Взрослые называют имена и отчества

Физминутка : упражнения для глаз, рук. Упражнения с колечками су-джок

4. Рассказ   о фамилии.

Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и  прадедов. Как ты думаешь, зачем нам нужна фамилия?

-Чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди  придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии  по имени отца: сын Степана- Степанов, сын Ильи- Ильин.    Я предлагаю  нам тоже придумать фамилии.

Когда к человеку относятся уважительно, называют его по  имени и отчеству. Кого вы так называете? (учителя, врача, медсестру, всех взрослых)  К детям же можно  обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.

5. Игра «Назови ласково» с мячом.

Никита перекатывает мяч, учитель, мама ласково называют Никиту - Никитушка, Никитка.

Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.

Имя радость нам дает,

Счастье и удачу.

Мы, конечно, захотим,

Знать, что имя значит.

А ты знаешь, что каждое имя имеет свое значение?

Вот, например, Виктор -  победитель, Софья – премудрая, Марина-чайка, Екатерина- чистая.

А Никита хочет узнать значение своего имени?

Свидетельство о рождение, паспорт  подтверждают наше право на … (имя).  Мы правы, тетушка Сова?  (Да)

Внешний вид у всех людей различен, но тело устроено одинаково.

6.Работа с иллюстрациями по книге «Я и моё тело»

Наше тело устроено так: сверху –голова, затем шея и туловище

У туловища есть верхние конечности –руки и нижние конечности –ноги.

7.Практические упражнения

-Покажи, где у тебя голова.

-Погладь голову мамы.

-Погладь свой животик.

- Потрогай свои ушки.

-хлопни в ладошки.

8.Просмотр отрывка из видеофильма сказки 

К.И. Чуковсого «Мойдодыр»

-Почему от грязнули убежали все вещи?

-Зачем нужно умываться по утрам и вечерам?

-Никита умывается, чистит зубки?

-реакция, ответ ребёнка взглядом, кивком.

Внешний вид человека всегда должен быть опрятным и чистым: и тело, и лицо, и одежда.

9. Рефлексия

Тетушке Сове пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как ты запомнил все, о чем мы с тобой сегодня говорили, Сова приготовила для тебя  свои умные вопросы и подарки. На вопросы  отвечай и подарки получай.

- Какой документ закрепляет право на имя?

-показ свидетельства о рождении, паспорта

- У кого есть имя? – У всех людей.

- Как тебя зовут? Никита?

- Кто выбирает имя ребенку? - Мама с папой.

- Что есть у каждого человека, кроме имени?

- Зачем нужна фамилия? Различать людей?

- Можно ли называть грубо, дразнить человека?

Сова: Молодец, Никита!  Ты сегодня хорошо занимался?

- Ответ ребёнка взглядом, кивком.

Тебе понравился урок?

 Ты очень добрый и внимательный.  C интересом слушал и играл. Всего доброго.  До свидания.

 Введение в тему

проблемно-игровая ситуация.

Рассказ

Игра

«Познакомимся»

Снятие усталости

Рассказ

Упражнение на слуховое восприятие

Игра «Крутись-вертись».

Игра с мячом

«Назови ласково»

Работа с иллюстрациями

Упражнение на тактильное

восприятие

Развитие слухового внимания

Просмотр отрывка из видеофильма сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Итог занятия

Развёрнутая

словесная оценка

Обучающийся

внимательно слушает

Обучающийся

внимательно слушает

Вступает в игру

Смотрит

Выполняет с помощью учителя упражнения

Смотрит видеофильм

Отвечает взглядом, кивком головы

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

учителя  индивидуального обучения Гизатуллиной Н.Р.

Тема представленного урока: Человек, пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека.

Дата:18.02.2016

Цель: Обучающийся, имеющий  понятие о различии  пола, возраста, имени, фамилии.  Дать понятие о  внешнем облике человека, о правилах опрятного  и аккуратного внешнего вида.

Задачи:

  • Учебно-коррекционная:  Сформировать представления у обучающегося об  о внешнем облике человека; определение сходства и различия людей по возрасту, полу, цвету глаз и волос, по росту и др.; формирование элементарных представлений о строении тела человека, знакомство с названиями частей тела, понятие об имени, фамилии, паспорте.
  • Коррекционно-развивающая:  развивать умение вступать в контакт, общение глазами, мимикой. Развивать память, мышление.
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, вступать в диалог при помощи глаз, взгляда, кивка головы.

Оборудование:. Паспорт, Свидетельство о рождении, карточки,   картинки, камешек, мяч, мягкая игрушка Сова, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями. Видеофильм   «Мойдодыр»,

Дидактические материалы: книга « Тематический словарь в картинках Мир человека: Я и моё тело.», М.. Школьная пресса 2012

Словарная работа: закрепление понятия: фамилия, паспорт.

При разработке урока  учитывались интеллектуальные возможности и особенности эмоционально – волевой сферы обучающегося.

При планировании организационного момента опиралась на тему самообразования ««Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» использовала психологический настрой, упражнение «Приветствие». Позволяет  настроить на положительно — эмоциональную атмосферу.

Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера  заинтересованного изучения нового материала.

Этапы изучения нового материала построены на основе введения проблемно-игровых  ситуаций, которые стимулировали познавательную деятельность, мышление, память, обучающегося

Основываясь на особенности восприятия обучающегося урок сопровождался  видеофильмом   «Мойдодыр», что  существенно облегчает восприятие материала, способствует коррекции внимания, мышления, памяти.  

Урок способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию познавательной деятельности.

В соответствии со здоровьесберегающими технологиями были проведены тематические физкультминутки, которые органично связали предыдущие и последующие этапы урока (упражнение «Пальчиковые игры»)

 Смена видов деятельности, чередование двигательной активности  и периодов сосредоточенной работы, эмоциональные стимуляторы и разгрузки (физ. пауза, физ. минутка,) – всё это создаёт необходимые условия для сохранения психического и физического здоровья ребёнка.

       Итог  урока –   создание     ситуации   успеха, положительной мотивации перспективы. Обучающийся с интересом прослушал урок, вступал в контакт, проявлял интерес к уроку.

Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

Достижению цели способствовали следующие методы:

- создание благоприятного психолого-эмоционального климата;

- использование в качестве наглядности мультимедийной техники;

- принципы и приёмы коррекционной педагогики.

Показателем эффективности усвоения новых знаний, по моему мнению, явилась активная познавательная деятельность в течение всего урока.

 

 В уроке есть по по ФГОСУ

 1.Сценарный план урока, со свободой в выборе форм, способов и приёмов обучения: введение проблемно-игровой ситуации

2. Используются: методические рекомендации по программе  образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, интернет – ресурсы, проведена рефлексия.

3. Стиль, тон отношений, задаваемый учителем,  создаёт атмосферу психологического комфорта, сотрудничества с обучающимся,  родителем.

4. Глубокое личностное воздействие  «ученик-учитель» через совместную деятельность.

    19.02.2016        учитель:        Гизатуллина Н,Р,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен и фамилий

Правила склонения имен и фамилий (Розенталь)....

"История наших имен или фамилий" Классный час.

Классный час "История наших имен и фамилий" ставит цели: расширить знания учащихся об именах и фамилиях, заинтересовать их к изучению своих имен и фамилий, истории семьи; учить искать интересный матер...

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"...

Презентация на тему "Происхождение имен и фамилий в английском языке"

Ранее, как всем известно, люди обходились без фамилий. Но благодаря тому, что государство достигло определенных высот в сфере экономики и культуры они стали появляться. Каждый из нас знает огромное ко...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных»

Дата: 28.02.18 (по счёту 7 урок по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных». 9 урок -  контрольный диктант по теме.)Тема урока:«Написание большой буквы в...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных»

Дата: 28.02.18 (по счёту 7 урок по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных». 9 урок -  контрольный диктант по теме.)Тема урока:«Написание большой буквы в...

Внеклассное мероприятие «В его фамилии вся ширь полей!»

Цели:- познакомить учащихся с биографией В. И. Даля, с «Толковым словарем живого великорусского  языка»- привить интерес  к русскому языку, к устному народному творчеству.- разви...