Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа

Верхотурцева Елена Владимировна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599).  На основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой (Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2007 г.).

Программа учебного предмета «Сенсорное развитие» направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Замедленность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
         Сенсорное развитие, формирование пространственно-временной организации деятельности ребѐнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений, неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
         Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Цель коррекционного курса:  является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи коррекционного курса: 

1. Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
2. Формирование пространственно – временных ориентировок;
3. Развитие и коррекция слухового восприятия;
4. Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
5. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sensornoe_razvitie.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________________________ Т.В. Дидич

«___» _________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом от «___» _________________20___ г.

№_____

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»

для обучающейся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2018 - 2019 учебный год

Дефектолог: Верхотурцева Е.В.

Квалификационная категория: без категории

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____ от «____» _______________ 2018г.

г. Советский

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599).  На основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой (Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2007 г.).

Программа учебного предмета «Сенсорное развитие» направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Замедленность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
         Сенсорное развитие, формирование пространственно-временной организации деятельности ребѐнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений, неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
         Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель коррекционного курса:  является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи коррекционного курса: 

1. Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
2. Формирование пространственно – временных ориентировок;
3. Развитие и коррекция слухового восприятия;
4. Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
5. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации.

Краткие сведения о категории обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. Имбецильность – это средняя степень умственной отсталости, умеренная умственная отсталость.

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. У детей с умеренной степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Внимание обучающихся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна.

Обучающаяся  3 класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района № 164 от 11 марта 2016 года выведена на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью.

Индивидуальные особенности обучающейся:

а) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций:

- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

- недостаточно  сформированы  такие  мыслительные  характеристики,  как  «классификация»  и  «аналогия»;

- низкий  уровень  развития  зрительно-моторной  координации;

- недостаточный  уровень  развития  концентрации  внимания,  нарушены  его  объёмные  характеристики;

- недостаточно  сформировано  умение  работать  по  устной  инструкции;

Эти особенности связаны с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития.

б) выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

 

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • развитие зрительного восприятия.
  • развитие слухового восприятия.
  • развитие кинестетического восприятия.
  • развитие  мелкой  и  крупной  моторики;
  • формирование  умения  ориентироваться  в  пространстве  листа;
  • развитие  концентрации  внимания  и  работоспособности;
  • формирование  умения  работать  по  устной  инструкции;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» предусматривает как сенсорное развитие учащихся, так и развитие общей и мелкой моторики. Блок «Развития зрительного восприятия» включает тренировку зрительного анализатора, что способствует развитию концентрации произвольного внимания. Занятия в блоке «Развития слухового восприятия» направлены на коррекцию и развитие слухового анализатора. Занятия в блоке «Развитие Кинестетического восприятия» направлены на формирование у учащихся тактильного восприятия, развитие моторики. Блок «Восприятие вкуса и запаха» направлен на различение продуктов/предметов по вкусу и запаху. Обучающие получат четкие представления о свойствах предметов для анализа и выделения этих свойств в различных ситуациях. Такие знания служат базой для осуществления мыслительных операций и развития познавательной деятельности в целом.

Форма организации коррекционного курса: индивидуальная, работа в парах (совместно с педагогом).

Место коррекционного курса в учебном плане

В 3-ем классе на коррекционный курс «Сенсорное развитие» отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

  • Усвоение норм и правил взаимодействия с преподавателем;
  • Формирование бережного отношения к учебным предметам и принадлежностями.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Освоение рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» (3 класс), созданной на основе ФГОС О у/о, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Возможные личностные результаты обучающегося 3 класса:

  • осознание себя как ученика;
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • наличие мотивации к учебной деятельности
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Рабочая программа по данному курсу определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения коррекционного курса «Сенсорное развитие» на конец обучения  в 1 классе:

Достаточный уровень: Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей. Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень: Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называть предметы и соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу ученика, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.  

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию. Поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Содержание коррекционного курса

Диагностика (3 часа).  Исследование сенсорных, моторные функций, интеллектуального развития.

Зрительное восприятие  (8 часов).

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие (11 часов).

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие  (7 часов).

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный,  горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).  

Восприятие вкуса и запаха (3 часа). Различение продуктов/предметов по вкусу и запаху.

Итоговая диагностика (2 часа). Обобщение изученного материала.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

1.

Диагностика

3 ч.

Диагностировать  сенсорные, моторные функций, интеллектуальное развитие.

2.

Развитие  зрительного восприятия.

8 ч.

Концентрировать  внимания на предмете, сформировать представления о форме, размере, цвете.

Изучение фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, умение различать фигуры. Изучение величин предмета: большой, средний, маленький. Изучение цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный. Классификация фигур по цветам.

3.

Развитие  слухового восприятия.

11 ч.

Концентрировать  внимание на звуковых сигналах, различать громкость, интонации, увеличивать словарный запас.

Формирование представлений о звуках природы, определение интонации голоса, управление громкостью собственного голоса.

4.

Развитие  кинестетического восприятия.

7 ч.

Развивать  мелкую и крупную  моторику, выполнять аппликаций из различных материалов, формировать восприятие текстуры предметов.

Развитие моторики, гимнастика для рук и пальчиков, коррекционная работа с помощью лепки, аппликаций, раскрашивание, штриховка.

5.

Развитие восприятия вкуса и запаха.

3 ч.

Различение продуктов/предметов по вкусу и запаху.

Расширять спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, знакомить с новыми запахами, сравнивать запах веществ одинаковой видовой группы. Развитие умения выделять неприятные запахи.

6.

Итоговая диагностика.

2 ч.

ИТОГО

34 ч

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  • помещение для проведения занятий;
  • наличие специализированных методических материалов, пособий; (Набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, цветная самоклеящаяся бумага и т.д.)
  • тетради для штриховки, прописи;
  • раздаточный материал (папки для развития ВПФ).
  • Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2007 г.

Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с  тяжелыми и множественными нарушениями развития.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
  2. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  4. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989 .
  6. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2004.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2006.
  8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных  учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
  9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
  11. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

Диагностика

1

Диагностика интеллектуального развития.

5.09.

5.09

2

Диагностика сенсорных процессов.  

12.09.

12.09

3

Диагностика мелкой моторики.

19.09.

19.09

Развитие  зрительного восприятия.

4

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

26.09.

26.09

5

Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.

3.10.

3.10

6

Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.

10.10

10.10

7

Различение наложенных изображений предметов (3-4 изображения).

17.10

17.10

8

Запоминание 3- 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.

24.10

24.10

9

Запоминание 3- 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.

7.11

7.11

10

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

14.11

14.11

11

Предметно – практическое повторение.

21.11

21.11

Развитие слухового восприятия.

12

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложка).

28.11

28.11

13

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложка).

5.12

5.12

14

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

12.12

12.12

15

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

19.12

19.12

16

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

26.12

26.12

17

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

16.01

16.01

18

Различение по голосу знакомых людей.

23.01

23.01

19

Подражание звукам окружающей среды.

30.01

30.01

20

Чередование характера, темпа и направления

движений.

6.02

6.02

21

Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка.

13.02

13.02

22

Запоминание и воспроизведение звуков, слогов, слов, начиная с
двух элементов.

20.02

20.02

Развитие  кинестетического восприятия.

23

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.

27.02

27.02

24

Определение на ощупь объемных  предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).

6.03

6.03

25

Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.

13.03

13.03

26

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

20.03

20.03

27

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

3.04

3.04

28

Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний- легкий).

10.04

10.04

29

«Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.

17.04

17.04

Развитие восприятия вкуса и запаха.

30

Вкусовые качества  (сладкое – горькое, сырое – вареное).

24.04

24.04

31

Обозначение словом вкусовых ощущений.

8.05

8.05

32

Восприятие чувства от разных предметов.

15.05

15.05

Итоговая диагностика

33

Диагностика интеллектуального развития.

22.05

22.05

34

Диагностика сенсорных процессов.  

29.05

29.05

Всего

34 занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)

В  целях  введения  федерального  образовательного  стандарта  образования  обучающихся  с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  бы...

Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9 класс физическая культура

Настоящая программа составлена для учащегося 9а класса, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана на 1 час очного обучения, всего 34 часа - в ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни

При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...