Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность
материал

Кордюкова Елена Павловна

Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №36» 

Семинар для воспитателей

Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность

Выполнила

Кордюкова Е.П., учитель-логопед

Нижний Новгород

2016г.

В ФГОС ДО сформулированы  требования по взаимодействию образовательной организации с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй  для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Каковы цели работы с родителями?

  • Информирование родителей
  • Поддержка развития ребёнка
  • Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании и развитии ребёнка
  • Формирование положительных взаимоотношений с семьями воспитанников

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами

Мы разделили различные формы работы на 3 группы:

  • Коллективные,
  • индивидуальные,
  • наглядные.

Причём наглядные формы – условная группа, т.к. может быть и коллективной и индивидуальной работой.

Остановимся подробнее на каждой группе.

Первая группа – коллективные формы работы

Цели

Методы и приёмы

Организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами работы с детьми;

Родительские собрания

Открытые занятия

День открытых дверей

Совместные мероприятия

Помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе воспитания детей

Семинары-практикумы, круглые столы, родительские школы

Рекомендации по проведению работы с родителями

Групповые родительские собрания, помогают объединить родителей для решения проблем, позволяют нацелить их на помощь педагогам детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

Содержание   групповых родительских собраний  желательно сделать  ярким, интересным, предельно чёткими, содержащим только необходимый конкретный материал. На собрания приглашать разных специалистов, консультировать родителей по общим вопросам.

Интересным для  родителей будет следующая форма работы -просмотр открытых фронтальных занятий, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, познакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома.

Совместные с родителями мероприятия

Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт общения с собственным ребёнком.

Игровые концерты, праздники, в подготовке к которым желательно подключать родителей (изготовление атрибутов, костюмов, участие самих родителей и т.д.). Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.

Следующая группа методов и приёмов работы с родителями – индивидуальные.

Цели

Формы работы

Установить контакт, получить сведения о семье, семейном воспитании

Индивидуальные беседы

Анкетирование

Записки-рекомендации

Буклеты

Познакомить с особенностями развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;

Индивидуальные беседы и консультации

Обратить внимание родителей на возможные осложнения в процессе воспитания;

Записки-рекомендации

Индивидуальные беседы

Показать приемы работы с ребенком;

Индивидуальные консультации, показы, мастер-классы

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями и позволяет уделить больше внимания индивидуальным проблемам, особенностям ребенка или семьи.

Рекомендации по проведению работы с родителями

Чтобы выявить потребности родителей в педагогических знаниях, узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки  эффективно использовать  в своей работе анкетирование. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Тактичное  проведение  индивидуальных бесед  и консультации родителей.    С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии получают советы, рекомендации, ответы на возникшие у них вопросы. Содержанием бесед  и консультаций могут быть разнообразные  темы: «Проблемное поведение ребенка и его причины»,  «Ребенок и режим дня», «Зависимость ребенка от телевизора и компьютера» и др., а так же по возникающим вопросам родителей (из анкет, по домашним заданиям логопеда, речевым проблемам и т.д.)

Индивидуальные занятия (специалистов) – это участие и просмотр индивидуальных занятий логопеда, дефектолога, психолога. Цель проведения - дать родителям детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием. Основное внимание  родителей обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов и регулирование двигательной активности в ходе самого занятия. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Воспитатель   может показать или объяснить только часть из занятия (упражнения) как образец для выполнения  домашних заданий.

И третья группа – наглядные формы

Большую часть информации, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Поэтому эффективно использовать  в практике разнообразные формы наглядности.

Рекомендации по проведению работы с родителями

Информативно-наглядный  стенд содержит статичную (сетка, меню, режим, визитка ДОУ) и динамичную информацию (часто сменяемую), разделяемую на рубрики:

  • Советы  логопеда
  • Советы психолога
  • Школа заботливых родителей
  • Это интересно
  • Будь здоров
  • Развиваемся играя
  • Учимся наблюдать
  • Давайте почитаем
  • Игры на кухне

Рекомендуется информацию со стенда чаще менять и хранить в свободном доступе в отдельной папке. Родители могут в любой момент вернуться к её прочтению. 

Информационный лист содержит краткую информацию о теме недели, содержит короткие рекомендации для родителей, игры, упражнения, стихи для заучивания.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 1 раз в 2 месяца материал с практическими советами и рекомендациями. В папки-передвижки помещаются материалы с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям  выработать индивидуальный подход к своему ребёнку.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная  педагогами и специалистами библиотечка авторских  игр и пособий  «Домашняя библиотечка».  Это могут быть:

  • Альбомы для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет”, “Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника”, “Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника”. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда.
  • Художественная литература по лексической теме;
  • Статьи  из журналов, книги методического содержания  понятные для родителей.

Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Используется в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребенком по заданию логопеда.

Библиотечка авторских пособий и художественной литературы( по лексическим темам).  Домашняя игротека знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Представляется в виде выставок, библиотеки игр, которые родители могут взять домой.

Домашняя игротека знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, даёт возможность воспользоваться подбором практического материала и рекомендаций, как позаниматься дома по лексической теме

Доска объявлений размещает необходимую ознакомительную информацию для родителей, а также оповещает о предстоящих мероприятиях, событиях

В  работе с родителями применяем записки-рекомендации, памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, взяв буклет, не только прочитать имеющийся в ней в сокращенной форме материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры, использовать ее как памятку

Выставки и мини-музеи. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах

Заключение

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Использование разнообразных форм работы с семьей помогут  добиться следующих результатов:

  • родители  станут проявлять  интерес к жизни группы
  • активно участвовать в различных мероприятиях,
  • они будут ощущать  себя компетентными в воспитании детей
  • позиция родителей станет  более гибкой
  • Научатся эмоционально поддерживать своего ребенка, оказывать ему  помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

"Физическое воспитание детей в семье"-консультация для родителей

материал для родителей обучающихся 1-9классов...

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Работа с родителями и активизация воспитания детей в семье

Работа с родителями и активизация воспитания детей в семье...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"...

Проблема вовлеченности семьи в образовательный процесс школы.

laquo;Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»...