Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.
статья (8 класс) по теме

Макарова Юлия Анатольевна

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, как необходимое условие для благоприятного социального развития личности.

Проблема родительского контроля. Изживание «авторитарного синдрома» у родителей. Главная проблема в общении с детьми для родителей подростка – изменение отношения к ребенку, пересмотр привычных форм общения, установление диалога.

Установление психологического контакта с ребенком. Типичные конфликты между родителями и подростками. Последствия ошибок семейного воспитания.

Главенство в семье. Роль отца в воспитании подростка. Подрыв авторитета мужчины в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_vzaimootnosheniya_detey_i_podrostkov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу, как необходимое условие для благоприятного социального развития личности.

Проблема родительского контроля. Изживание «авторитарного синдрома» у родителей. Главная проблема в общении с детьми для родителей подростка – изменение отношения к ребенку, пересмотр привычных форм общения, установление диалога.

Установление психологического контакта с ребенком. Типичные конфликты между родителями и подростками. Последствия ошибок семейного воспитания.

Главенство в семье. Роль отца в воспитании подростка. Подрыв авторитета мужчины в семье.

Гуманизировать и демократизировать взаимоотношения в семье – это значит, во-первых, строить воспитание с позиции ребенка, его интересов, дарований, склонностей; во-вторых, строить отношения на взаимоуважении, взаимопонимании, сопереживании и сочувствии; в-третьих, создать условия для свободного развития ребенка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, которая отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. А в атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребенок охотно и легко принимает родительские советы.

Знакомясь с результатами опроса, проведенного в регионах России, можно убедиться: большинство детей не знают, что такое хорошая семья. В основном употребляют оценку «обычная семья». Какова же она? Родители выпивают только по праздникам, детей не бьют, кормят, ну, бывают конфликты... В остальном «обычная семья». Половина опрошенных подростков отмечают искренность и доверие в семье, общие увлечения. Однако треть опрошенных не хотела бы повторить отношения своих родителей. Значит, для трети взрослые не только не пример, а пример отрицательный. Во многих семьях царит атмосфера озабоченности, депрессии, а порой и озлобленности. Часты конфликты между родителями, их поведение детям не нравится. Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» – вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания. А если учесть еще, что зачастую общение родителей с детьми ограничивается нотациями, то дом и семья для подростков перестают быть источником радости, объектом привязанности.

«Ненавижу самых близких мне людей – родителей. Уже устала от их криков, ругани, грязи. Отец и мать живут вместе 22 года, но так и не научились уважать друг друга. Наша семья живет в трехкомнатной квартире, которая с первого дня стала благоустроенным общежитием для четырех чужих людей, как будто случайно оказавшихся вместе. Я страшно завидую тем, кто живет в дружной семье. Какое это счастье – придти после школы в теплый дом, где на тебя не накричат, не оскорбят и не будут весь вечер угрюмо молчать и бросать косые взгляды».

Это письмо написала девочка-подросток, а напечатано оно в газете, которую выпускают ее ровесники. Все это оказывает влияние на психологическое состояние детей и подростков. Они живут в состоянии тревожности, не уверены в своем будущем, рядом с родителями они чувствуют дискомфорт, и только пятая часть стремится к общению с отцом и матерью. Значит, большинство семей не является той средой, интересной и необходимой для ребенка, где его всегда поймут, простят, выслушают, где уважают его мнение, ценят способности. Очень тревожен такой факт: почти половина ребят считают себя людьми с плохим характером, лишь 15 % живут в согласии с собой и 20 % чувствуют себя счастливыми. Подростковые психологи давно предостерегают взрослых от выяснения своих отношений в присутствии детей: их конфликты становятся источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние повышенной тревожности, вины. На первом месте стоит обязанность родителей создать наполненный любовью и счастьем домашний очаг. В любом доме наиболее важны отношения между супругами, и на самом деле они более существенны, чем отношения между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка и то, насколько глубока эмоциональная связь между ним и родителями, в основном зависит от того, есть ли теплые искренние человеческие отношения между самими супругами. Школьники из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают в целом свою семью. В 83 % случаев они хотели бы в будущем быть похожими на отца и на мать (унаследовать их специальности, человеческие качества и т. п.). Гуманизация отношений в семье является важным фактором воспитания детей, создает предпосылки для успешного саморазвития и формирования личностных качеств.

Большинство подростков утверждают, что их самое большое желание – больше свободы распоряжаться своей собственной жизнью. Учитывая всю остроту и насущность этого требования, можно было бы предположить, что, получая свободу, они реагируют радостным выражением лица и счастливой улыбкой. Но много детей вовсе не выглядели счастливыми, когда их родители в конце концов соглашались «позволить» принимать самостоятельные решения. Они выглядели, скорее, угрюмыми и говорили примерно следующее:

 «Ты не заботишься обо мне», «Ты никогда не сделаешь этого» или даже (а это их подлинные высказывания): «Я не уверен, что готов принимать самостоятельные решения» и «Пожалуйста, продолжай проверять меня!» И очень часто первое, что подростки делают с новой свободой, сводится к тому, что они начинают вести себя еще хуже, чем раньше, тем самым пытаясь хотя бы отчасти вынудить родителей вернуться к контролю за ними. Одной частью своего существа каждый ребенок действительно стремится к свободе, желает ее для того, чтобы иметь возможность принимать ответственные решения, отвечать за свою жизнь, быть самим собой. Другая же его часть боится этой свободы, хочет быть избавленной от нее и будет делать все возможное, чтобы заполучить решения, принятые где-то и кем-то еще. То, что ребенок, скорее всего, получает от родителей в подростковом возрасте, это отрицательное внимание: брань, осуждение, обеспокоенный совет, разного рода свидетельства неодобрения его поведения, а подчас и преисполненные еще большего отчаяния попытки контроля. В чем ребенок действительно нуждается в этой ситуации, так это в помощи, содействии и поощрении выбора линии поведения на принятие собственных решений. Нужно оставить попытки контролировать решения, которые на самом деле принадлежат вашему сыну или вашей дочери. Он или она сначала скорее всего отреагируют на это так, чтобы спровоцировать вас вновь забрать контроль. В ситуациях, когда отец и мать начали отказываться от контроля (что, собственно, мы и просим вас сделать), и чем более искренно и последовательно они проводят принятое решение в жизнь, тем меньше дети пытаются провоцировать родителей.

Среди педагогов есть мнение, что взрослый, занимающийся воспитанием, должен непременно быть только вместе с детьми, а не «над». Но «вместе», во-первых, иллюзия. Даже те, кто утверждает, что близость с детьми достигнута, что расстояния никакого нет, обманывают самих себя. Во-вторых, «только вместе» невозможно, так как, помимо общности у взрослых и детей, есть, разумеется, различные сферы занятий, деятельности, которые находятся в разных плоскостях. Это «разъединение» закономерно и естественно. Более того, дети это различие сфер должны хорошо понимать, что научит их считаться с жизнью своих родителей, с их интересами. Позиция воспитателя по отношению к детям не может быть последней. В одних случаях он должен быть «вместе» с детьми, в других «над». И только одно можно утверждать с уверенностью: возведение в абсолют одной из этих позиций неизбежно ведет к отчуждению, к ненормальным отношениям. Абсолютизация позиции «вместе» приведет к тому, что родители для детей, как писал Макаренко, станут Гришками и Машками, приведет к панибратству, к развитию детского эгоизма. Возведение в абсолют позиции «над» – прямой путь к грубому насилию над личностью ребенка. Многие взрослые, даже стремясь быть понимающими и чуткими, продолжают занимать авторитарную позицию по отношению к детям. Но родители не теряют авторитет в глазах детей, когда честно признаются в том, что они чего-то не знают, или когда показывают детям, что хорошо понимают их состояние и сами переживали подобные чувства («Я тоже был напуган...», или «Я знаю, как скверно себя чувствуешь, когда говоришь неправду» и т. д.). Позиция взрослых по отношению к подросткам (авторитаризм, окрик, неуважение) влияет на их отношения к младшим ребятам и в школе, и на улице, и в семье. Понукание, принуждение, унижение, появление «детской дедовщины» – все это типичные отношение старших к младшим. Это и понятно: кого угнетают, тот и сам будет угнетать. Кто долго жил в атмосфере униженности, тот непременно проявит жестокость по отношению к другим, более слабым и зависимым от него. Одной из проблем семьи становится гармонизация отношений взрослых и детей.

Быть подростком сегодня особенно тяжело. Общество внесло в жизнь молодежи такие проблемы, которые не переживали их родители в своей молодости. Падение идеалов, безработица родителей, инфляция, расслоение общества на богатых и бедных, преступность – все это вносит сумятицу и беспокойство в души молодых людей. Психологи говорят, что сегодня может выжить тот, кто найдет опору в семье, в отношениях со своими близкими. Проанализировав сочинения подростков на тему «хорошие родители – это...», можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся качества хороших родителей:

• умение понимать сына или дочь;

• умение поддержать и подсказать в трудную минуту;

• умение быть заботливыми, любящими, добрыми и отзывчивыми, часто улыбающимися;

• умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.

Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать это надо так же заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, представляющие для него опасность. Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы. Все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающий мир, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Если то, в чем вы ограничиваете своих детей, не является запрещенным, аморальным или дорогим удовольствием, откажитесь от запретов, разрешите им делать то, чего они хотят: подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание. Когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда возможны реальные перемены. Родители должны чувствовать, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей. Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, можно предложить следующее.

• Вы должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.

• Вы должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

• Вы должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых конструктивных форм поведения. Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрых советов и доверия. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый из нас должен иметь право на свою личную жизнь. Чтобы заслужить уважение подростков, взрослые должны выполнять свои обещания. Не давайте обещаний, пока вы не уверены, что сможете их выполнить.

Подростковый возраст – это время конфликтов с родителями. Так, среди опрошенных ребят двое из каждых пяти подтвердили, что часто конфликтуют с родителями. Причем «пик» конфликтов приходится на 12–13 лет. Любой конфликт между людьми (независимо от их возраста, статуса или пола), вызванный насилием, чреват большими неприятностями. Отношения «победителя – побежденного» вызывают борьбу за власть. Родители и подростки нуждаются друг в друге, и они должны научиться создавать такие отношения в семье, чтобы каждый оказывался в выигрыше. Например, подросток говорит: «Еще только среда, а у меня уже кончились деньги. Мне нужно еще». Если родитель занимает позицию «победителя – побежденного», то он ответит: «Очень плохо. У меня больше нет денег, и я тебе ничего не дам». При отношениях, в которых оба оказываются в выигрыше, родитель отвечает. «Это случалось и со мной, и, конечно, без денег не сладко. У меня уже не будет больше денег до зарплаты, но давай подумаем, как нам все-таки купить то, что ты хочешь, и, может быть, мы научимся лучше рассчитывать наш бюджет». В первом случае родитель пытается воспитывать, прибегая к грубости и наказанию. В другом случае родитель и подросток совместно обсуждают все проблемы, ищут конструктивные решения, и ребенок сильнее, чем в первом случае, ощущает родительскую заботу о нем. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток не в состоянии еще спокойно и четко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлестывает его. Он хочет сказать просто правду, а получается грубость, пытается настоять на своем – и выглядит бестактным упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву. Вот это порой доставляет страдание и взрослым, и детям. Попробуйте в момент такого взрыва помолчать, а когда страсти утихнут, сказать: «Ну, а теперь давай поговорим спокойнее». А может быть, следует дать подростку возможность уединиться. И вы заметите, что ему становится стыдно за свою несдержанность, резкость, и он в дальнейшем будет задумываться над формой выражения своих мыслей и чувств. Наши конфликты с подростком происходят в основном потому, что мы не принимаем всерьез его особенности, которые от него не так уж и зависят и которые обусловлены его физическим и духовным ростом. Мы сейчас ведем речь о тех ненужных, неоправданных конфликтах, виновниками которых являются сами родители, не учитывающие возможных обратных реакций детей. И это отнюдь не значит, что родители не могут, не имеют права давать бой подросткам по кардинальным вопросам, касающимся нравственности, мировоззрения, убеждений. Но это наше вмешательство ничего общего не имеет с мелочной опекой, дерганьем ребят по ничтожным поводам, насилием над их человеческим достоинством. Многие современные проблемы во взаимоотношениях с подростками как раз и происходят от того, что взрослые, как правило, стремятся только что-то давать им, не желая, а скорее не умея ничего взять. И это их успокаивает, они полагают, что подростки должны быть удовлетворены таким общением с ними, восхищаться их личностными качествами. Но это лишь расширяет зону конфликтов как внешних, так и внутренних.

Испокон веков отцы и матери выполняли в семье самые разные функции. Отец долгое время являл собой корень семьи, ее фундамент, ее основу. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Совсем иначе выглядит современный отец. Потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и поэтому ее главы привела к ослаблению, а то и к полной утрате специфических форм и методов мужского воспитания в семье. Сегодня определенная часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, совершенно не присущих им всего несколько десятилетий назад. К их числу относится некоторое снижение волевой активности, уровня самодеятельного домашнего труда, затрат свободного времени на детей, чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у сыновей и за их профессиональнее (трудовое) определение; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, обидчивы, тщеславны); усиление интереса к своей внешности, повышение у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга в ущерб самообразованию и творческому труду. Специалисты утверждают, что авторитет отца особенно важен в семье для мальчиков, поскольку отец является для них образцом поведения, подражания. Но в результате опроса выяснено, что только 30 % мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом к отцу. Подростковый максимализм выступает по отношению к отцу более явственно и решительно, чем по отношению к матери: к ней у сына больше снисхождения и терпимости. Особенно чувствительны дети к «двойной морали» отцов. Сами себе они этот недостаток нередко прощают, а вот отцам – никогда. Сохранение и повышение собственного авторитета в глазах сына – одна из важнейших задач, которые предстоит решить отцу в процессе отцовского воспитания.

Подростковый период завершится успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умение отвечать за свои поступки. Родители должны стремиться чутко и мудро руководить своими детьми-подростками и помогать им стать полноценными людьми, способными создать такой мир, в котором жизнь человека будет радостной, насыщенной и счастливой.

Методические рекомендации

Форма проведения: беседа; практикум.

Собрание можно начать с анализа предварительно проведенных анкет среди школьников по следующим вопросам:

1. Как вы разговариваете со своими родителями?

2. Всегда ли родители вас понимают?

3. Почему у вас возникают конфликты с родителями? Как вы думаете, кто виноват в этих конфликтах?

4. Почему родители не всегда выполняют ваши желания? Должны ли они выполнять все ваши желания?

5. Как, по-вашему, вы не обижаете ваших родителей? А они вас?

Во время беседы можно использовать следующие вопросы к родителям: 1. Помните ли вы несправедливость взрослого мира? 2. Что вы думали про своих родителей в момент наказания? 3. Как вы сейчас относитесь к наказаниям? 4. Какие три «нельзя» хотел бы иметь ваш ребенок, когда вы его наказываете? 5. Что мы, родители, можем сделать, чтобы не потерять, уважение своих детей и сохранить душевное равновесие?

Родители предлагают свои варианты для обсуждения, они могут быть оформлены как «Памятка для родителей» или правила, например:

1. Ребенок имеет право получить «урок жизни» на собственном опыте.

2. Не следует перегружать ребенка опекой и контролем.

3. Воспитание должно быть непротиворечивым и последовательным.

4. Жестоко наказывая своего ребенка, мы рискуем сломать его личность.

5. Несмотря ни на что, надо верить в ребенка, в его силы и т. д.

Целесообразно на родительском собрании провести ролевую игру: «Почему бы вам не..., да, но...»

Методика проведения ролевой игры

«ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ..., ДА, НО...»

Цель: выработка коллективного мнения по поводу тактики семейного воспитания, обмен опытом воспитания детей, решения конфликтов с детьми.

Все присутствующие образуют микрогруппы (3–4), каждая из которых получает роль, например, «педагоги», «дети-сверстники», «родители, которым нужен совет», «родители, которые могут дать совет». В течение игры микрогруппы меняются ролями. Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой микрогруппы сообщает всем присутствующим о том, что в поведении сына или дочери беспокоит его больше всего, или какой конфликт случился у него в семье с ребенком, и просит их помочь ему советом. Каждый, кто берется помочь советом, должен начинать свое высказывание со слов «Почему бы вам не...». Но группа «родителей, которым нужен совет» даже если видит рациональное зерно в совете, отвергает его (ведь в каждом совете есть слабое место), начиная соответственно свое высказывание словами «Да, но...» Каждая игровая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех ролей, которые они получили. Нужно помнить о том, что собрались действительно единомышленники, желающие помочь. На заключительном этапе игры ведущий спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»: «Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в решении ваших проблем?»

В конце собрания обсуждаются «Заповеди воспитателя».

1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание – это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Литература:

1. Гершеканов, Т. Семейные будни, или Нежность на каждый день. – М., 1992.

2. Дементьева, И. Современная семья в зеркале социологии// Воспитание школьников. – 1995. – №5.

3. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

4. Монахова, А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

5. Никитенко, Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья»// Воспитание школьников. – 2002. – №1.

6. Толстыха, В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 1988

7. Фурутан А. А. Отцы, матери, дети. Практические советы родителям. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целен...

Родительское собрание "Родительский авторитет. Воспитание детей в семье"

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - писал Л.Н.Толстой...

Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность

Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников группы...

"Воспитание детей в семье: проблемы и пути решения"

Выступление на общешкольном родительском собрании...

«Какую роль играет авторитет родителей в воспитании и обучении ребёнка». Консультация для родителей.

laquo;Ваше собственное поведение-самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.Вы воспиты...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"...