Коммуникативные способности у детей с ОВЗ.
рабочая программа (5, 6 класс)

Буданова Елена Васильевна

Работа по данной теме с использованием программы проводтся с разными группами детей совместно педагогом-психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmpo_razvitiyu_kommunikativnyh_sposobnostey.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

                              Починковская школа-интернат

Программа по развитию коммуникативных способностей обучающихся 2-4 классов у детей с ОВЗ.

Учитель-логопед Буданова Е.В. 2017 уч.год

Пояснительная записка

 

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Зачастую младшие школьники испытывают различные проблемы в ходе общения, поэтому и возникла необходимость создания программы  развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Программа была разработана специально для детей 8-9 лет, испытывающих коммуникативные затруднения. Мы считаем, что именно в этот возрастной период необходимо оказать психологическую поддержку обучающимся 2-3  классов, чтобы к 4-му классу ученики обладали достаточным уровнем развития коммуникативных навыков для успешной установки дружеских контактов со сверстниками и в дальнейшем благодаря данным навыкам могли адаптироваться при переходе на основную ступень образования.

В ходе посещения занятий программы развития коммуникативных навыков обучающиеся 2-3 классов  будут развивать умения строить отношения в коллективе; понимать другого человека в ходе разговора, доносить свои мысли и чувства до собеседника.

Таким образом, формируется коммуникативная компетентность младшего школьника, а на ее основе динамично развивается  умение выстраивать дружеские отношения друг с другом.

Цель программы: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющих успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками для дальнешей адаптации.

 

Задачи программы:

  • Развитие умения сотрудничать друг с другом;
  • Формирование умения совместно (группой) выполнять поставленные задачи;
  • Развитие доброжелательности, умения понимать состояние партнера по общению; 
  • Развитие умения строить доверительные отношения друг с другом.

 

 

Программа рассчитана на 12 часов. Продолжительность одного занятия –40минут. Периодичность проведения занятий – 1- раз в неделю. Общее количество занятий – 12.

Численность группы –5-6учащихся.

 

Методические рекомендации по реализации программы развития коммуникативных навыков для обучающихся 2-4 классов.

 

Программа состоит из 12 занятий.

Данную программу рекомендуется реализовывать учителю-логопеду ипедагогу-психологу, как в виде внеклассных мероприятий, так и в рамках работы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания.

 Каждое занятие структурно делится на три блока:

- организационный (приветствие, настройка на работу в группе);

- основной блок (развитие коммуникативных способностей);

- рефлексивный блок.

Формы контроля

В процессе отбора участников группы из класса осуществляется фронтальная диагностика, особенностей межличностных взаимоотношений и уровня сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества, с помощью следующих методик:

- социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова);

- методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

С целью проверки эффективности программы проводиться повторная фронтальная диагностика с помощью следующих методик:

- социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова);

- методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). 

 

А так же дополнительными методами диагностики являются наблюдение за учащимися во внеурочной деятельности и беседа с классным руководителем об уровне развития коммуникативной деятельности учащихся.

 

Результаты курсы

Формальные:

- количество проведенных занятий -12;

- количество участников занятий –6учащихся.

 

Ожидаемые:

по окончании осуществления программы  учащиеся должны

А) научиться согласовывать свои действия с друг другом;

Б) развить умения идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща;

В) сформировать доброжелательные отношений друг к другу, тем самым произойдет обеспечение снижения количества учащихся в категориях «принятые» и «изолированные»;

Г) овладеть эффективными навыками коммуникации

 

Тематический план курса

(программа развития коммуникативных навыков для обучающихся 2-3 классов )

№ П/П

Тема

Всего часов

Практическое занятие

1

Диагностика  особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников и умения сотрудничать(Социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова), ((методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

1

(психодиагностическое

занятие)

1

2

Давайте познакомимся!

1

1

3

Поговорим о поступках.

1

1

4

Мы познаем свои качества характера, которые

 пригодятся нам при общении.

1

1

5

В мире человеческих эмоций.

1

1

6

Как понимать друг друга без слов.

1

1

7

Учимся работать в парах.

1

1

8

Учимся преодолевать трудности вместе и помогать друг другу.

1

1

9

Учимся сотрудничать.

1

1

10

Учимся доверять друг другу.

1

1

11

Дружба.

1

1

12

Повторная диагностика  особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников и умения сотрудничать(Социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова), ((методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

 

(психодиагностическое

занятие)

1

Итог

12

12

12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.

Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....

Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста

материал содержит презентацию с описанием опыта работе по  теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....

Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Материал будет полезен для педагогов , работающих в школах для детей с ОВЗ по слуху....

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.Вот почему основная з...

«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательн...

Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...