6 класс ИЗО. Урок 14. ТЕМА УРОКА: беседа на тему «Скульптура, как вид изобразительного искусства».
план-конспект урока (6 класс)

поурочное  планирование по ИЗО 6 класс 8 вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

14 урок.                                                                                                    6 класс.

ТЕМА УРОКА: беседа на тему «Скульптура, как вид изобразительного искусства».

ЦЕЛЬ УРОКА: дать учащимся понятие о своеобразие скульптуры, как виде изобразительного искусства. Познакомить их с широко известными скульптурными произведениями. Коррегировать память, мышление, внимание, речь. Прививать любовь к прекрасному.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: альбомы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, наглядность к уроку.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть.

  1. Повторение пройденного материала.

Рассказать о своём рисунке «Что мы видели на стройке».

Оформить рисунки о стройке.

  1. Основная часть.

СКУЛЬПТУРА – художественное произведение, созданное путём резьбы, лепки или отливки.

   Учитель рассказывает учащимся о декоративной и монументальной скульптуре, украшающей наши города, о памятниках выдающимся деятелям, о монументах в честь больших событий, происходящих в нашей стране.

   Скульптура (ваяние) – один из видов изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи изображение в ней передаётся объёмными формами. Материалами скульптуры являются глина, воск и прочие пластические материалы, а также камень, мрамор, дерево, кость и т. д.  Для отливки скульптурных произведений используются гипс, цемент, бронза, чугун, сталь, стекло.

   Искусство ваяния возникло за несколько тысячелетий до нашей эры. До нас дошли скульптурные памятники древнего Египта, Индии, Китая и других стран. Небывалого расцвета достигла скульптура Древней Греции и Рима. Произведения античных художников до сих пор считаются непревзойдёнными по красоте форм и мастерству исполнения.

   В России наибольший рассвет скульптуры наблюдается начиная с 18 века, когда происходит укрепление государства, расширение внешней и внутренней торговли, начинается бурное строительство, развивается искусство.

   Большим событием было открытие в 1782 году памятника Петру 1 в Петербурге. Автор Морис Фальконе (1716-1791г.г.). «Монумент мой будет прост…. – писал он, приступая к созданию памятника. – Мой царь простирает свою благодетельную десницу над страной. Он поднимается на скалу…. (скала) – эмблема преодолённых им трудностей. Фальконе работал над памятником с 1766 года по 1778 год. Он  долго изучал созданные до него конные статуи, наблюдал быстрый галоп лучших арабских скакунов, сделал огромное количество зарисовок, произвёл ряд математических расчётов, чтобы найти точку опоры для постановки вздыбевшегося коня. Точкой опоры явились не только задние ноги коня, но и его хвост, а также змея (эмблема по-правного невежества), органически вошедшая в композицию.

   И всадник, и конь – это единый порыв, передающий стремительное движение вперёд. Памятник органически слит с площадью, на которой стоит, с Невой, с окружающей его архитектурой. Он рассчитан на любую точку зрения.

   Голову Петра лепила помощница Фальконе Мария Коло. Выражение мужественного лица Петра передаёт и сильную волю, и смелое дерзание.

   Скульптура отливалась в специально оборудованном помещении. Во время отливки произведение едва не погибло от пожара, но самоотверженный поступок литейщика Михаила Хайлова помог предотвратить катастрофу. Крайне сложной была доставка громадной гранитной скалы для постамента (вес её более 1280 тонн). В честь доставки скалы («камень-грома») была выбита медаль с надписью «Дерзновение подобно» 1770 год»

   Памятник Петру 1 является одним из лучших скульптурных произведений в мире. Он же ещё называется «Медный всадник».

   В.И. Мушина (1889-1953 годы).

   Шедевры искусства создаются редко. В первые в истории люди труда стали подлинными хозяевами своей земли, всех богатств, впервые в истории человечества плоды труда стали достоянием создателей. В это время и родился один из шедевров - скульптурная группа «Рабочий и колхозница».

   Фигуры юноши и девушки венчали здание павильона Советского Союза на Международной выставке в г. Париже летом 1937 года.

   В воображении архитектора рисовалось красивое лёгкое здание. Уступами поднималось оно над зеленью парка, стремительно врезаясь в небо центральным пиком. И словно взлётая по этим гигантским ступеням, с самой высокой точки устремлялись ввысь рабочий и колхозница, гордо поднимая над головой, серп и молот. Их фигуры должны быть светлыми, лёгкими. Юноша и девушка в неудержимом порыве устремились вперёд. Радостны, одухотворены их лица. Красивые, сильные фигуры рассекают воздух, поднимая ввысь эмблему труда – серп и молот. Широкий шаг их уверен и твёрд. Сильным и властным движением отброшенных назад рук, люди словно утверждают свою  власть над землёй. Встречный ветер овевает их лица, играет лёгкими прядями волос, струится в складках одежды, скользит по упругим, исполненным жизни телам и уносится в даль.

   Вперёд и вверх направлено это могучее, неукротимое движение. Оно подчёркнуто развивающимся шарфом, подхваченным девушкой и повторяющим своим изгибом горизонты полёта. В ритме своего движения бьются на ветру и фартук юноши, и лёгкий девичий сарафан. От центра поток складок сбегает к бокам и в бурном вихре прячется сзади.

   Каждая новая точка зрения обогащает впечатление. Если с фасада воспринимается главным образом устремлённость вверх, то слева сильнее чувствуется движение вперёд, властная сила, неукротимая энергия, не знающая преград. Но сила эта светлая, чистая и прекрасная. Плечо к плечу идут вместе молодые люди нашей страны, шаг за шагом приближаясь к цели, к осуществлению большой и прекрасной мечты. Это мечта о счастье. Кажется, что они уже видят его, высокое счастье – свободный труд.

   Создание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» - своего рода творческий подвиг художника – выдающегося мастера советской культуры Веры Игнатьевны Мухиной.

   Кузнец московского завода и молодая колхозница позировали для окончательного варианта. На 33-х метровой высоте трудно различить портретные черты – их красивые лица не несут резко индивидуальных особенностей. На завод привезли гипсовую модель. Точными приборами её разделили на пояски шириной в 1 сантиметр, которые затем по частям увеличили в 15 раз. По ним сделали деревянные формы, дававшие негативное изображение отдельных деталей фигур. В них укладывалась листовая сталь от 0,5 до 1 мм толщиной. Она выколачивалась и выдавливалась там, принимая форму скульптуры. Листы сваривались, скреплялись внутри металлическим каркасом.

   Инженер П.Н. Львов сконструировал специальные сварочные машины. Фигуры  выполнялись по частям в сборочном цехе. А на заводском дворе сооружались могучие железные каркасы, которые должны были соединить детали фигур. Очень трудно пришлось конструкторам с каркасом для развевающегося в воздухе шарфа. Ведь он был длиною 30 метров и весил 5,5 тонн.

   Нержавеющая сталь оказалась прекрасным материалом для скульптуры. Так, в содружестве с наукой и техникой, искусство победило. Скульптурную группу повезли в Париж. Она весила 75 тонн и заняла 28 платформ. За 11 дней пять инженеров и двадцать рабочих подняли все 65 частей гигантской скульптуры на 33-х метровую высоту центрального павильона и здесь же сварили их.

   Статуя «Рабочий и колхозница» сейчас установлена перед входом на выставку достижений народного хозяйства в Москве. Она символизирует непобедимость свободного труда на свободной мирной земле.

   СКУЛЬПТОР ВУЧЕТИЧ Е.В. (1908- …..).

    В канун четвёртой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

   Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-Парке.

   «Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырёх героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые берёзы. Их привезли сюда со Смоленщины вместе с родной землёй. В шёпоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народов.

   В первый послевоенный год Военный Совет группы советских оккупационных войск в Германии объявили конкурс на проект памятника советским воинам в Берлине. В конкурсе приняло участие около 50 авторов. Победителями конкурса вышли мастера советского искусства – народный художник СССР, скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Д.Б. Белопольский, художник А.А. Горненко и инженер С.С. Валериус. Они создали грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль,  главный монумент которого – статуя воина-освободителя – стал символом борьбы за мир против войны и фашизма.

   Особенностью проекта было включение в композицию памятника зелёного массива парка и использование рельефа местности.

   Тридцатиметровая, бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью – освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожающий человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

   Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребёнок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь проснётся над землёй.

   Честное мужественное лицо у солдата. Он смело идёт вперёд. В образе воина – освободителя скульптор воплотил высокие моральные качества советского человека.

   Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует её лёгкий разворот. Основанием монумента служит зелёный курган, напоминающий древние курганы – захоронения. Это вносит ещё одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей – торжественное завершение всего ансамбля.

   Мавзолей – круглый купольный зал, стены которого украшены  мозаикой. Художник А.А. Горненко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала, на постаменте из чёрного лабладора стоит золотой ларец. В нём хранится книга в сафьяновом переплёте, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена победы.

   Мягкий свет и торжественная тишина навевает мысли о великом и вечном – о красоте подвига храбрых, о величии смерти  во имя счастья живых.

   «Великие подвиги наши бессмертны», «Слава о вас переживёт века», «Память о вас навсегда сохранит Родина» глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

   Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого « Неустанно бороться за мир на земле!».

  1. Повторение пройденного материала.

Какая идея выражена в памятнике «Медный всадник»?

Что символизирует собой изображение змеи?

Какова история создания памятника царю-Петру 1?

Где находится памятник «Медный всадник»?

Кто автор скульптуры «Рабочий и колхозница»?

Из чего сделана скульптура «Рабочий и колхозница»?

Где установлена эта скульптура?

Что символизирует скульптура «Рабочий и колхозница»?

Кто авторы мемориального комплекса в Берлине, в Трептов-Парке?

Что символизирует победу?

Где находится памятник воину освободителю?

В честь, какой великой победы поставлен мемориал?

5. Итог урока: на уроке проводилась беседа о скульптуре. Поставить оценки в журнал за правильность ответов на поставленные вопросы по беседе.

6. Домашнее задание: подобрать материал для  рисунка к новому году.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Урок в форме интерактивной беседы по теме " Почему мы изучаем иностранные языки?"

Урок с использованием опорных карт по технологии "обучение в сотрудничестве"....