Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов
рабочая программа

Карапетян Александр Арташевич

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа38.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с  задержкой психического развития

для 5 – 9 классов

Педагог-психолог

Карапетян Александр Арташевич

Пояснительная  записка

       Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными Министерства образования и науки Российской Федерации  №1644  от  29.12.2014г.

       Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

       Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

        Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенции и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

        В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

        Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

 

       Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС ООО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешного обучения.

        В условиях введения ФГОС ООО педагог-психолог решает следующие   задачи:

  1. Обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
  2. Дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  3. Принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в ее реализации;
  4. Проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  5. Участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  6. Прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
  7. Оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
  8. Ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
  9. Взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Общая характеристика программы психологического сопровождения  ФГОС  ООО

       Психолого-педагогические условия реализации ООП  ООО в соответствии с п. 25 ФГОС  ООО  должны:

  1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития.  Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.

  1. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса.

          Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.

  1. Обеспечивать вариативность направления и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

               Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ

 

          К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, психологической безопасности образовательной среды и др.

Основные направления деятельности педагога-психолога

Консультирование

Диагностика

Развивающая работа

Профилактика

Коррекционная работа

Просвещение

Экспертиза

          Консультирование  (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

          Диагностика  индивидуальная и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения.

          Развивающая работа  (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знаний, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

          Профилактика – предупреждение возникновения явлении дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

           Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

          Просвещение и образование (психологическое) детей – формирование потребности в психологических знаниях, желания  использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитание на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

           Экспертиза  (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

            Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения  ФГОС  ООО

         Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Л И ЧНОСТНЫЕ:

Внутренний мир ученика постепенно меняется благодаря сформированным ценностно-смысловым установкам.

Занятия выстроены так, что…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Ученик применяет основные действия на других  занятиях в жизни. Такие действия становятся универсальным.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Ученик:

- ЗНАЕТ материал,

- ПРЕОБРАЗУЕТ информацию,

- ПРИМЕНЯЕТ на занятии.

         личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность  ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

          метапредметным, включающим освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

          предметным,  включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Коррекционно – развивающее  направление

       Цель развивающей деятельности – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

       Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

       - Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

       - Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

       - Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

        Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехничекие упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, , поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

          Структура группового занятия со школьниками.

.     Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

.      Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия , между отдельными упражнениями. Определение разминочные упражнения позволяет активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

.          Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, активизация коммуникативных способностей, динамическое развитие группы).

         Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).

.        Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах:

а)  эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и

б)    смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

          При проведении занятий используются  методы:

          .      психолого-педагогические игры;

          .      развивающие упражнения;

          . диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

          .      рисуночные методы.

          Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, психологического

комфорта, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

  Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности

школьников.

  1. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через

использование различных видов деятельности.

  1. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и

краткое резюме педагога в конце занятия.

  1. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость

медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

                Достижение умения учиться (освоить предлагаемый материал) предполагает полноценное развитие и освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Развитие познавательных учебных действий   должны отражать:

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение создавать, применять и преобразовать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  3. смысловое чтение.

Развитие коммуникативных учебных действий

         Коммуникативные действия обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

          Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение организовать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. умение осознанию использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологии;

  1. формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и проф. ориентации.

Развитие личностных учебных действий

        Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

         Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

         - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

         - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

          - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мобильный выбор.

Консультативное направление

Консультации

Контингент

Сроки

1.

 Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители,

учителя

     В      

               Г

     Т        

     Е        О

     Ч        

     Е        Д

     Н        

     И        А

     Е        

2.

Групповые консультации для ШМО основной школы

«Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»

Педагоги

3.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся.

Педагоги

4.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам).

Родители

5.

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся школы.

Педагоги

6.

Индивидуальные консультации учащихся (по запросу).

Учащихся

План

психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в 7-8 классах

7 класс

Раздели

Тематика

Кол. часов

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

Глазомер

1

2.

Внимание

Устойчивость внимания

1

Распределение внимания

1

Самоконтроль

2

3.

Память

Развитие логической и механической памяти

2

Полнота и точность представлений

2

Продуктивное запоминание

2

4.

Мышление

Обобщение и отвлечение

1

Процессы абстракции

1

Логическое мышление

2

Критичность мышления

2

Внутренний план действий

1

5.

Воля

Нравственность

2

Мой характер

2

6.

Общение

Язык эмоций и чувств (мимика)

1

Язык жестов и движений (пантомимика)

1

Сплочение коллектива

2

Мое настроение

1

Сопротивление насилию

2

7.

Коррекция учебной деятельности

Коррекция учебной деятельности

4

ВСЕГО ЧАСОВ:

34

ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

8 класс

Раздели

Тематика

Кол. часов

1.

Ощущение и восприятие

Пространственное восприятия

1

Чувство времени

1

2.

Внимание

Концентрация внимания

1

Переключение внимания

1

Самоконтроль

1

3.

Память

Продуктивное запоминание

1

Логическая память

1

4.

Мышление

Внутренний план действий

2

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

2

Проблемные ситуации

2

5.

Воля

Пресыщение

2

Человек и его характер

2

6.

Общение

Навыки коммуникативного общения

2

Сплочение коллектива

2

Вербальное и невербальное общение

2

Трудные ситуации

2

Чувства

2

Уверенность в себе

2

7.

Коррекция учебной деятельности

Коррекция учебной деятельности

4

ВСЕГО ЧАСОВ:

34

ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

.   эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

.   чувство единства, умение действовать согласованно;

.   готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

.   целостная психолого-педагогическая культура;

.   учебные мотивы;

.   устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

.   основные мыслительные операции;

.   адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

.   адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми

    Ожиданиями других;

.   нравственно-моральные качества.

    Повыситься:

.   уровень работоспособности;

.   уровень развития мелкой моторики рук;

.   уровень развития памяти;

.   уровень развития внимания;

.   уровень развития мышления;

.   уровень развития восприятия;

.   уровень развития произвольной сферы;

.   интеллектуального развития;

.   уровень развития воображения;

.   речевой активности;

.   познавательной активности;

.   уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

.   контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их

    Исправлять;

.   работать самостоятельно в парах, в группах;

.   уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза;

.   уметь выделять существенные элементы, части;

.   уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия,

    тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным

    признакам;

.   уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт;

.   использовать навыки невербального и вербального общения;

.   уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях;

.   уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;

.   уметь применять средства выразительности;

.   понимать чувства и переживания окружающих людей.

Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

        Высокий уровень – Можно поставит ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала.. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

         Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащиеся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

         Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

         Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

         Низкий уровень – Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

             

.  Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.

.  Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной

   литературы, фотографии.

.  Диагностический альбом.

.  Манипулятивные предметы (дидактический материал).

.  Компьютер, магнитофон.

.  КИТ (компьютерные игровые тренажеры).  

МЕТОДИЧЕСКАЯ  и  УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

-  Экспериментальная программа. Сборник №5 / Г.М. Касымова – А, 2002

-  Психодиагностика, коррекция и развитие личности./Н.И.Шевандрин

   М., 2001

-  Психологическая помощь школьникам с проблемами обучения./ Н.П.

   Слободяник – М., 2004

-  Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы./ Л.И.

    Акатов. – М.,2003

-  Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004

-  «Уроки психологического развития в средней школе./ Н.П.Локалова,

   -М.,2000

-  Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии./

   А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. – М.,2001

-  Психологические и для старшеклассников./ Т.Бедарева, А. Грецова. – СПБ.,

   2008

-  Психологическая диагностика отклонений в развитий детей. Методическое

    Пособие./ Л.М. Шипицыной, - СПБ., 2004.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе  след...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)...

Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного о...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...