Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Панфилова Ольга Ивановна

Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного общего образования,утвержденного приказом Министерства образования  и Науки Российской Федерации №1897 от 17. 12. 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации №1644 от 29. 12. 2014г.

Целью программы: оказание психологической помощи в выборе профессии старшеклассникам ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_rabochaya_programma.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@mos.ru

         

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР                                             Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

_______________Н.П. Чечётина                                           _____________  Л.И. Пономарева                  

«____» _________________ 2019 г.                                           «____» ______________ 2019 г.                  

                                                                                                                   

                                                                               

Адаптированная рабочая программа  «Выбор профессии» для детей с  задержкой психического развития

Педагог психолог

Панфилова Ольга Ивановна

   

        Рассмотрено на заседании МО                                               Заместитель директора по комплексной         протокол №____ от «___»______2019г                                                              

                                                                                                          Комплексной реабилитации

Руководитель ШМО____________                                              _____________Л.А. Юлкина                                                                                                                        

                                                                                                         «___»____________2019г                                                                                                                                                                                      

Пояснительная  записка

       Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными Министерства образования и науки Российской Федерации  №1644  от  29.12.2014г.

       Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие, а также воспитание  учащихся.

       Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

        Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенции и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

        В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

        Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

     

 Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС ООО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешного обучения.

        В условиях введения ФГОС ООО педагог-психолог решает следующие   задачи:

  1. Обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, соответствие их его индивидуальным возможностям;
  2. Дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  3. Принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в ее реализации;
  4. Проводит психологическое анализ и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  5. Участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  6. Прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
  7. Оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
  8. Ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
  9. Взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Рабочая программа по предметам «технологии, социально бытовая адаптация, производственно-техническое обслуживание» для учащихся с задержкой психического развития на основе

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Рабочая программа «Выбор профессии» разработана на основе документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

- учебного плана образовательного учреждения.

Программа «Выбор профессии» рассчитана на 1 год (в зависимости от заключения ЦПМПк г. Москвы). Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю). Продолжительность занятий от 20-40 минут, с динамической паузой по временным нормативам наполняемости групп при выполнении коррекционно-развивающей работе.

Особое место в условиях нашего общества занимают задачи развития федеральной системы профессиональной ориентации, в том числе и путем организации ее специализированных служб, призванных оказывать молодым гражданам гарантированный минимальный уровень социальных (профориентационных, консультационных) услуг, содействовать в удовлетворении их информационных потребностей, оказывать молодежи психологическую помощь.

Экономические трудности последних лет и рост семейного неблагополучия существенно обострил проблемы детства в нашей стране, многие семьи оказались за чертой бедности, что существенно повлияло на их эмоционально-психологический климат.

Профессиональная ориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.

Основными методами профессиональной ориентации являются:

-информирование индивидуальное, групповое,  массовое,  непосредственное (лекция, беседа), опосредованное(средствами массовой информации);

Характеристика проблемы

Особое место в условиях нашего общества занимают задачи развития федеральной системы профессиональной ориентации, в том числе и путем организации ее специализированных служб, призванных оказывать молодым гражданам гарантированный минимальный уровень социальных (профориентационных, консультационных) услуг, содействовать в удовлетворении их информационных потребностей, оказывать молодежи психологическую помощь.

Экономические трудности последних лет и рост семейного неблагополучия существенно обострил проблемы детства в нашей стране, многие семьи оказались за чертой бедности, что существенно повлияло на их эмоционально-психологический климат.

Профессиональная ориентация-это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда.  

Основными методами профессиональной ориентации являются:

-информирование индивидуальное, групповое,  массовое,  непосредственное(лекция, беседа),опосредованное(средствами массовой информации);

-психологическое и медицинское консультирование;

-различные педагогические методы.

Изучением индивидуально-психофизиологических особенностей учащихся в

связи с выбором профессии занимались многие ученые:

Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын К.М. Гуревич, В.С. Клягин, Н.С. Лейтес,

   

Профессиональная консультация строится как процесс сотрудничества

между психологом и учащимся. В зависимости от степени  

сформированности профессиональных планов, уровня развития способностей

и склонностей, успешности обучения учащиеся нуждаются в разных видах консультаций:

-экспрессконсультация,информационно-справочная консультация, 

-диагностическая консультация;

-смешанная консультация

 

  Выделяется несколько этапов  профессиональной консультации:

1.Констатирующий (определение стадии профессионального плана

учащегося

2.Диагностический (диагностика интересов, склонностей, индивидуально-

психофизиологический особенностей;

3.Поисковый (разработка плана подготовки учащегося к профессии);

4.Коррекционный (разработка рекомендаций по самовоспитанию, коррекции

и развитию необходимых качеств);

5. Собственно консультационный (разработка стратегии и тактики проведения бесед с учащимися, распределение их во времени

сюда входит диагностическая, коррекционная и собственно консультативная

деятельность(информационно-справочный вид консультации)

Смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в  активизировании стремления школьников к самопознанию  и  

самосовершенствованию.  Диагностико  -коррекционная работа психолога   заключается в подготовке   учащихся к профессиональному будущему путем   направленного   формирования необходимых качеств, свойств личности.

Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое

воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и

личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных

отношений 11,с.217

Психодиагностическое обследование должно помочь  учащимся лучше

узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать

стремление работать над собой. Методы психологической диагностики могут

быть  использованы для выявления интересов,

способностей, психофизиологических особенностей учащихся на начальном

этапе работы ребенка с профконсультантом.

Вводная часть

Цели и задачи программы.

Цели: в результате включения детей среднего и старшего школьного возраста в различные виды трудовой деятельности и целенаправленной профориентационной работы, обеспечить решение проблемы личностного роста детей с ограниченными возможностями, помочь определиться с выбором профессии и определить свою профпригодность.

Задачи:

1.Оказание помощи в  формировании навыков личной гигиены и самообслуживания у детей среднего и старшего школьного возраста.

2.Организовать психологическую помощь детям в выборе профессии и своей профпригодности.

3.Обеспечить реализацию плана занятий в мастерских с целью выработки общетрудовых навыков и умений.

4.Организовать профессиональную подготовку детей по двухступенчатой схеме работы.

Содержание программы и пути ее реализации.

Программа подготовки состоит из двух ступеней: допрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки.

Допрофессиональная подготовка

Программа допрофессиональной подготовки предназначена для детей до 14 лет. Целью данной программы является формирование основ положительной мотивации к труду. А также предоставление в опыте необходимых общетрудовых навыков и умений.

1.Формирование навыков личной гигиены.  Основной задачей которого является ознакомление ребенка с правилами личной гигиены и автоматическое закрепление навыков на практике с опорой на положительную мотивацию.

2.Формирование навыков самообслуживания. Эти два блока взаимно пересекаются и дополняют друг друга. На этом этапе дети имеют возможность включения в различные виды хозяйственно-бытового труда (уход за животными и птицами в живом уголке, ремонт собственной одежды и т. д.).

3.Непосредственное обучение в мастерских. Дети включены в занятия по интересам, где приобретаются общетрудовые навыки и умения. (Работа с простейшими материалами и инструментами).

Профессиональная подготовка.

Возраст детей с 14 лет и старше.

Дети обучаются определенным профессиональным навыкам, параллельно знакомясь с профессионально важными качествами профессий, профессиографическими материалами вместе с психологом.

Обучение проводится по следующим специальностям:

1.Машинопись на компьютере.

3.Швейное дело.

4.Вязание.

Вторая ступень профессиональной подготовки.

Профориентационная работа включает в себя предварительную диагностику интересов и склонностей детей и последующее психологическое сопровождение на протяжении всего цикла обучения. Контрольный срез данных по определению объема и качества знаний и умений будет осуществляться на каждом этапе подготовки.

Психологическое сопровождение

Включает: оказание помощи в выборе профессии, т.е. определение и выявление склонностей и интересов в процессе выбора профессии, работа с профессиографическими материалами, помощь психолога в принятии решения в выборе профессии, составление личного профплана, развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у детей среднего и старшего школьного возраста.

Диагностика.

Направлена на изучение факторов, имеющих непосредственное отношение к профессиональному самоопределению социальной ситуации ребенка, уровню его интеллекта, личностных качеств, интересов,

склонностей и способностей, мотивации профессионального выбора. Для этого используются методы беседы, анкетирования, наблюдения, анализ результатов деятельности детей, естественный и лабораторный эксперименты (имеется в виду индивидуальная и групповая диагностическая консультация). Заводится картотека на каждого оптанта.

Мотивация.

На практике это второй уровень профессиональной консультации.

Посвящен повторной диагностике и выявлению уровня усвоения ребенком полученных знаний (Опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н.).

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

1.        В результате проведенного цикла занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, расширяются границы принятия себя и других, увеличивается спектр поведенческих реакций, совершенствуются навыки общения и принятия решений, навыки самопрезентаций и уверенного поведения, полученные в ходе тренинга.

2.        Формирование общетрудовых навыков и умений, как необходимого элемента культуры труда и освоения профессии.

3.        Получение детьми первичной профессиональной подготовки, позволяющей детям продолжить профессиональное обучение на более высоком уровне.

4.        Коррекция развития, поведения и социальной реабилитации в процессе трудовой деятельности.

5.        Переориентация детей на позитивные ценности для успешной адаптации в социуме и интеграции в общественные структуры.

Заказчиком программы «Выбор профессии» являются в первую очереди те люди, которые заинтересованы в подобного рода услугах: дети и родители детей, педагоги, работающие с детьми.

Исполнитель и разработчик программы «Выбор профессии»:

Заведующий отделением «Психолого-педагогической помощи» педагог - психолог Панфилова О.И.

Взаимодействие с другими ведомствами:

- Московский областной центр профессиональной ориентации и

  психологической поддержки молодежи;

- ГУ «Центр «Семья»;

-ГБОУ ТРОЦ « Солнышко»

- Муниципальный Центр дополнительного образования детей

  «Бабенская игрушка»;

Сроки реализации: индивидуально. Программа не требует больших материальных затрат. Для реализации программы необходима неделя рабочего времени, 68 академических часов, по 2 часа в неделю, с динамической паузой.

Формы контроля за исполнением программы: диагностические срезы данных до проведения программы и после с коррекцией методов работы особенностей их подачи для разных возрастных категорий детей

Часть первая.

Содержание программы

        Программа «Выбор профессии» представляет собой цикл занятий, на которых подростки знакомятся с многообразием мира профессий и классифицируют, уточняют свои интересы и склонности, соотносят их с требованиями конкретной профессии, а также учатся составлять и корректировать личный профессиональный план или (развивают способность к целеполаганию и ведению временной перспективы).

        В ходе этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального самоопределения. Выбор становится более осмысленным, благодаря соотношению знаний о себе и мире профессий.

        Данная программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Форма проведения

Занятия проводятся в виде тренингов и в виде уроков, включающих в себя элементы бесед и лекций, в ходе которых старшеклассники в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведению; сюжетно-ролевые игры и дискуссии, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.

        Занятия проходят два раза в неделю по одному часу (1+1).

Тренинги могут проводиться до и после основного цикла занятий по программе.

         Форма проведения занятий предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Программа двух уровней подразумевает разницу в подборе диагностического аппарата, методике подачи материала, временном режиме.

Программа «Выбор профессии»» состоит из двух частей.

Тематика занятий представленная ниже относится к первой части.

Тематика занятий

  1. Склонности и интересы в выборе профессий.
  2. Классификация профессий.
  3. Профессии типа: «Человек – техника», «Человек – знак», «Человек – природа», «Человек – искусство», «Человек – человек».
  4. Ошибки в выборе профессий. Формула профессии. Что такое профессиограмма.
  5. Способности и профессиональная пригодность.
  6. Личный профессиональный план. Самопрезентация (или) развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у детей с ограниченными возможностями.
  7. Тренинговые занятия «Учимся общению».

Цели и задачи программы

Цель:

Создание реабилитационной среды, способствующей личностному развитию детей.

Задачи:

Оказание помощи в социальной и профессиональной адаптации, путем

актуализации процесса профессионального самоопределения благодаря получению знаний о себе, о мире профессий и их соотнесению.

Повышение уровня психологической компетенции детей, расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; побуждение потребности в самосовершенствовании.

                                                                                                                                

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

1

Диагностика.

8

Анкетирование детей с целью изучения профессиональных интересов.

2

Склонности и интересы в выборе профессий

10

ознакомление с понятиями «Интересы и склонности», определение интересов и склонностей учащихся, способы управления интересами и склонностями.

Практическая работа. Методика «Карта интересов».

3

Профессии типа: «Человек-техника», «Человек-знак»,

« Человек –природа», «Человек –искусство», «Человек-человек».

10

дать представление о многообразии мира профессий и его классификаций; определить степень информированности учащихся о мире профессий и их направленность.

Игра «Аукцион», цель которой - актуализация имеющихся знаний о профессиях.

познакомить ребят с профессиями данного типа и профессионально важными качествами.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку.

Детям необходимо объяснить, что есть такое понятие как профессиограмма,

4.

Ошибки в выборе профессии. Формула профессии. Что такое профессиограмма.

10

осознание возможности ошибок и их последствий; знакомство с правилами грамотного выбора профессии, обучение навыкам составления профессиограмм, развитие аналитического мышления и навыков работы в группе.

Что же такое ошибка?

1.Неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), недостаточная самостоятельность выбора в принятии решений.

2. Недостатки знаний. Опыта, информированности о существенных недостатках выбора. Далее дети приглашаются к ведению дискуссии.

5.

Способности и профессиональная пригодность.

10

Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО)

Е. А. Климова

Факторы, воздействующие на здоровье

Примеры профессий или видов деятельности, сопровождающихся ими.

медицинские противопоказания; требования к человеку; пути получения профессии. Далее предлагаются детям следующие задания:

6.

Личный профессиональный план.Самопрезентация или развитие временной перспективы и способности к целеполаганию у детей с ограниченными возможностями.

10

книги «Как выбирать профессию» Е. А. Климова, «Выбирайте профессию» Е.Н. Прощицкой, «Для тебя и о тебе» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого и другие.

Практические  задания

обобщение и систематизация полученных знаний;

Обучение правилам составления личного профессионального плана.

Для построения твоего личного профессионального плана необходимы следующие знания, понятие профессиональный план:

  1. Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).
  2. Цепочка более  ближних и дальних целей.
  3. Пути и средства достижения ближних и дальних целей.
  4. Внешние условия достижения целей.
  5. Внутренние условия достижения целей.
  6. Запасные варианты и пути их достижения.

7.

Тренинговые занятия «Учимся общению»

10

Анкетирование

Критерии ответов

              Литература

  1. Р. Брэй, «Как жить в ладу с собой и миром».
  2. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, «Словарь-справочник по психологической диагностике».
  3. Ж. Годфруа, «Что такое психология».
  4. А.К.Дусавицкий, «Формула интереса»
  5. Е.С.Жариков, Е.Л. Крушельницкий, «Для тебя и о тебе».
  6. С.В.Кривцова,Е.А.Мухаматулина,«Навыки конструктивного взаимодействия с подростками».
  7. В.Д. Карандашев, «Как избежать стресса».
  8. Е.А. Климов, «Как выбрать профессию».
  9. Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, «Выбор профессии».
  10. В. Либин, «Применение графической психодиагностической методики в профориентационной работе».
  11. «Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка»
  12. Е.Н. Прощицкая, «Как выбирать профессию».
  13. Н.С. Пряжников, «Карточные профориентационные методики»
  14. Н.С. Пряжников, «Игровой метод в профориентации»
  15. Л.А. Петровская, «Компетентность в общении».
  16. А.М. Прихожан, «Психология неудачника».
  17. О. Романова, О. Потемкина, «Графические методы в психодиагностике».
  18. Г.В. Резапкина, «Я и моя профессия».
  19. К. Рудестам, «Групповая психотерапия».
  20. Д. Снайдер, «Курс выживания для подростков».
  21. Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров, «Психология саморазвития».
  22. Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, «Психотренинг: игры и упражнения»

                                                                                           

      Приложение 1.

Работа по профориентации с детьми 7, 8 ,9-х классов ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко» 2018 год.                  

                                                                                   

   Приложение  2.

Результаты, анализ эффективности реализации программы.

Результаты развития профессиональных интересов  до прохождения коррекционной программы

 «Выбор профессии», по методике

«Опросник профессиональной готовности»

Л.Н.Кабардовой. (рис.1.)

                                                 

Сумма баллов по сферам «Человек-знак», «Человек-Техника» значительно ниже, чем  «Человек-Художественный образ».  «Человек- человек»

Дети мало начитаны, низкий уровень осведомленности в профессиях, вызывает у детей страхи  и неуверенность в себе и своем выборе. Занятия по программе «Выбор профессии» включает в себя не только диагностику, но  и работу с профессиографическим материалом, справочные консультации

Результаты развития профессиональных интересов после прохождения коррекционной программы

 «Выбор профессии», по методике

«Опросник профессиональной готовности»

Л.Н.Кабардовой.  (рис.2.)

После прохождения коррекционной программы заметно выросли показатели по всем сферам профессиональной деятельности особенно сферы: «Человек – художественный образ»    и «Человек-человек». Дети с улыбкой стали  интересоваться разными профессиями, знакомиться с профессиограммами, строить профессиональный план, делать профессиональный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе  след...

Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития для 5 – 9 классов

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды....

Рабочая программа "Выбор будущей профессии"

Рабочая программа по курсу «Основы выбора профессии школьников» разработана на основе ФГОС ООО с учётом Примерной программы основного общего образования и авторской программы «Твоя п...

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (5-6 классы)

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету "основы духовно-нравственной культуры народов России" (5-6 кл.)...

Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная  индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9  класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...