«Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма»
статья

Карапетян Александр Арташевич

        Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма»

Педагог-психолог А.А. Карапетян

     Проблема реабилитации  детей аутистов  очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, то  это положение не требует особых доказательств.

        Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения.

(– Важное условие для установления продуктивного контакта. Важное, но недостаточное.
Чтобы общение стало действительно ценным и для педагога, и для аутиста, учитель должен одновременно находиться в двух мирах – «аутичном» и «обычном». Если он будет только в «обычном» мире, то не сможет  понять ребёнка, и он откажется с ним взаимодействовать.
А если застрянет  в «аутичном» мире, то не сможет  проводить клиента в «обычный» мир.).

Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися  характеризуют такие черты, как:

 - целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом);

 - системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время);

- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом);

- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

В основу коррекционной работы с детьми-РДА, положены следующие принципы:

( обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка)

- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);

- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);

 - принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

Задачи:

      проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка и дальнейшего  оптимального образовательного  маршрута;

      формирование коммуникативных навыков;

      развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

      формирование социально-приемлемого поведения;

      содействие в адаптации ребёнка к коллективу сверстников;

      формирование  и развитие  высших психических функций ребёнка;

      развитие познавательной деятельности и речи;

      оказание психологической и  педагогической помощи   семьям, имеющим ребёнка с расстройствами аутистического спектра.

Структура психолого-педагогического процесса коррекции детей с РАС включает следующие  этапы:

1. Психолого-педагогическая диагностика:

         выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка;

         определение уровня психического развития;

         определение программы обучения в соответствии с возможностями и способностями ребенка с РАС;

         составление рекомендаций для формирования индивидуальной коррекционной программы обучения и воспитания ребенка.

2. Психологическая коррекция:

         установление контакта со взрослыми;

         смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

         стимуляция   психической   активности,   направленной   на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

         формирование целенаправленного поведения;

         преодоление   отрицательных   форм   поведения (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);

     ▪         формирование коммуникативных навыков и социализация ребенка  

               в обществе.    

       

3. Педагогическая коррекция:

         формирование навыков самообслуживания;

         пропедевтика обучения детей дошкольного возраста (коррекция   специфического   недоразвития восприятия,   моторики,   внимания,   речи;   формирование   навыков изобразительной и творческой деятельности);

         формирование универсальных учебных действий;

         формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения;

         реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.

4. Медикаментозная коррекция: 

поддерживающая психофармакологическая  и общеукрепляющая терапия, использование специальной элиминационной диеты.

5. Работа с семьей:

         психотерапия членов семьи;

         ознакомление родителей с особенностями психологического развития ребенка;

         составление   индивидуальной   программы   воспитания   и   обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

         обучение   родителей   методам   воспитания   аутичного   ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

При проведении комплексной коррекции и реабилитации детей с РАС нужно придерживаться некоторых правил.

1.     При установлении контактов следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций.

 2.     Первые контакты с ребенком необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Постепенно нужно увеличивать число таких положительных моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями, что общение с человеком — интереснее и полезнее.

3.     Работу по восстановлению у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.

4.     Эмоциональные контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном количестве ребенок может вновь отказаться от общения.

5.     На начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.

6.     Следует формулировать свою просьбу или задание четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если ребенок не реагирует на нее, следует выполнять задание вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции.

7.     При обучении аутичного ребенка необходимы: четкая схема действий, зрительная опора, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.

8.     Очень важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать не более 10 минут.

9.     В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения.

10. Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой или инструкцией.

11. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях.

12. Близких не должно огорчать и раздражать то, что ребенку, казалось бы, уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация.

13. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Успех социальной адаптации ребенка с РАС, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей и всех специалистов.

Литература.

1.     Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

2.     Аутизм: Практические рекомендации для родителей. – М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

3.      Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – М.: Издательство: Теревинф, 2009 г.

4.     Брюс Л. Бейкер,  Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Издательство: Теревинф, 2002.

5.     Доман Г.  Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. – М.:  Издательство: Теревинф, 2007 г.

6.     Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

7.      Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье.– СПб, 1996.

8.     Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

9.     Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. – М.: Просвещение, 1989.

10.  Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

11. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

12.  Морозова С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Серия: Коррекционная педагогика. – М.:  Издательство: Владос, 2007.

13. Морозова Т.И., Морозов С.А.  Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. – М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

14. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

15. Шипицина Л.М. Детский аутизм. – СПб., 1997.

16. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.– СПб: Изд-во "Дидактика Плюс", 2002.

17. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. - Мн.: БелАПДИ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...

Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом

Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"

В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены  причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...

Статья. Дети с расстройствами раннего детского аутизма.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма....