Уход в себя или срыв ребенка с РАС
материал

Швырева Надежда Александровна

Уход в себя или срыв ребенка с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uhod-v-sebya-i-sryv_razlichiya.docx505.87 КБ

Предварительный просмотр:

«уход в себя» и «срыв» у детей с РАС:

сходства и различия

Дети с расстройством аутистического спектра часто относятся к миру как к чему-то хаотичному и, соответственно, пугающему. Они очень ярко переживают эмоции и часто не имеют над ними никакого контроля.

Часто эмоции всецело овладевают  ребенком с РАС, подобно морской волне. Это даже можно сравнить с цунами. В результате ребенок чувствует себя беспомощным, а его тревожность только усиливается. Такие сильные эмоции по поводу поступающих из внешнего мира раздражителей приводят к невероятным сенсорным перегрузкам и срывам.

Что еще хуже, дети с РАС обычно тяжело отходят от таких периодов потери самообладания. На практике это означает, что срывы могут повторяться вновь и вновь. На то, чтобы полностью прийти в себя, таким малышам требуется достаточно продолжительное время. Взрослые часто думают, что, когда ребенок затих, с ним все в порядке. На самом деле, эмоции все еще остаются внутри него.

Вот мой совет родителям и педагогам, которые взаимодействуют с детьми с расстройством аутистического спектра: возьмите за правило не предъявлять к малышу повышенных требований и не нагружайте его поручениями и занятиями как минимум 2-3 часа после срыва.

Нервная система многих детей с РАС очень хрупка и подвержена постоянному воздействию химических веществ-трансмиттеров стресса. Дети с РАС вынуждены чрезвычайно напрягать свою нервную систему, чтобы выполнять предъявляемые повседневной жизнью требования, связанные с сенсорной сферой, общением с другими людьми и выполнением простых логических действий.

Количество веществ-индикаторов стресса растет, пока не достигнет критической точки, за которой ребенок больше не может справляться с нагрузками. Порой аутичные дети даже не ощущают приближения потери самообладания. Со стороны кажется, что они рыдают из-за сущих пустяков – но на самом деле, это последняя капля, которая переполнила чашу.

Потери самообладания выглядят пугающе и непредсказуемо. Когда агенты стресса достигают критической точки, срабатывает древний инстинкт «бейся или беги», из-за чего возбуждающие вещества начинают выделяться организмом в огромных количествах.

Однако если агенты стресса возрастают медленно, у некоторых детей с РАС мозг начинает отключаться от излишней стимуляции, чтобы избежать перегрузки. Ребенок уходит в себя, чтобы уменьшить до минимума дискомфортный контакт с внешним миром. Такие дети часто кажутся очень спокойными, но чуть оглушенными, безответными или «не от мира сего».

Такое порой случается в садике, или на занятиях в детских развивающих центрах, когда нагрузка растет с числом прошедших занятий: тогда ребенок перестает замечать все вокруг, начинает стимулировать себя повторяющимися монотонными движениями или  кладут головы на стол, либо идут и ложаться на кровать/мат/ковер и засыпает. Это знак того, что ребенок перегружен информацией и общением с миром.

К сожалению, педагогам и родителям может показаться, что малыша в таком состоянии нужно стимулировать активнее, и учителя/родители начинают «давить» на ребенка, пытаются растормошить, привлечь к каким-то занятиям.

На самом деле нужно снизить нагрузку и дать малышу время на восстановление.

C:\Users\1\Desktop\Флоренс Найтингейл\статья март 2.png

Представленная таблица показывает, как ребенок с РАС реагирует на постепенное нарастание трансмиттеров стресса.

Аутизм – это бионеврологическое расстройство, которое делает нервную систему особенно хрупкой. То, что для нас кажется не требующим никаких усилий (сенсорные сигналы, общение, умственный труд) детям с РАС тяжело и тягостно:

  • Если стресс накапливается медленно, то возможен уход в себя.
  • Если быстро – срыв и потеря самообладания.

Дети с аутизмом часто плохо распознают сигналы своего тела, поэтому не могут, подобно нейротипичным детям, вовремя остановиться и сделать паузу. Это всегда нужно держать в уме при общении с ними.

C:\Users\1\Desktop\Флоренс Найтингейл\к статье.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Рекомендации для родителей "Как нужно вести себя с агрессивным ребенком"

Первым делом нащупать все болевые точки в семьеНормализовать семейные отношенияЛиквидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражаетПринимать ребенка так...

Рекомендации для родителей "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"

В рекомендациях рассмотрены основные принципы, на которых должно строится общение с агрессивными детьми....

консультация для педагогов на тему Как вести себя с гиперактивным ребенком!"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать?Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импул...

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агресивности"

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Памятка для классных руководителей содержит правила экстренного вмешательства в конфликтную ситуацию с проявлением агрессии, типы агрессии у детей и способы построения оптимальных отношений с ними....

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ» РЕБЕНКОМ?

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача педагог...