Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»
план-конспект

Коркина Наталья Николаевна
Детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно запоминать даже маленькие стихотворения. Чтобы дети не боялись запоминать тексты на слух, я в своей работе использую элементы мнемотехники. Так как у многих детей дошкольного возраста мышление наглядно – образное, то схемы и специальные символы они тоже плохо «расшифровывают». Предлагаю Вашему вниманию старый, но проверенный приём - самим стать «художниками – иллюстраторами». Вы подбираете нужное стихотворение, выбираете главных героев и основные события (или характеристики героя). Рисуете на бумаге условные обозначения. Если есть талант к изобразительной деятельности, то рисуете сами. Если нет – Вам в помощь интернет – ресурсы. Находите в интернете нужный рисунок (раскраска…), распечатываете и у вас готовы подсказки. Можно сопровождать рисунок и рассказывание произведение условными движениями, жестами, мимикой. Мои дети среднего дошкольного возраста с ОВЗ не боятся отвечать у доски, чувствуют ситуацию успеха, у них развивается общая моторика, все виды памяти, обогащается словарный запас. На свои занятия я приглашаю родителей, которые с удовольствием учат стихи вместе с нами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_srednyaya_gruppa1.docx786.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка  - детский сад № 6 первой категории»

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим  миром и развитию  речи

(средний  дошкольный возраст

коррекционная группа)

Тема: «Насекомые»

Подготовила: Коркина Н. Н.

учитель - дефектолог

Чебаркуль, 2019

Конспект НОД

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид НОД: по ознакомлению с окружающим  миром и развитию  речи.

Возраст детей:  средний дошкольный возраст (коррекционный)

Тема: «Насекомые».

Интеграция с другими образовательными областями: социально  - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Цели и задачи НОД:

Познавательное  Систематизировать представления детей о многообразии насекомых Южного Урала.  Развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, все виды памяти, произвольное внимание. Развивать наглядно – образное мышления, операции  сравнения, обобщения. Способствовать  развитию воображения, фантазии.

 Социально – коммуникативное развитие  Р.К.  Воспитывать бережное отношение к живой природе (растениям, насекомым). Подвести к мысли о том, что  насекомые – живые существа, они  нуждаются в защите и помощи  человека. Обратить внимание детей на  то, что насекомые могут приносить пользу и вред. Учить  детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.

Речевое развитие  Обогащать пассивный и активный словарь по теме «насекомые». Используя элементы мнемотехники, учить детей понимать содержание  произведения с  помощью дополнительных вопросов, рисунков – схем, мимики, жестов. Поощрять речевые высказывания воспитанников, развивать  чувство ритма, желание рассказать несколько строк с выражением. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; отвечать на вопросы полными предложением.    

Художественно – эстетическое развитие. Продолжить знакомить  детей с русским  фольклором на примере потешки  «Божья коровка, улети на небо…».  Познакомить дошкольников  с произведением В. Бирюкова «Жук проснулся». Объяснить детям, что каждое насекомое по – своему красиво, необычно.

Физическое развитие.  Развивать мелкую и общую моторику. Уточнить правила безопасного поведения в природе (укус комара, клеща, осы).

 Оборудование  и демонстрационный материал  для педагога: карточки с изображением насекомых (пчела, бабочки, жука,  пчелы, мухи, кузнечика, комара); произведение В. Бирюкова «Жук проснулся»; рисунки – схемы к потешке про  божью коровку и жука, увеличенная «зашумлённая картинка» с изображением  жука и  бабочки.

 Для детей: «зашумлённые картинки» с изображением  бабочки и жука, чёрно – белый рисунок с  травой и божьими коровками, наклейки»бабочки», цветные карандаши.

Подготовительная работа: наблюдение  на  прогулке за жизнью муравьёв, мух, бабочек; уточнение представлений о многообразии насекомых в нашей местности. Наблюдение  за явлениями, происходящими в живой и неживой природе с приходом весны. Чтение произведения  К. Чуковского «Муха – цокотуха», беседа по содержанию прочитанного; рассматривание  открыток с изображением  насекомых, подборки детских журналов «Лунтик».

Примечание: детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно соотнести  настоящих живых насекомых с насекомыми, изображёнными на картинках и открытках.  По – этому, мы с детьми   снача рассматриваем насекомых, которые встречаются в жизни  детей (комар и комариный укус, мёд и  пчела, вредная муха, бабочка на  цветке).  Только после этого  мы переходим  к  изучению открыток и  детским журналам. У моих воспитанников  страдают все виды памяти, к нам  на помощь приходят сказочные герои из  мультфильма про Лунтика. (Пчела – баба Капа, божья коровка – Мила, червяк – Корней Корнеич, кузнечик – Кузя). Я советую родителям вместе с детьми  смотреть 1 – 2 серии  поучительного  мультфильма о жизни  насекомых, о дружбе и хороших  поступках.

  Ход  занятия

1. Сообщение   темы занятия. Систематизация представлений о весне.

Дефектолог: -Посмотрите в окно, какое время года наступило?  (Поздняя весна). Какие приметы поздней весны  вы заметили  по дороге в детский сад? (Ответы  детей). Молодцы. (Можно предложить  вниманию детей  карточки  или схемы с  изображением  весны.)

2. Уточнение представлений о насекомых. Развитие долговременной  памяти (слуховой, зрительной, тактильной).  

Дефектолог: - Как одним словом назвать комара, бабочку, жука, пчелу? - «Насекомые». (При ответах детей на доску выставляются карточки с изображением насекомых. Педагог  обращает внимание детей на то, что  это не настоящие живые насекомые, а  их увеличенные изображения:рисунки, муляжи  или фотографии.)  

- Где живут насекомые? (В траве,на деревьях, на кустах, на цветах, в песке).  - Что кушают насекомые? (Дети среднего дошкольного возраста с ОВЗ не всегда понимают слово «питаются», поэтому  лучше использовать другие слова и выражения.)

3.Упражнение на развитие  слухового внимания и памяти.

Дефектолог: – А сейчас  проверим, какие вы внимательные. Я называю насекомых, когда скажу  слово «жук», вы хлопаете те в ладоши и изображаете е жужжание жука Ж-Ж-Ж.  (Задание можно усложнить: называть не только насекомых, но и животных. Услышав название насекомых, дети  хлопают в ладоши, при слове «жук» - жужжат  как жуки. Можно хлопать  в ладоши   и  пищать как «комар» звук З –З- З. Всё зависит  от  того, какой  согласный  звук  поставлен и автоматизирован у детей.)

4.Развитие зрительного восприятия и внимания.  Зашумлённые картинки.  

D:\ЗАГРУЗКИ\img29_32.jpg

Дефектолог: - Перед вами картинки с насекомыми. Какие насекомые «спрятались?» (Перед  детьми на столах карточки с изображением  жука и  бабочки. У педагога на доске увеличенное изображение  такой же картинки.Дети называют насекомых. Если позволяет время, то можно предложить воспитанникам  обвести по контурам цветными карандашами бабочку или  жука.)

5.Развитие наглядно – образного  мышления. Отгадывание загадки про жука.

Дефектолог: -  О каком насекомом говорится в  загадке?

Он рогатый  и усатый,

Разноцветный, шестилапый,

Может ползать и летать,

И жужжать, жужжать, жужжать.

Педагог выставляет карточку с изображением  жука. В процессе чтения загадки можно показывать на себе «рожки», «усы», «много ног», «крылья».  Используя эти движения детям легче  отгадать загадку.

6. Первичное чтение стихотворения «Жук проснулся» В. Бирюкова с рассматриванием  иллюстрации в книге. Педагог показывает иллюстрацию из книги и одновременно читает наизусть  стихотворение:

Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.

7. Беседа по содержанию прочитанного.

- О каком насекомом  рассказывает автор?  - Что сделал жук, когда проснулся?  - Как вы понимаете слово  «встряхнулся»? (Можно показыть в движении.) – Какие части  тела и головы он помыл? (Объясняем детям, что  у человека – «живот», а у  насекомого- «брюшко». Предварительно  проводим работу  по  значению слова «роса».)

8. Развитие слуховой, двигательной, зрительной памяти, произвольного внимания. Заучивание стихотворения.

- Сегодня мы с вами выучим (запомним)  стихотворение  про жука, а помогут нам  рисунки - схемы. Педагог медленно читает каждую строчку стихотворения и  вывешивает на доске   рисунки – схемы.

Под листочком
Жук проснулся, (Рисунок с изображением спящего  жука и листочка над ним.)
  -Под чем спал жук?

- Кто внизу: жук или  листочек?

http://www.clipartbest.com/cliparts/bcy/xa5/bcyxa5ezi.jpg

D:\ЗАГРУЗКИ\4b1b9e055ff68058d4de5b49292980de.jpg

Потянулся и встряхнулся, (Проснувшийся жук и  две стрелки  вверх – вниз.)

- В каком  настроении жук проснулся? (в весёлом)

- Что жук сделал? (Потянулся – потягиваемся – стрелка вверх; встряхнулся – потряхиваем кистями рук – руки вниз)

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska_zhuk22.jpg

Брюшко, нос, глаза, усы (Показываем на рисунке  у жука брюшко, нос, глаза, усы.)

(Покажите, где у вас брюшко – живот, нос, глаза, усы?)
Вымыл капелькой росы.  (Рисунок с изображением  жука, травы и капельки росы).

Что такое роса? (капелька воды)

D:\ЗАГРУЗКИ\1020093_html_139959cc.png    D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska_zhuk22.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\c2cb3eaf2ed210edce538fa237e7ef6c--coloring-pages-for-girls-free-coloring-pages.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\c2cb3eaf2ed210edce538fa237e7ef6c--coloring-pages-for-girls-free-coloring-pages.jpg

8. Развитие слуховой памяти.  Рассказывание стихотворения наизусть: дети вместе с педагогом, по «желанию» у доски,  индивидуально каждым ребёнком,  родителями. (Дети очень  любят рассказывать стихотворения у доски, они пользуются указкой, показывают  нужные картинки. Главное, они не боятся сделать ошибку, не испытывают  страха перед неправильным ответом. Обязательно нужно похвалить каждого воспитанника.)

9. Развитие  наглядно – образного  мышления. Загадка о божьей коровке.

Она на  солнышке сидит,

И усами шевелит.

Красная спинка в чёрную точку,

Кто   пасётся на листочке?

– Правильно, это  божья коровка (на доске – карточка с изображением  божьей коровки).

10. Дефектолог: -  Когда ваши родители были маленькими, они пели песенку про божью коровку.  Давайте    попросим   их спеть. (Поют заранее подготовленные родители.  Если на занятии нет родителей, можно включить  аудиозапись или спеть самой):

      Божья коровка

      Улети на небо,

      Там твои детки

      Кушают конфетки,

      Всем по одной,

      А тебе ни одной...

11. Разучивание  песенки с помощью  рисунков – схем. (Дети по – разному воспринимают цветные иллюстрации   в рисунках - схемах. Кто – то отвлекается  и застревает на деталях;  кто – то интересуется сюжетом.  Моим детям легче запоминать  чёрно – белые изображения, но  божья коровка напечатана на красной бумаге, облака – на синей.   Остальные картинки – черно – белые.  А первое стихотворение про жука было в цветном изображении, там важно было привлечь  внимание детей к зелёному листочку, весёлому жуку и к голубой капле росы.)

Божья коровка улети на небо

(Рисунок  божией коровки и облаков.)

                                                       D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska-nebo40.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\1504732626_raskraski-zhivotnyh-nasekomye-14.jpg

Там твои детки

(Две весёлые маленькие  божьи коровки.)

D:\ЗАГРУЗКИ\22955.jpg

 Кушают конфетки.

(Две конфетки)

D:\ЗАГРУЗКИ\raskraska_konfeti25.jpg

Всем по одной,

 А тебе ни одной...

(Одна конфета и цифра 1).

https://nameorigin.ru/assets/i/ai/4/1/9/i/2807859.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\food-coloring-pages-candy1.jpg

12.  Развитие всех видов памяти, внимания, речи.

Рассказывание стихотворения наизусть: дети вместе с педагогом, по «желанию» у доски,  индивидуально каждым ребёнком, по командам «мальчики» - «девочки». (Так как  в подгруппах по  пять – шесть  воспитанников, то  у дефектолога есть возможность  спросить  каждого  ребёнка.)

13. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.  D:\ЗАГРУЗКИ\SbAG8oGxO78.jpg

 Дефектолог: - Перед вами карточки с божьими коровками. Посчитайте, сколько  божьих коровок на рисунке (пять).  Раскрасьте  их красным карандашом. Посмотрите, у божьих коровок есть подружки – бабочки. Возьмите по  одной бабочке – наклейке, отклейте специальную бумагу и   «посадите»  бабочку на травку. (Если время позволяет – дети раскрашивают зеленым карандашом   траву. Если времени  нет – задание можно предложить  выполнить дома).

14. Итог занятия – Сегодня на занятии мы учили  стихотворения про  насекомых.  Какое стихотворение понравилось больше всего?  Кто  может рассказать  стихотворение  без  схем – опор? (На первый вопрос отвечает каждый ребёнок, на второй – по желанию.) Дефектолог предлагает  воспитанникам дома  рассказать эти стихотворения членам семьи.

Используемая и цитируемая литература

1.Бирюков, В.,  Жук проснулся. – СПб «Издательство "Речь"»

2. Народный фольклор  (автор  неизвестен) Божья  коровка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу  "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в  группе компенсирующей направленности  для детей с задержкой психического развития старшего ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет с ЗПР по теме "Дикие животные"

Конспект к презентации. Расширение и углубление знаний детей с ЗПР по теме "Дикие животные"...

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто

В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...