Деятельность учителя-логопеда в условиях обновления образования.
статья


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logopediya.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Демченко Людмила Николаевна,

                                                                                           учитель-логопед,

                                                                                           ГБОУ  СОШ  420

                                                                                           Колпинского района СПб

                  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ

                                          ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     В настоящее время нарушения чтения и письма (дилексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Следовательно, учителю-логопеду необходимо иметь ясное представление о системе коррекционной  работы в общеобразовательной школе, а также о взаимодействии в процессе работы всех специалистов школы. Так как предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них нарушениями устной и письменной речи, является главной задачей учителей- логопедов общеобразовательной школы. Для разработки оптимальных путей логопедического воздействия необходима тщательная диагностика, чтобы учитывать на какие именно стороны речи и в каком объеме распространяется нарушение..

     Эффективная помощь учащимся с общим недоразвитием речи в условиях общеобразовательной школы возможна лишь в случае систематической, последовательной и взаимосвязанной работы в нескольких направлениях:

- коррекция произношения;

- развитие навыков анализа звукового и морфологического состава слова;

- обогащение лексического запаса;

- овладение синтаксическими конструкциями;

- развитие связной речи.

     Для оптимального планирования логопедических занятий учитель-логопед должен выявить и правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика. От правильного понимания сущности речевого дефекта и особенностей его развития зависит решение задачи развития речи учащихся в процессе коррекционно-педагогической работы.

     Правильная  диагностика позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения. Не менее важным в практической деятельности учителя-логопеда является учет индивидуальных особенностей учащихся с нарушениями речи, поскольку своеобразие  их проявлений определяет специфические методы коррекционного воздействия. Следовательно, в ходе обследования логопед должен фиксировать особенности внимания учащихся, уровень их наблюдательности, работоспособности, реакции детей на встречающиеся в ходе выполнения учебных заданий трудности, утомляемость, а также отношение ребенка к  имеющемуся у него дефекту речи.

     В процессе изучения учащихся с нарушениями речи учитель-логопед выявляет объем речевых навыков, который сопоставляет с возрастными нормативами и уровнем психического развития. При этом необходимо учитывать соотношение нарушения с компенсаторными возможностями, с речевой активностью, с другими видами психической деятельности.

     При выявлении речевых нарушений необходимо:

- проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса, грамматического строя;

- определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи учащегося;

-- выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции;

- сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

     Логопедическое обследование предполагает определение речевых расстройств, которые могут наблюдаться на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Со стороны произносительной функции речи наблюдаются нарушения различной степени: единичные дефекты (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стёртая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твёрдого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи. Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи.

      Нарушением устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.

     Также в последние годы как самостоятельное нарушение выделилась ДИЗОРФОГРАФИЯ (трудности усвоения школьником орфографических и правил и их применение). Дизорфография может сочетаться с дисграфией, а может проявляться и самостоятельно.

     Таким образом, можно сделать вывод, что для успешной коррекционной работы учителя-логопеда важна тщательная диагностика учащегося с речевыми нарушениями.. От логопеда требуется глубокое обследование всех сторон речи учащегося, начиная с общей характеристики речи: произношение отдельных звуков, различение звуков на слух, произношение слов с различным слоговым составом. При проверке письма и чтения следует обращать внимание на навыки анализа и синтеза звукового состава слов, на характеристику овладения техникой чтения, ошибки при чтении и понимание прочитанного.

     Необходимой является и краткая характеристика учащегося по данным психолого-педагогических наблюдений. Четкая картина все отклонений в речевом развитии позволяет логопеду наметить всю систему коррекционно-педагогической работы по исправлению речевых нарушений учащегося.

     Также немаловажное значение в организации целенаправленной работы учителя-логопеда имеет правильное ведение документации (речевой карты, планов индивидуальной работы, поурочного и тематического планирования), наличие которой является залогом хороших результатов коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ОНР.

Список использованной литературы:

1.Фуреева  Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи школьников. Феникс.2006

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с. (Логопед в школе).

3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «ММ», 1997 – 267 с.

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...

«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».

Пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения.Статья напечатана в сборнике №...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...