Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
статья

Навдаева Татьяна Ивановна

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС.

(логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы. 

В нашей школе обучаются дети в основном с легкой степенью, но есть дети, у которых имеется глубокая степень умственной отсталости.  Ежегодно увеличивается количество поступающих в учреждение детей с расстройствами аутистического спектра. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Например, в этом году поступили дети, практически все имеющие множественные нарушения. Трое детей из первого класса безречевые. Очень слабые дети прибыли в 4 класс. Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей. Поэтому требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

Целью моей работы с обучающимися 2-7 классов является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных образовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (для 1 класса):

- Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно-просветительская работа.

Диагностическое направление моей работы включает в себя углубленное изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 29 мая). Я представляю результаты логопедического обследования на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении обучающегося на занятия.

Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. Для этого используются элементы диагностических методик следующих авторов Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Кирилловой. По результатам обследования комплектуются группы обучающихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период с 15 по 29 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным мониторинга ПМПк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных занятий или их прекращения.

Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося.

Мной  разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени, а также для детей с аутистическим спектром.

Программа по коррекции системного недоразвития речи лёгкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:

  • коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • коррекция лексической стороны речи;
  • коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием речи средней и тяжёлой степени (сюда относятся все обучающиеся 1 класса и дети, поступившие вновь в 4 класс) имеет  целью развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнка-логопата.

Данный курс представлен для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью. Они не подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён.

Данная рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:

  • развитие понимания обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков;
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, я на логопедических занятиях  тоже активно использую информационно-коммуникационные технологии. Для этого я создаю  библиотеку электронных ресурсов, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр. Практически на каждом занятии выполняются задания по интерактивной доске. С помощью программы  LearningApps  создаю свои мультимедийные игры и задания.

В прошлом году была приобретена лицензированная программа «Логомер», по работе с которой я дистанционно прошла обучение. Использование этого программно-дидактического  комплекса позволяет проводить занятия интересно, насыщенно, результативно.

Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность обучающихся и оживить учебный процесс. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Особенностью работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра является замена вербальных абстрактных образов зрительными, что значительно облегчает обучение аутичного ребёнка. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с данной категорией. С этой целью на логопедических занятиях применяются пиктограммы, визуальные опоры.

Полный курс логопедических занятий коррекционно-развивающего обучения обучающихся продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 15-25 минут. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Единственным недостатком реализации ФГОС является то, что на проведение логопедических занятий в 1 классе стало отводиться меньше часов, а дети поступили все неподготовленные, слабые и в основном безречевые.

Консультативная работа, проводимая учителем-логопедом, обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи обучающихся.

Во время всего периода сопровождения я постоянно поддерживаю контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимаюсь их просвещением по вопросам коррекции речи, а также работаю в постоянном сотрудничестве с администрацией нашей школы.

Я принимаю активное участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, даю  необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляю при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.).

В ходе анализа были выделены проблемные зоны: не все родители идут на контакт с учителем-логопедом, недостаточно осознают важность своевременной медикаментозной помощи ребёнку, иногда игнорируя рекомендации специалистов. Многие родители не владеют достаточным уровнем педагогических знаний и поэтому не всегда могут оказать своему ребёнку необходимую помощь.

Информационно-просветительская работа  направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа включает в себя: проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов, консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций и т.д. Публикация методических и консультативных материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения также способствует повышению уровня педагогической активности всех участников образовательных отношений.

Рекомендации для учителей к специфике работы с обучающимися, занимающихся у логопеда: 

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный), т.к. у таких обучающихся имеются множественные нарушения.
  • Дифференцированный подход (учитывается уровень сформированности речи, работоспособность)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, которое необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...